Перечислите принципы, методы , формы воспитания. Обоснуйте содержательные отличия процессов социализации и воспитания.
1. Принцип гуманизма в воспитании. По словам С. В. Кульневича, этот принцип предполагает нормальные, а не казенно-официальные отношения между педагогом и воспитанником. Человек, ученик является главной ценностью, со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями.
2. Принцип культуросообразности.
3. Принцип личностного функционирования. Воспитание должно способствовать становлению структур сознания, которые воплощают творческие качества человека.
4. Принцип субъективного контроля — формировать интериальный тип личности, когда все происходящее рассматривается как результат собственных усилий человека, когда он берет на себя ответственность за принятые решения, поступки, за все хорошие и плохие события своей жизни.
5. Принцип веры в ребенка (оптимистическая гипотеза) реализуется в неиссякаемой вере учителя в доброе начало каждого ученика, оказании помощи ребенку в его самоутверждении в жизни, самовыражении.
6. Принцип сотрудничества педагога с детьми.
7. Принцип включения личности в значимую деятельность. Задача учителя — совместно с учащимися разработать такие виды и формы значимой деятельности, при которых каждый ученик чувствует, что он нужен людям как неповторимая индивидуальность.
Частные принципы воспитания помогают создать непосредственные условия для воспитания творческой личности на основе сотрудничества с учениками.
I группа частных принципов учитывает направленность личности ученика, ее моральные качества, интересы, потребности, мотивы деятельности:
— принцип самосовершенствования;
— самореализации в творчестве;
— готовности к ответственным действиям;
— самоуважения.
II группа — это принципы социально-профессионального опыта:
— принцип учета поведения;
— учета привычек;
— развитости общения;
— учета профессиональных умений;
— учета развития аудиовизуальной культуры.
III группа — это принципы учета индивидуальных психических процессов ученика, его эмоционально-волевых качеств.
IV группа частных принципов — учет типологических свойств личности ребенка:
— принцип учета половых и возрастных различий;
— учета особенностей характера и свойств нервной системы. Методы воспитательного воздействия — это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.
Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.
Методы воздействия на личность в педагогически-воспитательных целях разнообразны. Для должного функционирования педагогического процесса нужно как минимум шесть групп методов воздействия на личность:
1) убеждение;
2) внушение и заражение, "личный пример" и подражание;
3) упражнения и приучения;
4) обучение;
5) стимулирование (методы поощрения и наказания, соревнование);
6) контроль и оценка.
Методы воздействия совокупность приемов, реализующих воздействие:
1) на потребности, интересы, склонности — т.е. источники мотивации активности, поведения человека;
2) установки, групповые нормы, самооценки людей — т.е. на те факторы, которые регулируют активность;
3) состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение.
Например, беседа по душам, диспут, разъяснение, лекция — это примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность — приемы поощрения.
Убеждение — это воздействие на разум, логику человека. Оно предполагает систему доказательств на основе жизненных примеров, логических выводов и обобщений.
Но чаще всего педагог обращается одновременно к разуму и чувствам воспитанника, сочетая убеждение и внушение, заражая воспитанника своей убежденностью и верой в успех. Но наиболее весомо можно убедить, когда воздействуют слово, чувство, дело и личный пример педагога. Пример как метод воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Как правило — это самостоятельная личность, образу жизни, манере поведения и поступкам которой стремятся следовать другие.
2. 15. Раскройте механизмы психического развития детей раннего возраста. Остановитесь на понятии "Кризис" , виды кризиса, симптомы протекания кризиса..
1. Первым основным понятием механизма психического развития является так называемая социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма отношений, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития -это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т.е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми1. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Выяснив и поняв ее, мы тем самым можем выяснить и понять, как из жизни ребенка возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.
Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности. Это, - пожалуй, центральное понятие механизма психического развития ребенка.
2. Ведущая деятельность - это деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.
Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Она (ведущая деятельность) не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии и, прежде всего, появление новых психических образований.
Кризис развития - это основной элемент механизма развития ребенка. Л.С.Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка1. Кризис - это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях с взрослыми.
Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.
Первым в научной литературе был описан кризис полового созревания. Позднее был открыт кризис трех лет. Еще позднее был изучен кризис семи лет. Наряду с ними выделяют кризис новорожденное™ и кризис одного года. Таким образом, ребенок от момента рождения и до периода юношества переживает пять кризисных периодов.
2. 16. Раскройте механизмы психического развития подростков. Остановитесь на понятии " Подростковый Кризис" , симптомы протекания кризиса.
у каждого возраста свои механизмы психического развития.
1) мех-мы соц-й ситуации развития Л.С.Выготский - та система которая складывается вокруг ребенка.
- самооценка (точка зрения родителей, сверстников, педагогов, воспитателей) (своя собственная точка зрения)
2)Ведущий вид деятельности
-развитие:память, мышление,воображения.........развитие личных качеств.
3) Кризис- это качеств изменение психики
Выготский выделил литический (скрытый), критический (бурный)
4) Механизм новообразование возраста
11-15 лет чувство взрослости, интимно-личностное отношение,
у юношей 15-17 лет профессион и личност самоопределение.
КРИЗИС- это есть противоречие между возможностями и потребностями.