Методы исследование педагогики.
Методы педагогического исследования – это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития:
1.методы изучения педагогического опыта, или методы эмпирического познания (наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование,изучение документации, изучение продуктов деятельности обучающихся, эксперимент);
2.методы теоретического исследования (теоретический анализ, индуктивные и дедуктивные методы, изучение литературы, моделирование);
3.математические методы (подсчет количества фактов, расположение собранных данных в определенной последовательности, введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений, перевод качественных показателей в количественные);
4.статистческие методы (определение средних величин полученных показателей).
5. Понятие системы образования в России . Непрерывная
многоуровневая профессиональная подготовка.
Образование – это соц. культурный институт, способствующий экономическому, социальному и культурному функционированию и совершенствованию общества.
· дошкольное образование (ясли, детский сад)
· Общее образование (начальное, основное, полное)
· Профильное образование (начальное, среднее, высшее)
· Научное образование (аспирантура, доктотура, магистратура)
Дошкольное образование — ясли, детские сады создаются с целью помощи семье в воспитании и развитии детей (в возрасте от одного года до шести лет).
В дошкольных учреждениях предусматривается сенсорное развитие ребенка, отработка двигательных навыков, развитие пространственной ориентировки и коммуникативных качеств личности, обучение навыкам культурного поведения, укрепление здоровья, физической, психологической и мотивационной готовности детей к школе. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Начальное общее образование призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей, развивать необходимые умения и навыки учебной деятельности
В ней учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, нормами поведения, основами личной гигиены, вырабатывают привычку здорового образа жизни.
Основное и полное общее образование закладывается прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» вслед за получением полного общего образования каждому жителю страны предоставляется возможность получения профессионального, основного и дополнительного, образования, которое включает в себя следующие ступени: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование. Для этой цели предназначены следующие типы учебных заведений: лицеи, училища, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии.
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Подготовка проводится в специальных учебных заведениях: профессиональных училищах, профессиональных лицеях и т.д.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, полного общего или начального профессионального образования. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (училище, техникум, колледж) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе полного общего, среднего профессионального образования. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).
Таким образом, профессиональное образование (начальное, среднее, высшее, послевузовское) как составная часть образования предусматривает подготовку квалифицированных работников различных уровней: рабочих, специалистов среднего и высшего звена, кадров высшей квалификации.
Профессиональное образование необходимо рассматривать как важнейшую составляющую развития экономики страны и средство удовлетворения потребностей индивида и общества.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Последипломное образование — это реализация непрерывного образования через систему повышения квалификации и переподготовки кадров, представленная институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами. В научной среде оно представлено аспирантурой, соискательством и докторантурой.
Дополнительное образование и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
Система образования представляет собой важнейший социальный институт, средство социальной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям.
Т.е. образование – общественное явление и специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений к жизни на всех этапах развития общества.
Многоуровневая непрерывная профессиональная подготовка
Многоуровневая непрерывная профессиональная подготовка – это интегрированная непрерывная система интенсивного образования, обеспечивающая стадийное обучение специалистов – профессионалов разного уровня образования и квалификации в соответствии с объективными потребностями науки, производства, образования, экономическими, социальными условиями жизнедеятельности общества и личности.
Модель непрерывного многоуровневого профессионального образования Ю.Н. Петрова
Уровень обучения | Сфера деятельности | Вид деятельности | |
IV – магистр | Социум | - научная - управленческая - социо-технологическая | |
человек | |||
природа | производство | ||
III – специалист с высшим образованием | Социум человек роизводство | Инженер-педагог | |
II – специалист со средним профессиональным образованием | Социум человек производство | Мастер производственного обучения | |
I – специалист с начальным профессиональным образованием б) - рабочий широкого профиля - рационализатор | производство машина человек | - две и более рабочих профессии - творческий уровень профессиональной деятельности | |
а) - рабочий | Машина человек | По имеющимся рабочим профессиям в стране | |
Четырехуровневая модель. Первый уровень первой ступени профессионального обучения готовит человека для работы в должности рабочего в узкой производственной сфере «человек-машина».
Вторая ступень этого уровня готовит рабочего широкого профиля или рационализатора для производства опять-таки в сфере «человек-машина». Обучающемуся предлагается на выбор два варианта обучения: либо он овладевает дополнительно к первой еще одной или двумя смежными профессиями либо углубляет свои способности по первой, уже освоенной им деятельности, поднимает свое мастерство до высокого разряда, творчества.
Первые две ступени обучения обеспечиваются профессиональным лицеем в составе колледжа. Затем происходит естественный отбор: часть выпускников ПЛ уходят на производство, а желающим предоставляется возможность продолжить образование на следующем, более высоком уровне профессиональной подготовки. Они именно переходят, а не поступают в вуз. так как выпускные экзамены в ПЛ засчитываются как приемные в вуз и проводятся совместно преподавателями ПЛ и вуза.
Второй уровень - специалист со средним профессиональным образованием. На этом уровне качественно меняется пространство профессиональной деятельности. Выпускник готовится работать в расширенной производственной сфере «человек-социум-машина». Резко меняется функциональное назначение деятельностей, которыми овладевает специалист. Это может быть, с одной стороны, или менеджер, с другой стороны, специалист, способный заниматься творческой инженерной деятельностью.
Третий уровень - специалист с полным высшим образованием. Профессиональное пространство - социум, природа, производство. Основная сфера его деятельности - социальная. Новая деятельность, которой человек овладевает, - управленческо-педагогическая. Он становится инженером-педагогом.
Четвертый уровень - магистр. Сфера деятельности - социум, природа, производство. Новые виды деятельности, которыми он овладевает, -научная, управленческая, социотехническая.
В рамках разработанной концепции непрерывной профессиональной подготовки за счет преемственности обучение по уровням обеспечивается:
I уровень - начальное профессиональное образование (подготовка квалифицированных рабочих);
II уровень - среднее профессиональное образование (подготовка мастеров производственного обучения);
III уровень - высшее профессиональное образование (подготовка инженеров - педагогов).
Принципы и функции непрерывного многоуровневого профессионального образования
Требования, которым должна удовлетворять система непрерывного многоуровневого профессионального образования
1. Система должна быть мобильной и в достаточной степени учитывать индивидуальные особенности каждой личности.
2. Система образования должна быть открытой.
3. Система образования должна в максимальной степени использовать принцип фундаментальности. Только фундаментальное образование дает такие знания, которые не устаревают с течением времени, помогают ориентироваться в любой новой среде и являются универсальными по существу.
4. Система образования должна предоставлять возможности получения междисциплинарного многопрофильного обучения.
5. Перестройка учебного процесса на основе использования новых технологий обучения.
Принципы непрерывного многоуровневого профессионального образования:
1. Непрерывность – формирование и воспитание личности в течение всей жизни, достижения человеком в соответствии с его интересами, потребностями и способностями вершины профессионального мастерства.
2. Интегративность обеспечивает междисциплинарную комплексность, обобщенность, уплотненность знаний, методов и средств познания, изучения педагогических явлений и процессов.
3. Дифференцированность – принцип, реализующийся одновременно с интеграцией, конкретизирующий объекты, предметы и явления в связи с объективными потребностями и специфическими особенностями изучаемых профессий.
4. Многоуровневостъ направленный на обеспечение необходимого для личности образования с учетом индивидуальных особенностей человека и потребностей общества, рынка труда.
5. Многопрофильность позволяет в полной мере использовать потенциальные возможности личности, овладеть несколькими профессиями, стать специалистом широкого профиля.
6. Профессиональная направленность – весь процесс обучения направлен на овладение конкретной профессией.
8. Стадийность предусматривает деление учебно-воспитательного процесса на стадии, циклы, законченные этапы обучения, дающие возможность после завершения учебы получить документ об образовании и квалификации
9. Комплексность выражается в единстве, логическом синтезе философских, социально-экономических, естественнонаучных, технических, технологических знаний об изучаемом объекте (предмете), а также общенаучных и конкретно научных методологических положений.
11. Модульность предусматривает расчленение учебного процесса на структурные элементы (операции)
12. Междисциплинарность - принцип взаимодействия категорий, понятий, явлений и процессов, рассматриваемых различными науками, учебными дисциплинами, имеющих общие взаимосвязи, объединения на общем методологическом базисе основ наук.
13. Системность обеспечивает целостность построения и взаимосвязь отдельных подсистем (начальное, среднее, высшее, дополнительное образование; общеобразовательная, общетехническая, профессиональная подготовка; теоретическое, производственное обучение; учебно-познавательная, учебно-производственная деятельность).
14. Технологичность требует такой систематизации знаний, умений и навыков, при которой обеспечивалась бы последовательность формирования учебно-практических, политехнических и профессиональных знаний, умений и навыков, точность действий выполняемой работы, высокое качество продукции, развитие у учащихся творческого мышления и технической самостоятельности.
Функции системы непрерывного профессионального образования.
1. Социальная функция охватывает всю область формирования личности, определяет основные направления ценностных ориентации личности в производительном труде, раскрывает социальные аспекты профессиональной деятельности, общественные отношения и потребности, вскрывает зависимость профессионального образования от общественных отношений и материального производства.
Профессиональное образование в силу своей социальной значимости и специфической общности, целостности обладает потенциальной возможностью наиболее разносторонне удовлетворять многообразные потребности и интересы молодежи (общественные, материальные и моральные, коллективные и личные, профессиональные, познавательные и прежде всего потребность в труде), которые выступают в качестве движущих сил получения профессионального образования.
2. Прогностическая функция обеспечивает использование прогностической информации для определения долгосрочной перспективы формирования личности будущего специалиста, определение требований к профессиональной подготовке, к уровню квалификации выпускников, системы содержания профессионального образования, оперативную его корректировку.
Она предусматривает исследования на основе целевых комплексных программ по изучению влияния социального и научно-технического прогресса на изменение характера и содержания труда квалифицированных рабочих, определение требований к профессиональной подготовке, к уровню квалификации выпускников учебных заведений профтехобразования. Профессиональная прогностическая информация выполняет мировоззренческую, нормативную, предупредительную, организационную, перспективную функции.
3. Интегративная функция заключается в том, что наряду с самостоятельной обусловленностью профессиональное образование является связующим звеном между общим и высшим образованием, объединяет всю совокупность знаний, умений и навыков, норм и ценностей в единое целое, педагогическую систему.
4.Системная функция обеспечивает целостность профессионального образования и оптимизирует взаимосвязь отдельных подсистем (общеобразовательная, профессиональная подготовка).
(Вариант ответ 2)
Основная идея многоуровневого образования – разделение общеобразовательного и профессионального образования. Обучающийся сначала получает широкое общее образование по одному из принятых в настоящее время профилей (естественно-научному, гуманитарному, технологическому и т.д.), а затем на его основе получает профессию и специальность различного уровня (начального, среднего, высшего и послевузовского). По каждому уровню образования разрабатываются государственные образовательные стандарты.
- Начальное профессиональное образование (профессиональное училище, профессиональный лицей) – квалифицированный рабочий.
- Среднее профессиональное образование (техникум, училище, колледж) – специалист.
- Высшее профессиональное образование (университет, академия, институт) – дипломинированный специалист (5лет); бакалавр (4года); магистр (6лет).
- Послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура, ординатура, академии и институты повышения квалификации и переподготовки кадров).
Положительная особенность многоуровневой структуры обучения заключается в том, что на основе профильного общего образования более осознан выбор профессии и более высок уровень мотивации профессионального обучения.