Характеристика беспризорности и безнадзорности в России
В истории человечества детская беспризорность существует давно. Но в периоды политических, социально–экономических потрясений: войн, революций, национальных междоусобиц число беспризорных детей возрастает. Изменения, происходящие в политической, экономической и социальной сферах, духовно – нравственные трудности нашей жизни стали существенным фактором, дестабилизирующим традиционные семейные отношения. С каждым годом увеличивается количество семей, не способных надлежащим образом обеспечить содержание и воспитание детей. Заявило о себе так называемое «социальное сиротство», т. е сиротство при живых родителях. Падение уровня жизни, увеличение числа неблагоприятных (асоциальных) семей, утрата нравственных устоев привели к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности. Неконтролируемая алкоголизация, рост потребления наркотических средств являются определяющими факторами ухудшения психического здоровья населения России и вносят решающий вклад в депопуляцию страны. Алкогольно-наркотическая эпидемия становится национальной трагедией России, угрожающей безопасности не только отдельной личности, но и государства в целом.
В стране продолжается неуклонный рост числа больных алкогольными психозами и алкогольным слабоумием. Критическим является положение с психическим здоровьем детей, продолжается рост числа умственно отсталых детей, что также обусловлено масштабами пьянства и увеличением числа больных алкоголизмом в стране. Растут показатели числа больных алкоголизмом среди детей, подростков и женщин. Такое явление в России как социальные сироты, является следствием алкогольной деградации и потери духовных ценностей.
Наша страна много раз испытывала своеобразные пики беспризорности: в промежуток между первой мировой и гражданской войнами, после голода и эпидемий 1930-х гг. Угрожающие размеры беспризорность приняла в 1921- 1925 гг. Согласно официальной статистике, в 1922 г. в России насчитывалось 7 миллионов1 беспризорных детей, хотя реально их было гораздо больше. За всю историю России вплоть до сегодняшнего дня это единственный период, по которому мы имеем определенные цифры по беспризорным детям. В 1920-е годы это была крупнейшая государственная и общественно-педагогическая проблема. В 1921 г. в стране начался жестокий голод, в связи с которым была организована широкая агитация за сбор пожертвований в помощь брошенным детям. По инициативе московских педагогов в сентябре 1922 г. при Московском отделе народного образования возникла Чрезвычайная комиссия по борьбе с детской беспризорностью (ДЧК).
Беспризорные дети – это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.2 По данным, утвержденным Генеральной прокуратурой РФ на начало 2005 года насчитывается два с половиной миллиона беспризорников. По различным источникам статистики в России от двух с половиной до шести миллионов беспризорных. Следует заметить, что из этого количества зарегистрировано только два миллиона отвергнутых детей, в число которых входят дети, которые иногда живут в приютах, детских домах. В среднем на улицах обитают около трех миллионов детей брошенных родителям. Масса малолетних беспризорных в течение года непостоянна: она уменьшается с наступлением холодов и вырастает до максимума в летние месяцы.
На рост беспризорности в условиях нестабильности политической, социально-экономической жизни влияют кризисные явления в семье, нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов, рост многодетных и бедных семей.Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой, будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения. Основные причины подростковых правонарушений это: а) дефицит семейного, эмоционального тепла; б) слабый контроль со стороны родителей (вахтовый метод работы; асоциальное поведение семьи, в том числе алкоголизация; социальный аспект семейного неблагополучия (многодетные, неполные, безработные); игнорирование требований школы родителями; в) несовершенство законодательной базы, регламентирующей ответственность родителей за воспитание ребенка; г) «самоутверждение» ребенка в подростковой среде: (смещение ценностных ориентиров; преобладающее влияние улицы; склонность к риску; неадекватность поведения).
В сложившейся ситуации государство предпринимает меры, но они не достаточно эффективны для решения проблем беспризорности и ее снижения. Детским домам не хватает положенного по бюджету финансирования, чтобы отремонтировать и обустроить помещения, в которых расселены дети. Воспитанникам детских домов не хватает одежды, школьно письменных принадлежностей, питания, тепла и ласки со стороны воспитателей и педагогов. В результате среди детдомовцев много ослабленных и страдающих хроническими заболеваниями детей. Распространяется жестокое и грубое обращение с детьми в интернатных учреждениях и в семьях при снижении ответственности за их судьбу. Обычная семья дает ребенку больше, чем детский дом. Такие учреждения нужны не для содержания, а для дальнейшего устройства беспризорника. По данным статистики примерно 40% выпускников детских домов и школ – интернатов становятся алкоголически и наркотически зависимы, 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством.3 И только 15% более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни. Отсутствие координации в работе министерств социального блока и органов исполнительной власти на местах не позволило создать в стране полноценную систему профилактики безнадзорности, правонарушений и преступности несовершеннолетних. В итоге обязанности контроля за юными безнадзорными детьми распределились по различным ведомствам, дети же остаются бесхозными.
В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок.4 Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Среди причин, обусловливающих утрату семейных связей, - конфликтные отношения в семье, сопровождающиеся насилием, агрессивностью, жестоким обращением со стороны родителей. Причиной побегов детей из дома нередко являются разводы либо вступление в брак одинокого родителя, прежде проживающего с несовершеннолетним ребенком. Усиление занятости родителей, вынужденных совмещать несколько рабочих мест, чтобы обеспечить существование членам семьи, перегруженность домашним трудом из–за отсутствия материальных средств на пользование услугами сферы быта сокращает возможность общения с детьми, совместных занятий с ними, увеличивает риск детской беспризорности.
Дополнительным фактором риска стала и позиция школы, которая отказывается от дезадаптированных детей. Свертывание внеклассной работы в образовательных учреждениях, исчезновение детских общественных организаций под влиянием рыночной стихии и в связи с оскудением государственного бюджета обедняет досуговую деятельность детей, их воспитание и развитие. Предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, неблагонадежной компании, бесцельному времяпрепровождению.
В ряде случаев беспризорность детей – следствие педагогической беспомощности родителей, их искаженного представления о границах самостоятельности детей, отсутствия контроля за их времяпрепровождением, озабоченности взрослых лишь проблемой удовлетворения естественных и материальных потребностей, нарушение взаимопонимания и доверия между детьми и родителями. Источником ослабления внимания к детям являются ситуации разводов, которые не только травмируют психику ребенка, но и нередко обусловливают разлад с родителями; взаимное недовольство взрослых и детей, стремление последних к автономизации; желание до минимума свести контакты с родными.
Характерная особенность последних лет - изменение структуры преступности несовершеннолетних в сторону корыстных, а также насильственных преступных деяний.5 Наиболее распространенным преступлением остаются кражи. На втором месте по распространенности среди несовершеннолетних стоит такое тяжкое преступление против собственности как грабеж (ст. 161 УК РФ). Ежегодно по этой статье осуждается более 15 тыс. подростков.В 2004 году 98,7 6 тыс. несовершеннолетних стали жертвами преступных посягательств. Почти 5 тыс. подростков от рук преступников погибли, а 6,8 тыс. - получили тяжкие увечья. Около 28 тыс. несовершеннолетних без вести пропавших, в числе которых - 9,3 тыс. малолетних детей находились в розыске.
Анализ уголовных дел свидетельствует, что 70% осужденных подростков на момент совершения преступлений нигде не учились и не работали. Почти половина из них проживала в неблагополучных семьях. Число подростков – доставленных в милицию за различные правонарушения в 2004 году превысило 1 млн. 250 тыс. Среди доставленных 310 тыс. – это подростки, едва достигшие 13 лет. 295 тыс. ни где не работали и не учились, а 45 тыс. оказались вообще не грамотными. Около 300 тыс. детей, требующих помощи со стороны государства, органами внутренних дел были изъяты с чердачных и подвальных помещений, территорий вокзалов, аэропортов и других общественных мест.
В среднем по России детская преступность - 9,6%. Следует отметить, что качественно изменилась характеристика самой преступности, которая отличается высокой степенью организованности. Групповой характер - это сегодня одна из специфических особенностей преступности несовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, совершивших преступления в составе групп, стабильно превышает 70%. Поэтому наиболее остро встает проблема преступности малолетних, не достигших 14-летнего возраста, а также подростков, которые не подлежат уголовной ответственности.7 Их на учете в подразделениях органов внутренних дел состоит более 93 тыс.
Специфическая проблема несовершеннолетних – токсикомания и наркомания.8 Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз, а одурманившими средствами в 12 раз чаще, чем взрослые.9 Для подростков наркотики остаются, хотя и довольно доступной, распространенной, но все, же экзотикой, модным запретным плодом, в, то время как алкоголь стал для них обычным, бытовым средством одурманивания. Алкоголь вовлекает беспризорного в порочный круг. Его потребление является необходимым условием для участия в группе, не объединенной, какими-либо целями, и зачастую вовлечением в социальные связи с окружающим миром. Групповая сплоченность, достигаемая с помощью совместного потребления алкоголя, отвечает потребностям подростка в психологической защите со стороны группы.
Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений. Прекратили существование пионерская организация и комсомол, многочисленные бесплатные школьные кружки и секции. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования.
Следует отметить, что для выхода из сложившейся ситуации необходим комплексный подход, включающий взаимодействие всех заинтересованных ведомств, затрагивающий органы государственной власти, законодательство, изменение общей социально-экономической среды.
Одной из важных причин беспризорности являлось и является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной социальной среды.
Причины детской беспризорности могут быть различными, но результат общий - дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая ухода. Часто дети попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам.
Глубинные причины кризисных явлений во многих российских семьях, утративших свой социализирующий потенциал, воспитательную роль и фактически выталкивающих своих детей на улицу, связаны с падением уровня жизни большинства населения, увеличивающейся коррупцией и моральным разложением общества. Все больше россиян, и прежде всего семьи с детьми, погружается в состояние бедности, социальной апатии, физически вымирает.
Рассмотрим одну из наиболее серьезных причин, выталкивающих детей на улицу. Прежде всего, это плохое обращение с ними в семье. Эту проблему объединяют в три большие группы:
- физическое насилие
- отсутствие заботы
- сексуальное насилие
Доказано, что если родители сами подвергались в детстве физическому наказанию и испытывали ущемление собственных интересов со стороны своих родителей, не могут адекватно относиться к собственным детям.
Основным факторами жестокого обращения с детьми, по мнению специалистов, являются психологический фактор («синдром избитого ребенка») и социально обусловленные причины (материальная обеспеченность семьи, уровень образования родителей, культурные традиции).
Отсутствие заботы - это широкое понятие, и явление менее заметное, но встречающееся гораздо чаще, чем физическое насилие.
Таким образом, пренебрежение можно определить, как хроническую неспособность родителей обеспечить основные потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
Причины, влияющие на способность родителей к обеспечению нужд ребенка, заключаются в экономических факторах, в физическом или эмоциональном заболевании родителей, в недостатке времени работающих родителей и т.д.
Сексуальное насилие может совершаться в семье и вне ее.
Как уже говорилось, сексуальное насилие сопряжено с физическим и психологическим насилием. Поэтому травма, которую ребенок получает в результате совершающегося над ним сексуального насилия, очень опасна для дальнейшего развития, нанеся, прежде всего, вред психическому здоровью.
Распространенной реакцией ребенка в случае инцеста является побег из дома. Последствия насилия могут выражаться в злоупотреблении алкоголем и наркотиками, в суицидальных попытках, в глубоких личностных изменениях (депрессия, агрессия, враждебность). В целом признание роли социальных факторов в возникновении и развитии плохого обращения с детьми приводит, в свою очередь, к признанию того, что настоящая профилактика такого обращения должна быть направлена, в частности, на улучшение положения женщин и качества отношений между родителями и детьми, на борьбу с насилием в семье и бедностью.
В государственной политике необходимо повернуться лицом к социально незащищенной семье, помочь предотвратить ее полную гибель, неизбежное отторжение от нее ребенка.
Семья является важнейшим институтом воспитания, ибо она представляет собой среду развития человека. В семье зарождаются и интенсивно протекают важные процессы становления нравственности и гражданского самосознания и самоопределения личности, ее духовной культуры. Поэтому именно семья в первую очередь должна давать детям ощущение добра, учить трудолюбию, умению правильно выстраивать свои отношения с людьми, ведь на примере родителей дети готовятся к будущему материнству, отцовству.
Массовые нарушении прав детей в России (например, право ребенка на защиту от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и совращения и т.п., декларируемые Конвенцией ООН о правах ребенка и ратифицированной российским государством, но не признаваемые российским телевидением, производителями соответствующих товаров и услуг, право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития) делает актуальным воссоздание ювенальной юстиции (ювенальных судов), как это существовало в дореволюционной России и которая сегодня достаточно успешно действует во многих странах мира. Это позволит более оперативно и эффективно осуществлять профилактику нарушений прав детей (прежде всего в семьях), своевременно предотвращать явления безнадзорности и беспризорности.
Первым предложением по совершенствованию работы с несовершеннолетними будет являться создание при Подразделении по делам несовершеннолетних семейных (воспитательных) группы. При наличии семьи, желающей взять ребенка на воспитание, необходимо провести обследование материально-бытовых условий, социально-психологического климата, экономического показателя и только после этого заключать контракт на определенный период времени. Подросток сможет в течение определенного периода времени посещать попечительскую семью, а затем, если его и семью все будет устраивать, останется жить в семье. Такие семьи следует брать под контроль всем ведомствам, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу. В семейной группе в качестве воспитателя в идеале можно предложить оформиться одного из родителей. В данной группе можно открыть группу поддержки, в которой родители дезадаптированных детей, наркоманов и употребляющих спиртные напитки смогут проконсультироваться, и открыто рассказать о проблемах своих детей, попросить помощи и просто выговориться. Для родителей, которые не желают открывать прилюдно свои проблемы можно предложить ввести анонимные группы поддержки.
Повышение воспитательной роли образовательных учреждений позволит предупредить и преодолеть девиантное поведение детей и подростков. В школах работают специально подготовленные педагоги, им вверяются дети и подростки для их обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам. Необходимо наладить преемственность между дошкольными учреждениями и общеобразовательными школами по передаче информации о неблагополучных семьях для эффективной профилактической работы.
Создание социальной службы в школе для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур (Подразделением по делам несовершеннолетних, Комиссией по делам несовершеннолетних) и для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям их родителям по защите их личностных прав и предупреждения их правонарушений.
Социальная служба сможет выполнять следующие функции: 1) выступать поручителем, обеспечивающим социальные гарантии каждому ученику; 2) охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд; 3) создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся; 4) оказывать помощь и поддержку нуждающимся ученикам; 5) налаживать взаимоотношения в коллективе, препятствовать фактам психического насилия над личностью; 6) изучать общественное мнение в коллективе; 7) разрешать конфликтные ситуации между учащимися, учениками и родителями; 8) организовывать работу школьного телефона доверия; 9) способствовать здоровому образу жизни учеников путем просвещения и наглядной агитации.
Вторым предложением является организация школьной психологической службы. Только посредством взаимодействия специалистов данных профессиональных групп можно будет адекватно реагировать на комплексность конкретных проблем, представленных в школе. Школьная служба поможет в профессиональной ориентации, профессиональной подготовке ученикам. К недостаткам многих школ относится тот факт, что процесс развития у школьников интереса к той или иной профессии, профессиональная ориентация начинается очень поздно. Школьная служба призвана обеспечить контакты школы с организациями и учреждениями вне школы, имеющими отношение к профессиональной ориентации.
Третьим предложением - совершенствование эффективности деятельности по выявлению и учету детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях оказания им необходимой помощи и получения ими обязательного общего образования. Разработать пакет учебных программ, планов и методических рекомендаций для педагогов и психологов образовательных учреждений для работы с учащимися и их семьями по формированию установок на здоровый образ жизни и предотвращение потребления психо-активных веществ. Необходимо принять дополнительные меры по пресечению распространения в образовательных учреждениях среди учащейся молодежи психоактивных веществ. Данное мероприятие позволит организовать интерес детей, что главным образом отразится на их позитивном отношении к учебе и окружающему миру.
Четвертым является предложением по вводу в программу школьного обучения курса «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» специального раздела, посвященный здоровому образу жизни, с преподаванием в течение всех лет обучения и использованием активных методов, способствующих формированию установки на здоровье и отрабатывающих навыки такого поведения. Создать в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования систему профилактической службы (кабинетов медико-психологической консультации), целью работы которых будет гигиеническое образование и воспитание детей и подростков и их родителей, формирование навыков здорового образа жизни.
Значительное влияние на развитие и воспитание оказывают люди, которые непосредственно взаимодействуют с ними. Необходимо привлекать граждан к позитивному личному опыту преодоления жизненных трудностей с целью его передачи своим детям, родным, близким. Привлекать граждан к участию в раннем выявлении семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Современная практика свидетельствует о необходимости создания специальных реабилитационных центров для адаптации несовершеннолетних. Социальная реабилитация детей проходит не в замкнутом, обособленном пространстве, а в реальной среде, поэтому в реабилитационных центрах поощряются контакты воспитанников с детьми из семей, где царят нормальные нравственные ценности, приняты истинные социальные установки. Необходимо раздвинуть границы видимого и воспринимаемого детьми мира: проводить экскурсии в музеи, туристические походы, и встречи с интересными людьми, посещать театры. Все это поможет расширить кругозор детей, показать им жизнь, в корне отличную от той, которую они вели до попадания в реабилитационный центр.
Осуществление защитной, спасательной функции по отношению к детям, нуждающимся в экстренной помощи, требует от работников учреждения оперативности и настойчивости. Детям будет оказана психологическая, педагогическая поддержка, внимание и уход, реабилитационные тренинги, мероприятия против повторения ими преступлений, помощь в различных сферах проблем детей.
Необходимо принять меры по созданию автоматизированной системы социальной реабилитации несовершеннолетних. Разработать план действий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения на основе федеральных и региональных программ.
Можно предложить создать отделение дневного пребывания для несовершеннолетних. Основными задачами отделения дневного пребывания для несовершеннолетних должно будет стать профилактика беспризорности и безнадзорности, организация досуга несовершеннолетних, оказание им психолого-педагогической помощи, социальный патронаж семей группы риска, составление социального паспорта, защита прав и законных интересов несовершеннолетних, оказание медицинской помощи, формирование устойчивых навыков здорового образа жизни, содействие органам попечительства в содействии устройства детей. Отделение дневного пребывания для несовершеннолетних должно будет осуществлять свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и религиозными организациями.
Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния. Современные средства массовой информации несут исключительно многообразную, многоплановую информацию без учета особенностей аудитории. Транслируется видеопродукция, пропагандирующая насилие, идеи легкого бизнеса, свободного секса, разнообразие спиртных напитков, табачной продукции. Одним из направлений, способствующих повышению воспитательной роли СМИ, по международному опыту, является создание общественного центра контроля за нравственной направленностью их деятельности. Такой общественный орган мог бы способствовать повышению положительных воспитательных возможностей СМИ и той информационной продукции, которую они предлагают на всю Россию, для всей российской молодежи.
Необходимо приобщать детей и подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских). Необходимо развивать систему досуговых и оздоровительных учреждений, учреждений дополнительного образования, предоставляющих условия для самореализации, социальной адаптации и реабилитации детей и подростков. Способствовать созданию кадетских корпусов, муниципальных военных, военно-технических лицеев, военно-технических, специализированных суворовских и военно-патриотических классов.
Оказывать содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Организовать профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями через труд, но на этом этапе трудовой деятельности им необходимы поддержка и психологическое сопровождение со стороны взрослых.Незанятость несовершеннолетних приводит к бродяжничеству, воровству, наркомании, алкоголизации и правонарушениям. Хорошо организованный труд – это мостик, соединяющий человека с социальной действительностью. Труд предохраняет подростка от личностного распада, создает условия для межличностного общения. Труд позволяет ощутить свою полезность, значимость, дает дополнительный заработок. Трудотерапия является непременной частью социальных программ, связанных с реабилитацией лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.
42Согласно Конвенции о правах ребенка ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
Ребенок имеет право на семью.
Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
Ребенок имеет право на равенство.
Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
Ребенок имеет право на собственное мнение.
Ребенок имеет право на имя и гражданство.
Ребенок имеет право на получение информации.
Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
Ребенок имеет право на отдых и досуг.
Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребенка.Основным актом о правах ребенка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) - это документ о правах ребенка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.
Основным актом о правах ребенка в России является Федеральный закон от 27 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Другие документы, регулирующие деятельность по обеспечению основных гарантий и интересов семьи и ребенка:
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Постановление ВС СССР от 13 июня 1990 года №1559-I «О ратификации Конвенции о правах ребенка»
Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) утверждены резлюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10/33 от 10 декабря 1985 года
Закон Пермской области от 9 сенятбря 1996 года №533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства»
43 Международные акты, декларирующие основные права человека и их защиту. К ним относятся:
1. Конвенция о принудительном или обязательном труде от 28 июля 1930 г.;
2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.;
3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.;
4. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 г.;
5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.;
6. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. и Факультативный протокол к нему;
7. Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 г.;
8. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 9 декабря 1975 г.;
9. Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г.;
10. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17 декабря 1979 г.;
11. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.;
12. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября1987 г.;
13. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, от 9 декабря 1988 г.
Международно-правовые акты, провозглашающие права детей и гарантирующие особую защиту детей в чрезвычайных ситуациях:
1. Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года);
2. Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1989 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня1990 г.); Факультативный протокол к конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, и Факультативный протокол к конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии;
3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е г. (приняты на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей 30 сентября1990 г.);
4. Декларация и план действий "Мир, пригодный для жизни детей" (приняты Резолюцией S-27/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10 мая 2002 г.);
5. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята Резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.);
6. Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами (принята без голосования Резолюцией 2037 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН от 7 декабря 1965 г.);
7. Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (принята на 68-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г.);
8. Рекомендация 1286 Парламентской ассамблеи Совета Европы "О европейской стратегии в защиту детей" (принята на очередной сессии 1996 г.). Не ратифицирована Российской Федерацией;
9. Европейская Конвенция об осуществлении прав детей ETS № 160 ( Страсбург, 25 января 1996 года) Не ратифицирована Российской Федерацией;
10. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 года). Не ратифицирована Российской Федерацией;
11. Рекомендация Комитета министров государствам- членам Совета Европы «О новых методах работы с несовершеннолетними правонарушителями и о роли правосудия по делам несовершеннолетних» Rek (2003) 20; Не ратифицирована Российской Федерацией;
12. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам (Минск, 22 марта 1993 года, с изменениями от 28 марта 1997);
13. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания (Кишинев, 7 октября 2002 г.);
14. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах (принят 25 мая 2000 года резолюцией 54/263 на 97 пленарном заседании 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН)
Международно-правовые акты, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и обращения с несовершеннолетними осужденными:
1. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, - "Пекинские правила" (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1985 г. N 40/33);
2. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних - Эр-Риядские руководящие принципы (приняты на 68-м пленарном заседании Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/112 от 14 декабря 1990 г.);
3. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/113 от 14 декабря 1990 г.);
4. Руководящие принципы в отношении действий в интересах детей в системе уголовного правосудия (приложение к резолюции 1997/30 Экономического и Социального Совета от 21 июля 1997 года). Не ратифицированы Российской Федерацией;
5. Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений (приняты Резолюцией ЭКОСОС от 22 июля 2005 г. 3 2005/20., действуют с 22 июля 2005 г.). Не ратифицированы Российской Федерацией.