Ведущие ученые-дефектологи. Их роль в развитии СО.
Вклад В.М. Бехтерева в развитие психоневрологии. Е.К. Грачева - первый русский педагог-дефектолог. Воспитательная система В.П. Кащенко. Выдающиеся работы А.Н. Граборова по олигофренопедагогике. Специфика обучения умственно отсталых детей по Л.В. Занкову.
Мария Семёновна Певзнер(1901-1991) разработала классификацию олигофрении по показателям недоразвития познавательной деятельности, по степени подвижности и уравновешенности процессов торможения и возбуждения.
Рау Ф.А. В 1896 открыл в Москве частную школу для глухих и курсы по исправлению недостатков речи. В 1899-1928 директор Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых (другое название - Московский институт глухонемых). Организатор и участник съездов и конференций по обучению и воспитанию глухих, инициатор первых мероприятий по организации логопедической помощи. Принимал активное участие в строительстве советской школы для глухих, в разработке учебных планов, программ, учебников и метод, пособий, способствовал осуществлению дифференцированию обучения глухих, слабослышащих и позднооглохших. Рау был одним из организаторов высшего дефектологического образования. Вёл широкую пропаганду специальных педагогических знаний среди педагогов, врачей, родителей.
Шиф Жозефина ИльиничнаИзучала проблемы обучения и психического развития аномальных детей, уделяя особое внимание формированию речи и мышления у глухих и умственно отсталых школьников, а также общим вопросам специальной психологии. Ж. И. Шиф исследовала влияние словесной речи на развитие мышления глухих в процессе обучения.
Дульнев Григорий Митрофанович (1909 - 1972).Отечественный олигофренопедагог и психолог. Работал в области воспитания, обучения, профессиональной подготовки, а также психологического изучения умственно отсталых детей. Особое значение имеют исследования по проблеме компенсаторной роли труда при аномалии умственного развития ребенка.
Лев Семенович Выготский (1896–1934) – выдающийся отечественный психолог, создатель концепции развития высших психических функций, которого, помимо прочего,привлекала особая сфера практики – работа с детьми, страдающими различными умственными и физическими дефектами.
6. История подготовки педагогов – дефектологов
Дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.
Долгое время, единственным научно-исследовательским центром в области дефектологии был Экспериментальный Дефектологический Институт, открытый в 1929 году на базе созданной В.П.Кащенко Медико-педагогической Станции.а сейчас он носит название Института коррекционной педагогики РАО. Штат института составляют специалисты самых различных профилей: медики, физиологи, психологи и педагоги и областей дефектологии :сурдо-, тифло-, олиго-, лого- и др. в решении проблем изучения и обучения разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития. Стоит отметить тот неоценимый вклад этого учреждения, в развитие теории и практики дефектологии как интегративной области научного знания, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей. Необходимо сказать о Л.С.Выготском, в чьих работах еще в начале 20 века были сформулированы и обоснованы общие для всех разделов дефектологии положения о природе и сущности аномального развития, основанные на культурно-исторической теории развития высших психических функций.
7. Особые образовательные потребности и содержание специального образования.
Развитие здорового ребенка и развитие ребенка, имеющего отклонения в развитии, существенно отличаются, этим фактом обосновано мнение об обучении таких детей в разных/учреждениях.
Ребенок с отклонениями в развитии в образовательном процессе, помимо получения непосредственно образования, решает ряд дополнительных задач, обусловленных наличием нарушения. К специальным образовательным условиям относится, например, наличие специальных образовательных программ, методик, средств обучения, индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление медицинской и психологической помощи, сопровождение процесса обучения специалистами и другие условия.
Лица с различными нарушениями могут получать разные степени образования, это зависит от сохранения интеллектуальных способностей, тяжести и характера отклонения. Основная масса людей, имеющих сенсорные или соматические нарушения, или нарушения эмоционально-волевой и поведенческой среды, способны получать общее среднее, а также среднее и высшее профессиональное образование. Лица с нарушениями интеллекта получают элементарную общеобразовательную подготовку и обучаются профессиям, не требующим интеллектуальной нагрузки, что позволяет им адаптироваться в обществе.
Обучение глубоко умственно отсталых лиц заключается в привитии им элементарных бытовых навыков и навыков гигиены. Государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (специальный образовательный стандарт) регламентирует требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-педагогической работе и трудовой и профессиональной подготовке для каждой категории лиц с нарушениями в развитии.
Содержание педагогической деятельности в сфере СО.
Сферы профессиональной деятельности педагога системы специального образования:
• профилактика;
• диагностика и консультирование;
• педагогическое просвещение;
• участие в психологической и психотерапевтической помощи;
• образовательная и социально-педагогическая деятельность;
• организация и руководство образованием;
• преподавательская деятельность;
• научно-исследовательская деятельность.
Педагоги-дефектологи выполняют свои профессиональные обязанности в различных образовательных учреждениях как специальных, так и общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляют индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии на дому.
Педагог системы специального образования должен обладать следующими качествами:
• педагогическая направленность — собирательное свойство личности педагога, представляющее собой комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;
• эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;
• педагогический такт — чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом. Тактичность педагога в том, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
• педагогическая зоркость — способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка; педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в результативность специального образовательного процесса; культура профессионального обучения — умение организовать правильные взаимоотношения с детьми, их родителями, коллегами; педагогическая рефлексия — самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Мастерство педагога — это высокий уровень творческого овладения современным арсеналом средств психолого-педагогического воздействия; эффективное применение их в процессе всей деятельности. Педагогическая техника - необходимая составная часть педагогического мастерства.
Важнейшие черты профессионального характера по Н.М. Назаровой:
• доброта;
• ответственность;
• терпение;
• способность к эмпатии; энергичность; увлеченность своей работой;
• уважение и любовь к своим воспитанникам;
• профессиональная честность и порядочность.