Специфика воспитания как специального педагогического процесса. Базовые компоненты культуры личности как основа содержания воспитания.

Существенным признаком развития, формирования личности, отраженным в понятии "воспитание", является выработка разнообразных качеств и свойств личности, ее поведения.

Проблемы, являющиеся предметом исследования теории и методики воспитания как специального раздела педагогики:

- раскрытие сущности и значения воспитания в развитии и формировании личности и его специфики как педагогического процесса;

- определение содержания воспитательной работы;

- разработка методов воспитания;

- исследование системы воспитательной работы по формированию личностных качеств учащихся.

В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которые определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего формирования. Эти отношения можно расчленить на следующие группы:

1. Социальные отношения личности, определяющие ее мировоззрение и общественную направленность поведения.

2. Нравственные отношения. Они включают:

- отношение к родине (патриотизм), к другим странам и народам (культура межнациональных отношений);

- отношение к труду (трудолюбие);

- отношение к общественному достоянию, охране природы и материальных ценностей общества (бережливость и т.д.);

- отношение к выполнению служебных обязанностей (дисциплинированность);

- отношение к другим людям и к самому себе (коллективизм, честность, правдивость, скромность, товарищество, чувство собственного достоинства).

3. Эстетические отношения (понимание различных видов искусства, стремление к творчеству в области искусства и т.д.).

4. Отношения, связанные с физической культурой личности.

Содержание воспитательной работы в школе и других образовательно-воспитательных учреждениях включает в себя: формирование научного мировоззрения, социализацию личности; нравственное развитие учащихся, составными частями которого являются формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений; добросовестного отношения к труду, сознательной дисциплины, культуры поведения и т.д.; эстетическое формирование учащихся; физическое развитие.

41. Сущность отношений как предмета воспитания и их содержание. Личностные качества, их структура и процесс формирования. Интегративность и явление генерализации при формировании личностных качеств.

Отношения можно трактовать как интеллектуально-эмоциональное переживание и выражение человеком тех связей, которые устанавливаются между ним и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу его потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе оказывают влияние на его поведение и личностное развитие.

Личностное качество – закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях.

Чтобы сформировать у учащихся личностные качества, необходимо знать их социально-психологическую структуру. Составными элементами этой структуры выступают соответствующие: потребности личности, знания, чувства и убеждения, поступки и способность к волевым проявлениям.

В содержательном и методическом отношении процесс воспитания личностных качеств должен включать в себя:

- формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества;

- включение их в активную познавательную деятельность по осмыслению сущности формируемого качества и способов его проявления, а также выработку соответствующих чувств, взглядов и убеждений;

- практическое формирование умений, навыков и привычек поведения, связанных с вырабатываемым качеством;

- развитие и укрепление способностей к проявлению волевых усилий, позволяющих в любых условиях соблюдать необходимые нормы и правила поведения.

В последние годы в педагогике активно разрабатывается проблема интегративности процесса формирования личностных качеств (В.М.Коротов, И.С.Марьенко, И.Ф.Харламов). Это значит, что процесс выработки всякого личностного качества начинается с формирования простейших элементов поведения, которые в дальнейшем усложняются, переплетаются и, сочетаясь между собой, т.е. интегрируясь, определяют развитие и укрепление этого качества.

Здесь имеют значение два момента. Во-первых, в силу возрастных особенностей учащихся нельзя сразу во всей полноте сформировать личностное качество. Во-вторых, любое личностное качество является слишком сложным образованием, и его формирование начинается с выработки сравнительно простых умений и навыков поведения и продолжается в дальнейшем путем их усложнения, обогащения и интеграции в сложный комплекс привычек.

Следует также иметь в виду явление генерализации (распространения, влияния) при формировании отношений и личностных качеств. Суть данного явления состоит в том, что закрепление и упрочение одного положительного свойства и качества оказывает позитивное влияние на другие стороны развития и формирования личности.

Воспитательная работа в школе должна включать в себя два взаимосвязанных направления: одно из них должно способствовать одновременному формированию всех личностных свойств и качеств учащихся, второе – предусматривать выдвижение и решение в каждый отдельный период работы с детьми 1-2 ведущих воспитательных задач, связанных с выработкой у них тех черт и качеств, которые отстают в своем развитии. Только сочетание этих двух направлений в осуществлении воспитательной работы позволяет добиваться ее высокой педагогической действительности.

Наши рекомендации