Структура содержания обучения

Познавательная деятельность в обучении характеризуется тем, что в рамках одного предмета рассматривается отражение не всего существующего мира, а только определенной его части, т. е. осваивается некоторая часть опыта, накопленного поколениями. В результате изучения совокупности предметов личность усваивает естественно-научную картину мира и законы развития общества. Опыт, накопленный поколениями, отобранный в соответствии с поставленными целями, и законы окружающего мира составляют содержание обучения.

Содержание обучения включает несколько компонентов: знания, умения, навыки, отношения и оценки, а также творческие действия.

Знания – это продукт отражения, исследования людьми материальных объектов и явлений. законов развития природы и общества.

И. Я. Лернер выделяет три вида знаний, которые имеют разные качественные характеристики усвоения:

· знания фактов (знания о чем-либо);

· знания о способах применения данных знаний;

· мировоззренческие (оценочные) знания (учащийся сравнивает, сопоставляет, выражает свое мнение и т. д.).

Навыки – действия, сформированные в результате многократных повторений, используемые для выполнения более сложных действий.

Умения – это практические действия, которые осуществляет учащийся на основе полученного знания, это знание о способе действий. Умения – сплав знаний и навыков.

В каждой предметной области удельный вес знаний, умений и навыков различен.

Категория «образование» может рассматриваться как система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, а также способов познания.

5.3. Методологическая и психологическая основы
процесса обучения. Логико-психологическая структура
процесса обучения

Методологической основой процесса обучения является материалистическая теория познания.

Основные положения материалистической теории познания:

1. В человеческом познании происходит отражение объективной реальности.

2. Отражение происходит путем ощущений.

3. Существует закон познания.

Материалистический закон познания был сформулирован
В. И. Лениным: «От живого созерцания – к абстрактному мышлению, а от него – к практике».

Психология выделяет несколько актов процесса познания.

Первый акт познания – отражение органами чувств отдельных сторон предмета. Это чувственные ощущения, достоверность отражения мала. Затем создается комплекс ощущений вследствие подключения других органов чувств. На основе комплекса ощущений складывается представление. Это еще не есть знание.

Второй акт познания – осмысление полученного представления. В работу включаются жизненный опыт, знание теории, мыслительные операции, которыми мы владеем (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Это уже знание.

Третий акт познания – применение на практике знаний с целью подтверждения их достоверности.

При опоре на три акта познания в дидактике сформировалась следующая структура познания, отражающая логику этого процесса с точки зрения психологии:

· восприятие;

· осмысление;

· формирование новых способов действий;

· применение.

Соответствие между материалистическим законом познания, психологическими актами процесса познания и этапами обучения отражено в таблице.

Соответствие между материалистическим законом познания, психологическими актами процесса познания и этапами обучения:

Элементы закона познания Акты процесса познания Этапы обучения
1. Живое созерцание Отдельные ощущения Комплекс ощущений Восприятие Представление Чувственное восприятие
2. Абстрактное мышление Осмысление представления на основании имеющихся знаний, мыслительных операций. Формирование знания Осмысление формирования знания с помощью мыслительных операций
3. Практика Применение знаний Формирование новых способов действий

Этапы обучения, выделенные на основе материалистического закона познания и психологических актов познания, составляют логико-психологическую структуру обучения.

Логико-психологическая структура обучения может измениться, если процесс обучения направлен на повышение активизации мыслительной деятельности учащихся. В этом случае за основу может быть взят цикл научного творчества.

Процесс научно-исследовательской деятельности включает следующие этапы:

1. Постановка проблемы, поиск ее формулировки.

2. Выдвижение гипотезы, позволяющей разрешить проблему.

3. Поиск подтверждения гипотезы: проектирование и осуществление эксперимента или (и) теоретическое решение задачи.

4. Анализ результатов эксперимента или теоретического решения задачи.

5. Выводы, подтверждающие гипотезу.

Логико-психологическая структура процесса обучения в этом случае также будет содержать названные этапы: восприятие, осмысление, формирование новых способов действий. Однако их сочетания будут намного сложнее.

Наши рекомендации