Вопрос № 1. Общая характеристика российской цивилизации. Феномен России: дискуссии о сущности России и путях её развития

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ.

(методическое пособие).

Шахты 2005 г.

УДК 94 (47) (075. 8.).

ББК 63.3 (2). Я 73.

Ш 514.

Автор:

доцент кафедры

“Философия и история” Шестаков Ю.А.

Рецензенты:

д.и.н. профессор Казарова Н.А.

к.и.н. доцент Бондарев В.И.

В методическом пособии, в соответствии с программой изложен теоретический материал, обеспечивающий подготовку студентов-заочников, к экзаменам по курсу “Отечественная История ”.

Введение

Ø Настоящее пособие представляет собой план-конспект ответов на экзаменационные вопросы по курсу «Отечественная История» предлагаемые студентам ЮРГУЭС и соответствующие примерной программе курса и государственному стандарту по этому предмету. Для удобства использования он построен по иерархической системе: каждый пункт плана включает в себя подпункты, раскрывающие его содержание, содержание которых, в свою очередь, раскрывают другие подпункты и т.д. (по схеме: 1); 1.; а); а.).

Вопрос № 1. Общая характеристика российской цивилизации. Феномен России: дискуссии о сущности России и путях её развития.

1) Цивилизация – крупная целостная социокультурная система, сориентированная во времени и пространстве, включающая в себя различные элементы (менталитет, экономика, социальная организация, политическая система, духовные ценности). Эти элементы характеризуются своеобразием и устойчивостью. Наиболее важную роль в цивилизационном своеобразии играет «менталитет» – определённый способ восприятия действительности.

Историческая наука выделяет 2 основных «типа цивилизаций»: «Восточный» и «Западный».

Цивилизационные элементы. Восточный тип. Западный тип.
1. Менталитет. а. Созерцательность (сосредоточенность на внутренней духовной жизни). б. Представление о полной несвободе человека. в. Мистицизм (направленность на постижении сакрального смысла бытия, «духовных», а не материальных ценностей). г. Традиционализм (ориентация на воспроизводство уже бывшего ранее) а. Реализм (сосредоточенность на достижении конкретных, прагматических целей). б. Представление о свободе человека. в. Рационализм (направленность на постижение законов природы при помощи разума в практических целях). г. Динамизм (ориентация на прогрессивные постоянные изменения).
2. Экономика. Преобладание государственной и корпоративной формы собственности, а так же натурального хозяйства. Вещные права других субъектов (пользование, владение) являются производными от государственной собственности, подчинёны ей. Господствует феномен «власть – собственность». Преобладание частной собственности. Наличие «самоподдерживающейся» рыночной экономики. Господствует феномен «собственность – власть».
3. Социальная организация. Коллективизм (подчинение личности коллективу) Индивидуализм (принципы самоценности, автономии и свободы личности).
4. Политическая система. Деспотия (сакрализованная неограниченная власть монарха опирающегося на мощный бюрократический аппарат, обеспечивающий полный контроль над всеми сторонами жизни подданных). Преобладание «вертикальных» связей. Демократия (форма правления, построенная на принципах народовластия и соблюдения интересов, прав и свобод граждан). Преобладание «горизонтальных» связей.
5. Духовные ценности. Религиозное мировоззрение. Рационалистическое и научное мировоззрение.

2) Историографические дискуссии о сущности России в основном можно свести к четырём точкам зрения: 1. Россия относится к Восточному типу цивилизации. 2. Россия относится к Западному типу цивилизации. 3. Россия относится к особому цивилизационному типу, сочетающему элементы Восточного и Западного типа цивилизаций. 4. Россия – механическое смешение цивилизаций относящихся к разным цивилизационным типам.

3) Основные элементы Российской цивилизации:

1. Менталитет. Его основу заложило православие. Отличительными чертами отечественного менталитета являются: «соборность» (коллективизм), «нестяжательство» (отсутствие стремления к прибыли), ориентация на духовные ценности, открытость для влияния других цивилизаций.

2. Экономика. Преобладание государственной и общинно-корпоративной собственности, экстенсивный характер хозяйственного развития. Однако, в тоже время развивались некоторые элементы рыночной экономики и собственность, близкая по своим характеристикам к частной.

3. Социальная организация. Подчинение личности коллективу и государству, но при сохранении некоторых элементов индивидуализма.

4. Политическая система. Безусловное преобладание власти над обществом и неограниченный, сакральный характер власти, но при сохранении некоторых элементов правового государства и гражданского общества.

5. Духовные ценности – ориентация на достижение не прагматических, а «сакрализованных», «духовных» ценностей

Они были обусловлены необходимостью: выживания в условиях рискованного земледелия и сурового климата (коллективизм); отстаивания независимости и решения геополитических проблем в условиях протяжённых, открытых границ и враждебного внешнего окружения (преобладание власти над обществом и колоссальная роль государства); налаживания отношений с включёнными в состав государства этносами (терпимость и открытость).

Наши рекомендации