Понятие содержания педагогического процесса. Структура содержания обучения. Структура и основные направления содержания воспитания.
Содержание-часть опыта поколений,которая передается учащемся для достижения поставленной цели.
В педагогическом процессе принято выделять две органически взаимосвязанные составляющие-содержание обучения и содержание воспитания.
Содержание образования – это цель, которую должно реализовать учебное заведение в отношении каждого будущего специалиста. Реализация этой цели служит содержание обучения
Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфически - качественные отличия.
Функции содержания образования:
- предмет познавательной деятельности педагогов и учащихся;
- средство практической деятельности педагогов и учащихся;
- средство управления развитием педагогов и учащихся;
- использование опыта в практической деятельности.
Структура содержания:
- опыт физического развития;
- опыт эстетического отношения;
- опыт трудовой и профессиональной деятельности,
- опыт познавательной деятельности,
- опыт нравственных отношений.
Содержание обучения – включает то, что подлежит усвоению учщимися для реализации заданных целей обучения.
Структура: 1) цель, 2) учебная информация, 3) средства пед. коммуникации педагога и учащихся, 4) формы их деят-ти, 5) способы осуществления пед. руководства учебной и др. видами деят-ти и поведения учащихся.
Функции: 1) образовательная; 2) развивающая, 3) воспитательная.
Составные части каждого из направлений: знания, умения, навыки, отношения, творческая деятельность.
Содержание воспитания-определяется в соответствии со структурой общественного опыта (знания, умения, навыки, отношения, творческая деятельность, отношения). В общественном опыте выделяют опыт разностороннего развития человека.
Физическое воспитание
Умственное воспитание
Профессионально-трудовое воспитание
Правовое воспитание
Экономическое воспитание
Экологическое воспитание
Нравственное воспитание
Эстетическое воспитание
13.Нормативные и учебно-методические документы определяющие содержание профессионального образования.
Документы, определяющие содержание проф. образования
Закон РФ «Об образовании» определяет наиболее общие правовые нормы в сфере образования:
· расширены формы получения образования, включающие обучение в образовательных учреждениях – в очной, очно-заочной, заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната; допускается сочетание различных форм получения образования;
· установлены общие требования к содержанию образования;
· установлены общие требования к организации образовательного процесса (Напр. образовательным учреждениям предоставлено право самостоятельно выбирать систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся; предусмотрено, что освоение образовательных программ (основного и полного общего, а также всех видов профессионального образования) завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников, которая должна проводиться государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием; введение аттестации, лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений);
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в нашей стране введены образовательные стандарты, в т. ч. Госстандарт проф. образования.
Государственный образовательный стандарт – совокупность требований к уровню, содержанию и качеству образования, отраженных в соответствующих нормативных документах.
Государственный образовательный стандарт является единой нормой: содержания и организации образования, результатов образования по ступеням обучения, обязательного уровня содержания и освоения образовательных программ для каждого образовательного учреждения, а также уровня их материального обеспечения.
Государственный образовательный стандарт призван:
· сформировать фонд научно-технической документации, регулирующей отношения на рынке образовательных услуг;
· определить номенклатуру показателей качества образовательных услуг,
· установить прогрессивные требования к образовательным услугам и их результатам;
· определить требования к условиям функционирования образовательных учреждений.
Основные функции Государственного образовательного стандарта:
6. формирование и закрепление «регионального содержания» как компонента государственной политики и практики работы системы образования и образовательных учреждений региона;
7. определение оптимального объема содержания, подлежащего обязательному усвоению обучающимися региона;
8. установление единых научно-методических подходов к наполнению регионального компонента стандарта и создание, таким образом, базы для разработки соответствующих учебно-методических комплексов;
9. обеспечение вариативности учебных планов образовательных учреждений региона и преемственности обучения на различных ступенях;
10. оптимизация и унификация с учетом федерального компонента средств контроля и оценки качества результатов обучения;
11. повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубления и расширения федерального компонента.
Таким образом, основная цель Государственного образовательного стандарта «заключается в повышении качества профессиональной подготовки, обеспечении конвертируемости профессионального образования внутри страны и за ее пределами для участия Российской Федерации в международном рынке труда».
Основными составляющими Государственного стандарта профессионального образования являются: квалификационная структура, перечень профессий и номенклатура специальностей, профессиональная характеристика, учебный план среднего проф. образования по специальности, требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности.
В связи с этим образовательные стандарты всех звеньев системы непрерывного образования должны быть преемственны, хорошо взаимодействовать в пограничных содержательных областях. Кроме того, государственный стандарт профессионального образования должен служить основой для последующей разработки профессиональных образовательных программ, комплектов методического обеспечения учебного процесса, организации аттестации учебных заведений и т.д.
Учебный план — это составная часть государственного стандарта данного уровня образования, основной государственный нормативный документ, содержащий перечень предметов подлежащих обязательному изучению, последовательность и сроки их изучения и минимальное недельное количество часов на каждый учебный предмет.
Учебный план состоит из трех компонентов: федерального, национально-регионального и местного.
Федеральный компонент — инвариантная (неизменяемая, обязательная) часть учебного плана. В него входят предметы, подлежащие изучению во всех образовательных учреждениях (по уровням образования) Российской Федерации.
Национально-региональный компонент — вариантная часть учебного плана, перечень учебных предметов в составе данного компонента, который определяется региональными органами управления образованием с учетом национальных и региональных традиций, особенностей экономического и социально-культурного развития региона,
Местный компонент — вариантная часть учебного плана, которая формируется образовательным учреждением с учетом потребностей и интересов обучающихся, мнения их родителей, возможностей образовательного учреждения.
Виды учебного плана:
1.Типовой (базисный) (основной гос. нормативный документ, являющийся частью ГОС) – это документ рекомендательного характера, устанавливающий перечень и объем учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности с учетом ступени квалификации.
2.Рабочий – разработанный для конкретного проф. образовательного учреждения с соблюдением нормативов типового.
Учебный план включает три основных вида учебных занятий:
• обязательные занятия, составляющие базовое ядро образования;
• обязательное занятие по выбору;
• факультативные, индивидуальные и групповые занятия.
Структура учебного плана:
1.Титульный лист;
2.График учебного процесса;
3.Сводные данные по бюджету времени;
4.План учебного процесса (даются учебные циклы);
5.Факультативные дисциплины;
6.Профессиональная практика;
7.Итоговая гос. аттестация;
8.Перечень учебных лабораторий, кабинетов и мастерских;
9.Пояснения к учебному плану.
Учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которая позволяет учащимся (студентам) усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки либо те или иные стороны культуры, труда, производства.
Учебный цикл – это совокупность предметов одной образовательной направленности.
Родственные (близкие по содержанию) предметы в базисном учебном плане объединены в образовательные области. На всех ступенях обучения в изучаются следующие образовательные области и учебные предметы:
1. гуманитарные и и социально-экономические дисциплины;
2. математические и общие естественно-научные дисциплины;
3. общепрофессиональные дисциплины ;
4. специальные дисциплины
На основе учебных планов разрабатываются учебные программы, в которых определяется содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемый как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему изучаемого материала, дается список обязательной литературы.
Виды учебных программ:
1.Типовые – разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта по определенной дисциплине. Они имеют рекомендательный характер.
2.Рабочие – составляются непосредственно в учебном заведении, в них отражены и конкретизированы все требования к знаниям и умениям выпускника, а также все дидактические единицы, относящиеся к данной учебной дисциплине. Создаются на основе типовых учебных программ. Они отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного учебного заведения. Рабочая программа учебной дисциплины является единой для всех форм обучения: очной, вечерней, заочной, экстерната.
3.Авторские – это программы, разработанные на основе государственного образовательного стандарта высококвалифицированными педагогами. Основное требование к ним – обеспечение уровня подготовки специалистов не ниже стандарта. В то же время нельзя допускать и перегрузку обучающихся.
Структура учебной программы:
- титульный лист (наименование образовательного учреждения, дисциплины, специальность, год разработки, автор и рецензенты);
- пояснительную записку (краткое описание, роль этой дисциплины в подготовке специалиста);
- тематический план (перечень разделов и тем, последовательность их изучения, аудиторные занятия, количество часов на занятие);
- содержание учебной дисциплины (начинается с введения, по каждой теме приводятся обобщенные требования к знаниям и умениям студентов, содержание учебного материала);
- перечень лабораторных работ и практических занятий (количество работ, их наименование и краткое содержание);
- перечень курсовых проектов (работ) (при наличии);
- перечень литературы и средств обучения (основная и дополнительная литература, учебные и справочные пособия).
Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Нормы типовых положений могут ограничивать права граждан и образовательных учреждений не более чем в рамках закона. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных.
На основе примерного положения разрабатывается устав образовательного учреждения, в котором указываются:
• наименование, место нахождения, юридический и фактический адрес, статус, учредитель, организационно-правовая форма образовательного учреждения;
• цели образовательного процесса; типы, виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса; язык или языки, на которых ведется обучение и воспитание; порядок приема обучающихся (воспитанников); продолжительность обучения на каждом этапе обучения; порядок и основания отчисления обучающихся (воспитанников); система оценок при промежуточной аттестации, ее формы; порядок, режим занятий; наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления, порядок регламентации и формирования отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников, родителей или лиц, их заменяющих;
• структура финансовой и хозяйственной деятельности (использование объектов собственности, финансирование, материально-техническое обеспечение, источники и порядок формирования собственности, предпринимательская деятельность);
• порядок управления образовательным учреждением (компетенция учреждения, структура, порядок формирования органов управления, их компетенция, организация деятельности, порядок комплектования персонала и условия оплаты труда, изменения устава, реорганизации и ликвидации образовательного учреждения, права и обязанности участников образовательного процесса, перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др.), регламентирующих деятельность образовательного учреждения).
Устав принимается коллективом образовательного учреждения и утверждается учредителем.