Общие законы развития и функционирования экономических систем. Способы приватизации в России. Характеристика приватизационной модели в России

Каждая экономическая система порождает имманентным ей экономические законы, механизмы функционирования и развития.

В экономике, как и в любой другой сфере общественной жизни и в природе, сквозь внешнее нагромождение случайностей прокладывает себе путь необходимость, то есть закономерность развития. Экономические законы - это законы общественных действий людей. Они проявляются как господствующие тенденция, что пробивается через совокупность явлений и процессов. Экономические законы - это типичные, устойчивые, повторяющиеся, как правило, причинно-следственные связи и зависимости. Они определяют главные направления развития определенной сферы экономической жизнедеятельности человека.

Экономические законы объективны, они возникают и существуют независимо от воли и сознания людей. Каждый тип производственных отношений, каждая экономическая система порождают свойственные ей экономические законы. Хотя законы возникают и существуют независимо от воли и сознания людей, однако реализуются они через деятельность последних. Для этого люди должны познать эти законы и действовать в соответствии с ними.

Поскольку экономическое развитие характеризуется преемственность и последовательностью, то система экономических законов содержит общие экономические законы, присущие всем способам производства, всем экономическим системам. Это законы соответствия производительных сил и производственных отношений, экономии времени, рост производительности труда и эффективности производства. Вторая группа экономических законов отражает общие черты не всех, а ряд способов производства. К ней относятся прежде всего законы товарного производства и интенсивного типа экономического развития.

И наконец, особую группу в целостной системе экономических законов составляют специфические экономические законы, которые порождаются конкретными социально-экономическими отношениями определенного способа производства или экономической системы. Известно, что феодализм имеет свои экономические законы, а капитализм - свои. Система экономических законов, объединяющая общие, особые и конкретные законы, определяет движение экономических систем. их функционирование и развитие. Если общие законы определяют поступательное процесс развития общественного производства, переход от одной степени к другой, связывают экономическую историю человечества в единое целое, то особенные и специфические определяют конкретные закономерности и формы, из которых развивается эта экономическая система.

Составляющей экономической системы является механизм ее функционирования и развития. Механизм движения экономической системы - это функциональный аспект производственных отношений, которые определяют сущность экономической системы, взаимодействие производственных отношений с производительными силами и надстройкой. Он содержит как глубокие коренные (сущностные) отношения собственности, т.е. ядро производственных отношений, так и поверхностные организационные структуры и конкретные формы хозяйствования. Как известно, К. Маркс розризняв капитал-собственность - сущность отношений и канитал-функцию, так и мы можем различать сущностных, конституюючий аспект производственных отношений и их функциональный аспект, который во взаимосвязи с производительными силами и надстройкой создает механизм хозяйствования экономической системы.

Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

. продукция - услуги, производимые государственными предприятиями,

заменяются продукцией - услугами других предприятий;

. при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец

оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые

потребляются непосредственно населению;

. при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает

гражданам платные услуги;

. в случае использования «чековой системы» государство размещает

финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно

производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава.

Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства.

Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

Обычно процесс приватизации предприятия состоит из следующих этапов.

Наши рекомендации