В зеркале статистики. «Третья волна» беспризорности, безнадзорности, неграмотности и преступности подростков

· Ежегодно в органы внутренних дел за различные правонарушения доставляется более одного миллиона несовершеннолетних. К началу 2005 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД России состояло свыше 655 тысяч детей и подростков.

· В 2004 году несовершеннолетними было совершено тысяча двести убийств, более трех тысяч разбойных нападений, 18 тысяч грабежей. Ежегодно свыше 150 тысяч несовершеннолетних привлекаются к уголовной ответственности. К этим данным необходимо добавить 60-70 тысяч преступлений, совершенных детьми, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

· Зарегистрированы случаи, когда несовершеннолетние занимаются видами преступной деятельности, которые ранее были прерогативой взрослых: содержание притонов, сутенерство, мошеннические действия с валютой и ценными бумагами, игромания.

· На учете состоит почти 100 тысяч несовершеннолетних алкоголиков и наркоманов. В РФ 4 млн. детей-наркоманов от 11 лет и старше, в том числе наркозависимых около 1 млн. чел. Средний возраст начала употребления наркотиков снизился с 17 до 11 лет. Уровень заболеваемости наркоманией среди молодежи в 2,5 раза выше, чем у взрослых. Число случаев смертности от употребления наркотиков в сравнении с 1980-ми годами увеличилось в 12 раз, а среди несовершеннолетних - в 42 раза.

· На учете департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России состоит около 150 экстремистских группировок общей численностью до 5000 человек, значительную часть которых составляют несовершеннолетние.

· В РФ 700 тысяч сирот, 2 млн. детей неграмотны.

· Ежегодно в стране пропадает 30 тыс. детей.

· Более 6 млн. несовершеннолетних граждан России находятся в социально неблагоприятных условиях. В конце 2004 года в РФ насчитывалось более 422 тысяч неблагополучных семей, в которых по данным органов соцзащиты проживает около 770 тысяч детей.

· Наряду с беспризорностью остро стоит и проблема безнадзорности подростков, оказавшихся без должного родительского внимания, причем на каждого беспризорника приходится по 2-3 безнадзорных ребенка. Более половины несовершеннолетних, находящихся в местном или федеральном розыске, составляют дети, которые вынуждены были сбежать из дома. По данным Министерства образования РФ, в 1998 году число отчисленных из школ и не возобновивших обучение детей составило 367 тысяч. Около 2 млн. детей в РФ нигде не работают и не учатся.

В РФ сформирована современная нормативная правовая база, определяющая концептуальные основы отношения государства к семье и вопросам семейного воспитания. Среди важнейших международных и российских документов - Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, прочие международные документы, определяющие права ребёнка, основные принципы социальной защиты семьи, материнства и детства, Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция государственной политики в отношении молодой семьи, Закон об образовании, федеральные законы, нормативные акты по социальной защите семьи, материнства и детства, федеральные и региональные программы семейной политики, национальные проекты, отражающие взаимосвязь социальной, семейной и демографической политики государства.

Из Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года(утверждена Указом Президента Российской Федерации N 1351 от 9 октября 2007)

Решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений включает в себя:

· развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

· пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

· реализацию комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов);

· повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка;

· создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, внедрение в работу органов исполнительной власти и судебных органов современных технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Важнейшая проблема успешности реализации на практике очень своевременных и продуманных мер, предлагаемых государством - в расхождении демографических интересов личности и государства, в дискуссионности предлагаемых сегодня способов её решения. Это особенно заметно в мегаполисах и больших городах, в которых проживает от 2/3 до 4/5 населения страны. По подсчётам социологов, в современных мегаполисах наличие двух детей в семье является фактором значительного напряжения для семьи. Иными словами, жизнь крупных городов не предполагает даже наличия двух детей в семье без ущемления интересов как самих детей, так и их родителей. И дело здесь не в материальных или финансовых факторах. Учёные отмечают тенденцию, при которой чем выше достаток в семье, уровень образованности и профессионально-карьерный статус её членов, тем меньше желания у родителей иметь много детей, так как у родителей расширяется сфера иных, не связанных с детьми интересов, потребностей, возможностей.

Кризисное состояние семьи и ценностей семейной жизни оказывает самое непосредственное влияние на формирование новой образовательной реальности.

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ СЕМЬИ И УПАДКА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

§ На треть сократилось количество учащихся в средних школах. В старшую школу попадают практически все окончившие основную школу, в вузы – практически все желающие (с учётом платных отделений). Это способствовало фактическому переходу страны к всеобщему высшему образованию для всех желающих. Школа в этих условиях переходит на приоритетное обслуживание интересов будущих абитуриентов. Необходима разработка новых технологий обучения и воспитания, которые давали бы возможность одинаково успешно обучать в старшей школе всех, а не только тех, кто идёт в профильные классы;

§ в связи с ухудшающейся демографической ситуацией в школах появилось значительное количество детей мигрантов, в том числе и из инокультурных сред. Это обстоятельство поднимает актуальные вопросы обучения, воспитания и социализации школьников с учётом поликультурной среды, в которой функционирует школа;

§ существенно ослабла ответственность семьи за результаты воспитания, обучения, социализации, духовного, нравственного и физического здоровья детей; количество трудных детей, детей с девиантным поведением и детей, нуждающихся в коррекции, многократно возросло, что требует развития коррекционного, в том числе инклюзивного обучения в рамках общеобразовательной школы

§ заметное ослабление связей между семьёй и школой; отсутствие реальной помощи школе со стороны семьи, в том числе и материальной, а семье – со стороны школы, что препятствует преодолению кризисных моментов как в семье, так и в системе школьного образования

§ формирование у детей из неблагополучных семей негативного опыта семейной жизни

§ углубление социального расслоения семей средствами образования, что препятствует укреплению социальной солидарности в обществе

Инновации в образовании с учетом такого аспекта новой образовательной реальности, как кризис семьи и семейных ценностей, касаются необходимости и возможности укрепления самой семьи и, как следствие, смещения акцентов и приоритетов в воспитательной практике с государственно-общественного к семейному воспитанию. Это может быть достигнуто за счёт укрепления связей между семьёй и школой, в том числе и через социальных партнёров школы, привлечения родителей к обсуждению и реализации их социальных запросов в отношении обучения, воспитания и социализации детей, укрепления здорового образа жизни, активного участия родительской общественности в управлении общеобразовательным учреждением, в организации и контроле учебно-воспитательного процесса, в том числе их участия в коммуникациях на дистанционной основе, а также помощи семей учащихся и выпускников ОУ в превращении школы в социокультурный центр, оказывающий позитивное влияние на жизнь окружающего социума.

Существует объективная необходимость воспитания позитивного отношения к семье, как социальному институту, формирования и развития у подрастающего и старшего поколения культуры семейных отношений, осуществления соответствующего гигиенического и полового воспитания, утверждения гуманистической этики и понимания психологии семейной жизни. Успех в этом деле во многом определяют атмосферу, царящую в обществе, является фактором его стабильности, ощущения благополучия и спокойной уверенности в будущем, залогом духовного и физического здоровья социума и отдельной личности.

По сравнению с другими странами, у которых имеются аналогичные проблемы, Россия занимает срединное положение. По данным социологических опросов 76% населения РФ высоко оценивает семью как ценность в человеческой жизни по сравнению с такими ценностями, как работа, друзья, свободное время, политика и религия. Более того, семья в этом списке оценивается выше всего, и это вселяет определённые надежды. Кроме этого, в России значение детей для полноценности жизни женщины оценивается сравнительно высоко - это мнение поддержали 83% респондентов. Как и ранее, значимость семьи для женщины выше, чем для мужчины[12].

Фамилистические ценности, т.е. система взглядов, где сохранению полной семьи с несколькими детьми, и тем самым, сохранению человечества, живущего в фамилистической культуре, придается самодовлеющее значение, в России не утрачены не только среди традиционных религиозных семей, но и среди значительного числа современных светских семей. В стабильной семье заинтересованы представители среднего класса и приближающихся к нему слоёв населения. Без стабильной жизнеспособной семьи невозможно формирование в стране гражданского общества.

[1] Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Природа. – 1988. - № 1. – С. 61.

[2] А.М.Новиков. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. – М.: Издательство «Эгвес», 2005. – 176 с.

[3] Там же

[4] Там же.

[5] Шиянов Е.Н., Ромаева Н.Б. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики // дата публикации: 01 ноября 2007; опубликовал: maxim: источник: http://portalus.ru (c); Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: Учеб. пособие. М., 2001.

[6] Карлгрен Франс. Воспитание к Свободе / Пер. с нем. – М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992. – С. 265.

[7] Гусинский Э.М., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 224 с. – С. 188.

[8] Там же.

[9] Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1998, с. 361.

[10] Е. Вовк. Незарегистрированные интимные союзы: "разновидности" брака или "альтернативы" ему? (Опубликовано в журнале "Социальная реальность" №1 2005 http://bd.fom.ru/report/cat/journ_socrea/number_1_05/gur050103)

[11] А. Митрикас. Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы // "Социологические исследования", №5, 2004)

[12] А. Митрикас. Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы // "Социологические исследования", №5, 2004)

Наши рекомендации