Регламент выполнения дипломной работы
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой НО
___________________Н.Д. Неустроев
«____» марта 2013г.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ
КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
Методические рекомендации
Якутск 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПОДГОТОВКА К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ
1.1. Процесс выполнения дипломной работы
1.2. Порядок подготовки дипломной работы
1.3. Структура дипломной работы
1.4. Защита дипломной работы
1.5. Критерии оценки выпускной квалификационной работы
Глава 2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТ
2.1. Общие требования
2.2. Построение работы
2.3. Нумерация страниц
2.4. Оформление рисунков
2.5. Таблицы
2.6. Формулы и уравнения
2.7. Ссылки и сноски
2.8. Оформление приложений
2.9. Библиографическое оформление
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи студентам в подготовке и защите выпускной квалификационной работы. В соответствии с «Положение об итоговой государственной аттестации выпускников СВФУ» аттестационных испытаний, наряду с итоговым экзаменом по отдельной дисциплине, итоговым междисциплинарным экзаменом по направлению (специальности), входит написание и защита выпускной квалификационной работы (ВКР). В настоящем положении использованы ссылки на следующие документы:
1. Положение об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1155 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 5 мая 2003 г. № 4490).
2. Методические рекомендации по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний (письмо Минобразования Российской Федерации от 18 мая 2002 г. № 14-55-359 ин/15).
3. Федеральные государственные стандарты и государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки и специальностям ВПО.
4. Устав ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова».
ВКР может быть представлена в виде дипломной (специалитет) или бакалаврской работы (бакалавриат).
Выпускная квалификационная работа бакалавра (бакалаврская работа) – самостоятельное и логически завершенное теоретическое или экспериментальное исследование, связанное с разработкой теоретических вопросов, с экспериментальными исследованиями или с решением задач прикладного характера (проектированием элементов приборов и систем), являющихся, как правило, частью научно-исследовательских работ, выполняемых выпускающей кафедрой. Главным содержанием бакалаврской работы может стать реферативный обзор по научным публикациям. В обзоре должны быть подробно рассмотрены и квалифицированно проанализированы новые технологии и устройства или научно-технические достижения, актуальные для областей, тематически связанных с направлением подготовки. По решению кафедры выпускная работа может быть представлена в виде обобщения курсовых работ, выполняемых студентом по общепрофессиональным и специальным дисциплинам направления подготовки. (Бакалаврские работы такого рода оценивают, как правило, ниже работ исследовательского характера.)
Дипломный проект – самостоятельно выполненная техническая разработка, отвечающая современным требованиям развития отрасли, содержащая решение конкретной технической, технологической, экономической и/или управленческой задачи. Дипломному проекту должны быть присущи признаки опытно-конструкторских, технологических разработок. Он должен состоят из пояснительной записки с выделенной проектной частью, в которой приводится решение поставленной задачи, и необходимых графических (демонстрационных) и других дополнительных материалов. В зависимости от содержания проектной части, дипломные проекты могут быть конструкторскими, технологическими, дизайнерскими, управленческими, экономическими, социально-экономическими и др. Проектная часть, в том числе и необходимая документация, разрабатывается в соответствии с требованиями нормативной документации, рекомендованной кафедрой (ЕСКД, ЕСТД, ЕСПД и др.).
Дипломная работа – самостоятельное, логически завершенное исследование конкретной научной или прикладной задачи, представляемая в виде пояснительной записки и необходимого демонстрационного (графического) материала. Дипломная работа может быть теоретической, экспериментальной или экспериментально-теоретической. Экспериментальная (экспериментально-теоретическая) дипломная работа должна содержать теоретический раздел, в котором должно быть раскрыто количественное решение одной из задач, поставленных в работе. Графическая часть дипломной работы может состоять из демонстрационного материала (плакатов) (таблицы, графики, диаграммы и т.д.).
ВКР является заключительным этапом проведения государственных аттестационных испытаний и имеет своей целью систематизацию, обобщение и закрепление теоретических знаний, практических умений, общекультурных и профессиональных компетенций выпускника. В связи с этим выполнение ВКР предполагает овладение методикой и техникой научного труда, поэтому к оформлению предъявляются те же требования, что и к обычной научной публикации. Как показывает практика, не каждый студент умеет правильно «общаться» с научной литературой. У многих не сформирована культура письменной речи, в основе которой лежит научный стиль. В методических рекомендациях нашли отражение те трудности, которые мешают работе начинающего исследователя, препятствуя его продвижению вперед.
Методические рекомендации состоят из введения, 6 частей, списка использованных источников и литературы, приложений. Основная часть раскрывает этапы выполнения ВКР, требования к содержанию и оформлению, порядок защиты. Подробно приведено библиографическое описание документов, включая примеры описания книг, периодических изданий, статей, электронных ресурсов, нормативно-технических документов с учетом требований ГОСТ 2.105 - 95, ГОСТ 7.12-93, ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.80-2000, ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 7.83-2001, ГОСТ 8.417-2003, ГОСТ Р 7.05-2008.
Глава 1. Подготовка к дипломной работе
1.1. Процесс выполнения дипломной работы
Дипломная работа – это окончательный результат обучения студента в вузе, подводящая итоги приобретенных студентом знаний. Поэтому ее качество, степень самостоятельности, аргументированность и логичность имеют большое значение.
Дипломная работа может быть продолжением одной или нескольких курсовых работ, являясь более расширенным и углубленным исследованием, опираясь на накопленный научный и практический материал. При такой постановке возможно использование основного текста курсовых работ в качестве одной или нескольких их глав, произведя необходимые изменения, согласовав их с общим замыслом дипломной работы. К выпускному курсу студент приобретает опыт написания трех курсовых работ и защиты их на кафедре.
На кафедре приказом ректора назначается руководитель дипломной работы, с которым обсуждается её тема и разрабатывается план выполнения.
Примерный объем курсовой работы для студентов 1-2 курсов - 20-30 страниц, для студентов 3-5 курсов - 30-40 страниц, дипломной работы - 60-70 страниц. В этот объем включается: титульный лист, оглавление, введение, основной текст, заключение, список использованных источников и литературы. Приложения в общий объем не включаются.
План дипломной работы представляет собой структуру, которая состоит из введения, литературного обзора, материал и методы исследования, основной части, которая состоит из двух (в отдельных случаях трёх) глав, объединяющих по два-три параграфа, заключения, выводов и практических рекомендаций. Написание разделов идентично разделам, приведённых в курсовой работе.
В задачу дипломной работы входит не только постановка проблемы, но и нахождение пути ее решения, т.е. необходимо представить и раскрыть перспективы выбранного пути. Поэтому уровень дипломной работы с научной точки зрения качественно отличается от курсовой работы. Здесь требуются сформировавшиеся навыки теоретического (научного) мышления.
При написании дипломной работы в задачу студента входит рассмотрение истории изучаемой проблемы, существующие в науке концепции, анализ имеющихся методологий и обоснование выбора основных методов исследования, используемых при написании работы.
Как структура, так и вся работа в целом должны быть подчинены единой логике и реализации (раскрытию) поставленной цели. Тема работы в смысловом отношении должна быть шире названий каждой из глав, а название каждой главы, в свою очередь, – шире каждого из составляющих ее параграфов. Материал должен быть изложен последовательно и аргументировано, при этом выносимые теоретические положения необходимо обосновывать и доказывать. Но работу не следует перегружать цитатами. Прямое цитирование следует чередовать косвенным пересказом того или иного места из приводимого источника.
Рецензент, оценивая работу, обращает внимание на культуру изложения, стилистику, использование терминологии, принятой в научной среде. При этом в работе не следует прибегать как к просторечию, так и перегружать ее терминами, не являющимися обязательными, т.е. «сухим канцелярским оборотам речи» или сложными (трудно воспринимаемыми) иностранными словами и словосочетаниями. Изложение должно быть живым, но не эмоциональным. В работе не должно быть грамматических и пунктуационных ошибок.
Глава 2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТ
2.1. Общие требования
Изложение текста и оформление работы выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–2003. Работа должна быть выполнена с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги размера А4 через полтора интервала.
Цвет шрифта - черный. Размер шрифта (кегль) - 14. Тип шрифта -Times New Roman. Шрифт печати должен быть прямым, четким, черного цвета, одинаковым по всему объему текста. Разрешается использовать полужирный шрифт при выделении заголовков структурных частей курсовой (дипломной) работы (оглавление, введение, название главы, заключение и т.д.). Текст обязательно выравнивается по ширине.
Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Абзацыв тексте следует начинать с отступа, равного 1,25 см.
В тексте используется «длинное тире», его клавиатурное сочетание в MS Word — Ctrl + Alt + минус на дополнительной клавиатуре и используются «кавычки-елочки».
Каждый раздел (подраздел, пункт, подпункт) в тексте должен иметь заголовокв точном соответствии с наименованием в «содержании». Собранные листы вставляются в папку и прошиваются. Титульный лист и содержание курсовой, дипломной работы должны быть оформлены в соответствии с Приложением 2.
В работе не должно быть грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок. Текст должен быть оформлен с соблюдением всех правил техники цитирования, библиографических справок и т.д. Названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие собственные имена, а также фамилии приводятся на языке оригинала.
Сокращение русских слов и словосочетаний приводятся в соответствии с ГОСТ 7.12–93.
Построение работы
Наименования структурных элементов работы «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», наименования глав, «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» служат заголовками структурных элементов, которые записываются симметрично тексту по центру прописными (заглавными) буквами, полужирным шрифтом.
Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений (например – 1., 2., 3 и т.д.).
Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой (например – 1.1., 1.2., 1.3. и т.д.).
Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта, разделенные точкой (например – 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.).
Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко отражать содержание разделов, подразделов. Название и нумерация глав, разделов, параграфов, пунктов в тексте работы и в оглавлении должны полностью совпадать.
Переносы слов в заголовках исключают. Знаки (точку или двоеточие) в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Не допускается выделение заголовка подчеркиванием, отведением для них отдельных страниц работы.
Каждую главу (раздел) основной части текста работы, а также введение, заключение, список использованной литературы, приложения следует начинать с новой страницы.
Параграфы и пункты оформляют на новой странице только в том случае, если от текста предыдущего параграфа или пункта осталось на листе не более четверти свободного места.
Внутри подразделов, пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить тире (–), точку (·) или при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.
Например,
– ______________ ;
– ______________
или
· ______________ ;
· ______________
или
а) ______________ ;
б) ______________ ;
в) ______________ .
Каждое перечисление записывают с абзацного отступа.
Нумерация страниц
Страницы в работе следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки (12 пт).
Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нем не проставляется. Все страницы, начиная с 3-й (ВВЕДЕНИЕ), нумеруются.
Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы.
2.4. Оформление рисунков
К рисунком относятся все графические изображения (схемы, графики, фотографии, рисунки). На все рисунки в тексте должны быть даны ссылки. Рисунки должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки нумеруются арабскими цифрами, при этом нумерация сквозная, но допускается нумеровать и в пределах раздела (главы). В последнем случае номер рисунка состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой (например: Рисунок 1.1). Название пишется под рисунком по центру, как и рисунок, форматирование — как и у обычного текста. Слово «Рисунок» пишется полностью. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Допускается не нумеровать мелкие иллюстрации (мелкие рисунки), размещенные непосредственно в тексте и на которые в дальнейшем нет ссылок. При ссылках на иллюстрацию следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела, или (Рисунок 1.). После слово «Рисунок 2» пишется название. В этом случае подпись должна выглядеть так: «Рисунок 2 — Название». Точка в конце названия не ставится. Если в работе есть приложения, то рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначение приложения (например: Рисунок А.З).
Пример
Структурные элементы дидактической игры представлена на рисунке 1
Структурные элементы дидактической игры |
Игровое правило |
Дидактическая цель |
Игровое действие |
Рисунок 1 – Структурные элементы дидактической игры
2.5. Таблицы
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Таблицы могут содержать цифровой или текстовый материал. Таблица состоит из следующих обязательных элементов: обозначение, название, шапку, основную часть.
Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица…» с указанием порядкового номера таблицы (например, «Таблица 4») без значка № перед цифрой и точки после нее. Строкой ниже располагается название таблицы, которое центрируется относительно страницы, пишется строчными буквами без точки в конце.
Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире, без переносов, выделяя полужирным шрифтом.
Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы в тексте должны быть обязательно ссылки. При ссылке следует писать слово «Таблица» с указанием ее номера. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на следующую страницу, при этом справа над самой таблицей пишут «Продолжение» и указывают номер таблицы (например, Продолжение таблицы 2), точка в конце не ставится.
Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение.
В конце заголовков и подзаголовков таблицы точки не ставят. В таблице допускается применять размер шрифта меньший, чем в тексте.
Не допускается помещать в текст научной работы без ссылки на источник те таблицы, данные которых уже были опубликованы в печати. Если таблица заимствована из книги или статьи другого автора, на нее должна быть оформлена библиографическая ссылка. Если таблица составлена автором, то указывается «Источник: составлено (рассчитано) автором на основе (далее приводятся ссылки на источник статистических данных или литературный источник(-и)». Таблица и сопровождающие ее подписи должны иметь по одной пустой строке от основного текста до и после таблицы.
Пример:
Таблица 1
Название[28, с. 10]
Показатели | ||||||
109,4 | 121,3 | 105,0 | 98,0 | 123,4 | 101,7 | |
Продолжение таблицы 1
Показатели | ||||||
Все таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, за исключением приложений.
Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами.
2.6. Формулы и уравнения
В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами, и отраженные в формате формул. Уравнения и формулы выделяют из текста в отдельную строку. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.
Пример:
Балацкий Е.В. предложил модель оценки эффективности инвестиций в экономике представить в виде формулы (1):
(1)
где – мультипликатор инвестиций в открытой экономике;
S – норма инвестирования;
– средняя ставка налоговых отчислений;
– соотношение между объемом экспорта капитала и объемом экспорта товаров и услуг;
– аналогичное соотношение по импорту;
m, n – показатели импортной и экспортной квоты соответственно;
у – валовая внутренняя продукция;
Т – сумма налоговых поступлений;
I – объем инвестиций в открытой экономике.
Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой. Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «´».
Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают – (1). Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в круглых скобках, например, ... в формуле (1).
Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения.
Порядок изложения в документах математических уравнений такой же, как и формул.
2.7. Ссылки и сноски
В работе допускаются ссылки на документ, стандарты, технические условия и другие документы при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в пользовании документом.
Допускается использование ссылок по тексту работы. Ссылаться можно на документ в целом или его разделы и приложения. В работе используется список литературы, составленный по видам изданий и имеющий сквозную нумерацию. В этом случае ссылка на источник дается в квадратных скобках, внутри которых стоит номер источника в списке литературы и номера страниц источника, например, [23, с. 55] или [43], если ссылка целиком на источник.
Пример:
В работах К.Д. Ушинского [12, 15, 32] отмечены…
По мнению Э.А. Фарапоновой [34, с. 14], в процессе постепенного перехода от……...
Анализ результатов исследований, представленный в [10, 15, 22], позволяет сделать следующий вывод...
или
«Стратегия – это …» [2, с. 24].
2.8. Оформление приложений
В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность (например: ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О. Если в работе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А»
Текст каждого приложения может быть разделен на разделы, подразделы и т.д., которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения. Нумерация страниц приложений и основного текста должна быть сквозная.
2.9. Библиографическое оформление
Список использованных источников указывается в конце работы, после Заключения, в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическое описание документов».
В алфавитном порядке записывается специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, брошюры, научные статьи и т.п.); периодические издания с указанием года и месяца журналов и газет (если статьи из них не приведены в предыдущем разделе списка литературы), законодательные акты (законы, постановления Правительства РФ и Государственной думы), нормативно-методические документы и материалы (нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники), статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений, а также Интернет-сайты.
Описание каждого источника дается с абзаца. Заглавие в описании должно точно повторять заглавие книги. Сокращение написание слов в заглавии не допускается. После заглавия книги обязательны выходные данные: место издания, издательство, год издания. Допускается сокращение только следующих городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д.), Минск (Мн.). Наименование издательства приводят без кавычек в именительном падеже в сокращенной форме. Например: ИНФРА-М, Дека, Мысль.
Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании документа выполняется по ГОСТ 7.12-93. Перед названием издательства ставится условный разделительный знак – двоеточие (:), а после названия издательства – запятая (,) и указывается год издания. Слово «год» или буква «г.» не пишутся. Например: Наука, 2002.
Описание документа в целом
Книги и брошюры
Официальные издания
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: части первая и вторая. – М.: Омега-Л, 2005. – 573 с. – (Б-ка российского законодательства)
Книга под фамилией автора
Описание книги начинается с заглавия, если авторов у книги не более трех.
Черняк, В. З. История предпринимательства [Текст]: учебник для вузов / В.З. Черняк. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 400 с.
Сергеев, И. В. Экономика предприятия [Текст] : учеб. пособие / И.В. Сергеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 304 с.: ил.
Книги под заглавием
Описание книги начинается с заглавия, если она написана четырьмя и более авторами. На заглавие описываются коллективные монографии, сборники статей и т.п.
Сведения, взятые не с титульного листа, заключаются в квадратные скобки.
Региональная экономика [Текст] : учебник / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк [и др.].; под ред. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2000. – 468 с., [2] л. карт.: портр.
Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности организации: методология, задачи, ситуации, тесты [Текст] / З.Д. Бабаева [и др.]. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 544 с.
Сборники
Актуальные проблемы менеджмента, маркетинга и информационных технологий [Текст]: сб. науч. тр. – Вып. 7. – Воронеж: АОНО «ИММиФ», 2006. – 220 с.
Социально-экономический механизм стимулирования труда [Текст]: сб. ст. / отв. ред. В. А. Гага. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1988. — 195 с.
Многотомные издания
Новая российская энциклопедия [Текст]: в 12 т. / гл. ред. А. Д. Некипелов. — М.: Энциклопедия, 2003. — Т. 1: Россия. — 959 с.
Мережковский, Д. С. Собрание сочинений : в 5 т. / Д. С. Мережковский ; сост. и общ. ред. О. Н. Михайлова. — М.: Правда, 1990. — Т. 1-5.
Изоиздания
Мальцева, Ф. С. Мастера русского пейзажа, 1880 — 1890 гг. [Изоматериал]: альбом репрод. / Ф. С. Мальцева. — М.: Искусство, 2001. — Ч. 3. — 151 с.: цв. ил. — (Мастера русского пейзажа: вторая половина Х1Х в.).
Статьи из периодических и продолжающихся изданий
В процессе исследовательской деятельности часто используются работы, помещенные в собраниях сочинений, сборниках произведений (как авторских, так и коллективных), хрестоматиях; статьи из журналов; материалы из сборников статей и тезисов; материалы конференций; статьи из энциклопедий. Помещая сведения о них в списке литературы, необходимо указывать не само собрание сочинений, не сам сборник, не журнал и не энциклопедию и т.д., а ту работу (статью, тезисы, текст выступления), которая анализировалась в процессе исследования. Сначала указываются фамилия и инициалы автора материала (необходимо помнить, что даже в энциклопедии у каждой статьи есть автор), название материала (в отношении энциклопедии в качестве названия выступает само понятие, содержание которого разъясняется), затем ставится знак «//», после которого помещаются сведения об издании, в котором помещен данный материал. Сведения о самом сборнике (собрании сочинений, хрестоматии и т.д.) указываются в соответствии с требованиями к оформлению авторского издания, отдельного произведения.
Если материал помещен в журнале, то после знака «//» указывается название журнала и все его «выходные данные», помещенные на оборотной стороне титульного листа (серия, год, номер и т.д.). Важно помнить о том, что в конце сведений о материале указывается нумерация страниц, на которых начинается и заканчивается публикация.
… из журналов
Лушин, С. И. О денежных реформах в России [Текст] / С.И. Лушин // Финансы. — 2000. — № 5. — С. 25-29.
Коршунова, Н. Е. Менеджмент в социальной сфере [Текст] / Н.Е. Коршунова, О.В. Шатаева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. - № 6. – С. 66-74.
… из газет
Владимиров, А. Число удачи [Текст] / А. Владимиров // Поиск. – 2007. – 20 апреля.
Если газета имеет более 8 страниц, в описании приводится номер страницы, на которой помещена статья.
Дорофеев, А. Документальность, быстрота, гибкость [Текст] / А. Дорофеев // Экономика и жизнь. – 2008. – февр. – С. 33.
… из продолжающихся изданий
Леженин, В. Н. Развитие положений римского частного права в российском гражданском законодательстве / В.Н. Леженин // Юрид. зап. / Воронеж, гос. ун-т. – 2000. – Вып. 11. – С. 19-33.
Белова, Г. Д. Некоторые вопросы уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства / Г.Д. Белова // Актуал. проблемы прокурор.надзора. – 2001. – Вып. 5. – С. 46-49.
Электронные ресурсы
Локального доступа:
Britannica CD-99 [Электронный ресурс]. - Электрон, интерактив, мультимедиа. [Б. м.], 1998. - 3 СВ-КОМ. - Систем, требования: Pentium 100 МГц ; 16 Мб RАМ ; \\ Windows 95 ; дисковод СD-RОМ 2х ; SVGА видеокарта , 256 цв.; зв. карта ; мышь. -Загл. с контейнера.
История экономических учений [Электронный ресурс] / информ. система на компакт-диске / Д. Г. Вигарков, А. А. Палин, А. Н. Удачев. - Электрон, дан. - СПб.: СПКРК, 2002. - 1 СD-RОМ. - Систем, требования: IBM-совместимый РС; СРU с сопроцессором; 6 Мб на винчестере; МS DOS 6.0 и Windows 95; дисковод СD-RОМ 2х ; SVGА монитор ; видеоадаптер (800x600, 256 цв.); мышь. - Загл. с контейнера.
Удаленного доступа:
Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т.В.; Web-мастер Козлова Н.В. - Электрон, дан. - М.: Рос. гос. б-ка, 1997. - Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
Керимов, В.Э., Батурин, В.М. Финансовый леверидж как эффективный инструмент управления финансовой деятельностью предприятия [Электронный ресурс] / Web-сайт «Корпоративные финансы»; Web-мастер Дмитрий Рябых. - Электрон. дан. - М., 1998 - 2002. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/managment/, свободный. - Загл. с экрана.
О валютном регулировании и валютном контроле [Электронный ресурс]: Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3615-1 (ред. от 27.02.2003) - КонсультантПлюс: Версия Проф. - Электрон, дан. и прогр. - Консультант Плюс. - М., 1992-2002. - Режим доступа: Локальная сеть Мурманского гос. техн. ун-та. - Загл. с экрана.
Рекомендуемая литература
1. ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. — Взамен ГОСТ 7.1–84, ГОСТ 7.16–79, ГОСТ 7.18–79, ГОСТ 7.34–81, ГОСТ 7.40–82; введ. 2001–07–02. — М.: Изд-во стандартов, 2004. — 48 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
2. ГОСТ 7.9–95. Реферат и аннотация. — Взамен ГОСТ 7.9–77; введ. 97–07–01. — Минск: Изд-во стандартов, 1996. — 7 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
3. ГОСТ 7.11–2004. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках. — Взамен ГОСТ 7.11–78; введ. 2005–09–01. — М.: Стандартинформ, 2005. — 82 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
4. ГОСТ 7.12–93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила. — Взамен ГОСТ 7.12–77; введ. 95–07–01. — М.: Изд-во стандартов, 1995. — 18 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
5. ГОСТ 7.82–2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. — Введ. 2002–07–01. — Минск: Изд-во стандартов, 2001. — 31 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
6. ГОСТ 7.83–2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. — Введ. 2001–07–02. — М.: Изд-во стандартов; Минск: Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации, [2002]. — 13 с. — (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
7. Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления [Текст]: учебно-метод. пособие / И.Н. Кузнецов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2008. – 340 с.
8. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление [Текст]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2006. – 460 с.
9. Оформление курсовых, дипломных, диссертационных работ: Метод. рекомендации [Текст] / сост.: В.С. Крылова, Е.Ю. Кичигина; Том. гос. ун-т. Научн. Б-ка. Библиогр. Информ. Центр. – 2-е изд., доп. и перераб. – Томск, 2002. – 37 с.
10. Подготовка и оформление дипломных работ: Методические указания к дипломному проектированию для студентов специальности 050708.65 «Педагогика и методика начального образования» / Сост. Е.П.Павлова, С.М.Тиомофеева.-М.: Издательство «Спутник+», 2012.-70 с.
Приложение 1
Заявление на утверждение темы ВКР
Заведующему
кафедры НО ПИ СВФУ
Неустроеву Н.Д.,
от студента 5 курса,
Группы ПНО-08
Ивановой Анны Ивановны
Заявление
Прошу разрешить написать дипломную работу на тему «………Название……..» и назначить научным руководителем Иванову Иванну Ивановну, к.п.н. (д.п.н.), доцента (профессора, старшего преподавателя) кафедры начального образования Педагогического института СВФУ
Подпись____________ Дата
Руководитель_______________
Приложение 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы ……………………………………………
1.1. Понятие тревожности и страха…………………...……...…………………7
1.2. Особенности развития школьной тревожности у младших школьников………………………………..………………………………15
1.3. Рисуночная терапия как наиболее эффективный метод коррекции школьной тревожности………………………………………...…………23
Выводы по I главе……………………………………………..…………………29
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы. С появлением перемен возросло и число проблем. Среди наиболее частых и типичных проблем, с которыми приходится сталкиваться в школе, одно из первых мест принадлежит тревожному поведению детей, то есть школьной тревожности. Трев