Для преподавателей вузов, аспирантов и магистрантов

Тула

Издательство ТулГУ

УДК 378 (075)

ББК 74.580.я73

П 727

Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор О.В. Заславская

Тула, ИПКиППРО ТО

Доктор педагогических наук, профессор В.В. Сахранов

Пенза, ПГПУ им. В.Г. Белинского

Авторы:

В.М. Петровичев (введение, Глава VIII), И.В. Худакова (Главы I, IX, X),

И.В. Сопетченкова (Главы II, IV), О.В. Сарычев (Глава III),

И.А. Петрищенко (Главы V, X), В.Н. Ранних (Глава VI),

Н.А. Жаркова (Глава VII), Г.Н. Теличко (Глава X)

Под общей редакцией доктора педагогический наук, профессора

В.М. Петровичева

В учебно-методическом пособии представлены результаты научно-исследовательской, методической и практической работы коллектива авторов по изучению проблемы подготовки и повышения квалификации преподавателя высшей школы. В работе рассматривается основное содержание дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы».

Пособие адресовано магистрам, аспирантам и преподавателям высшей школы и может быть полезно органам управления вузов, занимающихся подготовкой и повышением квалификации профессорско-преподавательского состава.

Введение

На протяжении многих лет психолого-педагогическая подготовка преподавателей вузов в России не носила обязательного характера: аспирантов оставляли работать в учебном заведении в должности ассистентов, и впоследствии овладение педагогическими умениями приходило с опытом работы и через систему повышения квалификации по специальности. Преподаватели этой категории хорошо знали профессионально-ориентрованные дисциплины, но в области психолого-педагогической подготовки в своей работе были во многих случаях недостаточно квалифицированы.

В настоящее время требования вуза возрастают в связи с рекомендациями о статусе преподавательских кадров вузов, принятой генеральной конференцией ЮНЕСКО еще в1997 году. В этом документе подчеркивается, что «преподавание в сфере высшего образования является профессией: оно является формой общественной службы, которая требует от преподавательских кадров вузов экспертных знаний и специализированных навыков, приобретенных и поддерживаемых благодаря упорной учебе и исследовательской деятельности на протяжении всей жизни; оно требует также чувства личной ответственности преподавателя и учреждения за образование и благосостояние обучающихся и общества в целом и соответствия высоким профессиональным требованиям, предъявляемым в научной и исследовательской деятельности».

Расширившиеся организационные возможности требуют повышенного внимания к проработке и согласованию вопросов учебно-методического обеспечения и профессиональных образовательных программ подготовки преподавательских кадров для высшей школы, в том числе через аспирантуру и магистратуру. В этой связи назначением образовательно-профессиональной программы подготовки преподавателей вузов является комплексная психолого-педагогическая, социально-экономическая и информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении в рамках основной профессиональной подготовки.

Данное учебно-методическое пособие рассчитано для использования при обучении дополнительной, к основной квалификации, программе « Преподаватель высшей школы», получаемой преподавателями, аспирантами и магистрантами. Пособие структурировано на десять глав, которые состоят из серии программ, взаимосвязанных и в друг друга подкрепляющих, хотя они и относятся к различным сторонам деятельности будущего преподавателя. Такая структура обеспечивает достаточно широкую подготовку преподавателя высшей школы в психолого-педагогическом отношении, решая задачу повышения качества общей психолого-педагогической подготовки вузовского преподавательского корпуса и, отчасти, задачу формирования единого образовательного пространства университета в области подготовки преподавательских кадров для высшей школы.

В первой главе даны общие основы педагогики, теории обучения, диагностики и контроля качества знаний, умений и навыков студентов. В неразрывной связи с этим прописана сущность, особенности, закономерности и принципы воспитания. Дается понятие содержания образования и воспитания.

Вторая Глава посвящены вопросам психологи человека, особенностям развития личности, здесь рассмотрены проблемы коммуникативной стороны общения.

В третьей главе рассматриваются вопросы разделе истории, философии и методологии науки.

Четвертая и пятая главы отражают современные процессы педагогики и психологии высшей школы, технологии профессионально-ориентированного обучения, в том числе инновационные технологии процесса обучения в высшей школе.

Важным разделом пособия являются нормативно-правовые основы высшего профессионального образования и информационные технологии в науке и образовании. В них отражена одна из самых актуальных проблем современности в высшей школе: права и обязанности преподавателя вуза, роль и значение преподавателя в обучении и воспитании студентов. Значительное место отведено новым требованиям в области информационных технологий.

В пособии нашла свое отражение и проблема владения искусством профессионально-ориентированной риторики, речевой культуры, стилей педагогического общения.

В конце каждого раздела приводится список рекомендованной литературы, контрольные вопросы, практические приложения.

Таким образом, структура и содержание учебно-методического пособия отражает, прежде всего, вопросы фундаментальных основ современной педаго­гики, ее взаимосвязь с другими науками. Это во многом позволяет преподава­телю овладеть основами научно-педагогической работы в высшей школе, на­выками самостоятельной научной проработки профессионально-ориентирован­ного материала, способами создания требовательно-доброжелательной обста­новки в коллективе студентов, разносторонними образовательными техноло­гиями, методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала.

Учебное пособие предназначено для преподавателей, аспирантов и магистрантов, а также использоваться в системе повышения квалификации преподавателей вузов.

Глава I. ПЕДАГОГИКА

Успешное решение учебно-воспитательных задач в высшей школе определяется соответствующим уровнем профессиональной педагогической культуры профессорско-преподавательского состава вуза. Знание основ теории обучения и теории воспитания позволит преподавателю любой дисциплины более широко и полно использовать профессиональные знания, умения и навыки в учебном процессе.

Раздел 1. Общие основы педагогики

1.1. Возникновение и развитие педагогики.

1.2. Объект, предмет и функции педагогики.

1.3. Педагогика в системе наук о человеке.

1.4. Связь педагогики с другими науками.

1.1. Возникновение и развитие педагогики.

Термин «педагогика» происходит от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «педагогика» означает «детовождение». В Древней Греции педагогом называли раба, который вел за руку ребенка свое­го хозяина в школу, где обучением занимался другой раб — ученый. С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслялось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения-искусства вести ребенка по жизни: обучать, воспитывать, развивать духовно и физически.

Педагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины, раскрытия закономерностей обучения, воспитания и превратилась в научно-обоснованную систему знаний, а на практике — в искусство использования этих закономер­ностей, т.е. в искусство обучения и воспитания многих по­колений людей. Творческое взаимодействие теории и прак­тики превращает педагогику в науку и искусство.

Элементы педагогики появились с зарождением процес­са воспитания на раннем этапе развития общества. Возник­ли педагогические заповеди как результат оформления пе­дагогической мысли. До нас они дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. С появлени­ем письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендаций. Так зародилась народ­ная педагогика, включавшая педагогические представле­ния, взгляды, идеи, наиболее полно проявлявшиеся в обы­чаях, трудовой деятельности, традициях, устной народной речи.

Вначале педагогические знания являлись элементом фи­лософии. С накоплением фактов были предприняты по­пытки обобщения опыта воспитания, выделения теорети­ческих основ, давших начало педагогике как науки.

С накоплением фактов были предприняты по­пытки обобщения опыта воспитания, выделения теорети­ческих основ, давших начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469-399 гг. до н.э.),Платон (427-347 гг. до н.э.),Аристотель (384-322 гг. до н.э.), в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием че­ловека, формированием его личности.

В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, придав воспитанию религиозную направленность. Незыблемые принципы догматического обучения, характерные для этого периода, просуществова­ли почти двадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, такие какАвгустин Блаженный (354-430),Фома Аквинскнй(1225-1274), создавшие труды о воспитании и обучении, педагогическая теория в этот период незначи­тельно обогатилась новыми идеями.

Значительный этап в развитии педагогической мысли связан с эпохой Возрождения давшей целый ряд ярких Мыслителей, педагогов-гуманистов, среди которых италья­нец В. да Фельтре (1378-1448), француз Ф. Рабле (1494-1553), англичанин Т. Мор (1478-1535). Они сис­тематизировали знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соедине­ние обучения с трудом. Немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) одним из первых в Европе написал учебники для детей и методические пособия для учителей.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку относится к XVII в. и связано симе­нем великого чешского педагогаЯ.А.Коменского (1592-1670). В его трудах впервые были определены предмет, за­дачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. Демократические идеи Я.А. Коменского отражены в работе «Великая дидактика», написанной на опыте работы народных школ юго-западных земель Руси, чешских и словацких школ.

Большая заслуга Я.А. Коменского состоит в том, что им впервые разработаны основы классно-урочной системы.

Английский философ и педагог Дж. Локк (1632-1704)сосредоточил главное внимание на теории воспитания. В ра­боте «Мысли о воспитании» он изложил взгляды на воспи­тание джентльмена — человека, уверенного в себе, сочета­ющего широкую образованность с деловыми качествами, твердость нравственных убеждений с изяществом манер.

Передовые французские мыслители Д. Дидро (1713-1784), К. Гельвеций (1715-1771), П. Гольбах (1723-1789), Ж.Ж. Руссо (1712-1778), швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746-1827) вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике, выдвинули положение о решающей роли воспитания и среды в фор­мировании личности.

Широко известны труды русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), Н.А. Добролюбова (1836-1861). Гуманистические идеи разделяли выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский (1824-1870); Н.И. Пирогов (1810-1881), Л.Н. Толстой (1828-1910), К.Н. Вентцель (1857-1947) и др.

Константин Дмитриевич Ушинский считается осно­воположником русской педагогической психологии и педа­гогики. Он доказывал, что социально-экономические усло­вия обусловливают характер воспитания. К.Д. Ушинский подошел к пониманию воспитания как к целенаправленной деятельности. Им созданы капитальный труд по педагоги­ке «Человек как предмет воспитания», учебники для началь­ной школы «Родное слово» и «Детский мир», методические пособия для учителей. В его работах рассматриваются важ­нейшие проблемы дидактики, трудового воспитания, шко­ловедения. Многие дидактические высказывания сохраня­ют свое значение и в наше время.

Яркими представителями теории и практики свободного воспитания в России были Лев Николаевич Толстой и Константин Николаевич Вентцель. Л.Н.Толстой основал в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, задачей которой было развитие самостоятельности, творческой и по­знавательной активности ребенка. Им написаны увлека­тельные детские книги для чтения «Азбука» и «Новая азбука».

Значительный вклад в развитие педагогической науки внесНиколай Иванович Пирогов, выступавший с пере­довыми идеями о сущности и назначении общечеловеческого воспитания.

Среди имен педагогов XX столетия, обогативших отече­ственную теорию обучения и воспитания, следует выде­литьП.Ф. Каптерева (учение о педагогическом процессе), С.Т. Шацкого (социальная педагогика),Н.К. Крупскую(организация внеклассной воспитательной работы, пионер­ского движения),А.С. Макаренко (учение о коллективе), Л.В. Занковой и Д.Б. Эльконина (теория развивающего обучения),П.Я. Гальперина (теория поэтапного формиро­вания умственных действий),И.Я. Лернера и М.Н. Скат­кина (теория, содержания образования и методов обуче­ния),Ю.К. Бабанского (теория оптимизации учебного процесса) и др.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания детского кол­лектива и педагогического руководства им, разработал ме­тодики трудового и семейного воспитания, формирования сознательной дисциплины.

Первыми авторами учебных пособий «Педагогика», в которых ставились и решались задачи социалистической школы, былиП.П. Блонский (1884-1941) иА.П. Пинкевич (1884-1939).

Новые явления в педагогической теории и практике воз­никли в период «хрущевской оттепели» второй половины 1950-х — начале 1960-х гг. В этот период развернулась но­ваторская деятельность педагогов, обогативших образова­тельно-воспитательную практику.

Существенный вклад внеслиВ.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, Э.Г. Костяшкин, К.Н. Волков, С.А. Гуревич, позднееИ.П. Волков, Ш.А. Амонашвили, Н.П. Гузик и др.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. Многие его дидактические советы сохраняют свое значе­ние в настоящее время при осмыслении современных пу­тей развития педагогической мысли и образования.

1.2. Объект, предмет и функции педагогики.

Перестройка, начатая в нашей стране в 1980-е гг., затро­нула все сферы человеческой деятельности: политическую систему, государственное устройство, нравственные ценнос­ти, правовые нормы, культурное наследие, международные отношения, народное образование. Главное в перестройке образования — изменение педагогического мышления, суть которого состоит в переориентации авторитарной в демократическую педагогику.

Педагогика как наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она отвечает на вопросы о том, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

Для определения педагогики как науки важно устано­вить границы ее предметной области, ответив на вопрос: что же она изучает? Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объект — это область действительности, которую ис­следует данная наука. Предмет— способ видения объекта с позиций этой науки.

В определении объекта и предмета педагогики суще­ствуют разные точки зрения. Некоторые ученые объектом педагогики считают воспитание, другие — образование. В последние годы ученые все чаще отдают приоритет образованию, понимая его как целенаправленный процесс вос­питания и обучения в интересах человека, общества и го­сударства.

Предметом педагогики является педагогический про­цесс — специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направлен­ное на достижение поставленной цели и призванное при­вести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогика исследует сущность, закономерности, прин­ципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его органи­зации, совершенствует содержание и создает новые орга­низационные формы, методы и приемы педагогической де­ятельности воспитателей и воспитанников). Таким образом, педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: общетеоретическую, прогностическую и практическую.

Общетеоретическая функция педагогической науки со­стоит в теоретическом анализе закономерностей педагоги­ческого процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы; объясняет, по каким законам, при ка­ких условиях, почему они протекают; делает выводы.

Прогностическая функция педагогики заключается в обоснованном предвидении развития педагогической ре­альности (какой, например, будет школа будущего, как бу­дет изменяться контингент учащихся и т.п.). На базе науч­но обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование. В области воспитания значи­мость научных прогнозов исключительно велика, ибо воспитание устремлено в будущее.

Практическая (преобразовательная, прикладная) функ­ция педагогики состоит в том, что на основе фундамен­тального знания совершенствуется педагогическая практи­ка, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образователь­ными структурами.

Единство всех функций педагогики позволяет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различ­ных типах образовательно-воспитательных учреждений.

1.3. Педагогика в системе наук о человеке.

Педагогика, пройдя длительный путь развития и нако­пив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук.

Базовой научной дисциплиной, изучающей общие зако­номерности обучения и воспитания человека, разрабатывающей основы учебно-воспитательного процесса в образо­вательных и воспитательных учреждениях всех типов, яв­ляется общая педагогика. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

а) общие основы педагогики;

б) теория обучения (дидактика);

в) теория воспитания;

г) школоведение (управление образовательными систе­мами).

В последние десятилетия объем материала по этим раз­делам настолько увеличился, что их стали выделять в каче­стве отдельных самостоятельных научных дисциплин.

Особую группу педагогических наук, изучающих специ­фику учебно-воспитательной деятельности внутри опреде­ленных возрастных групп, составляет возрастная педаго­гика. Она включает в себя преддошкольную (ясельную) и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых и андрогогику.

Преддошкольная (ясельная) педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до трех лет. Вес ее по мере проникновения научной мысли в секреты направ­ленного влияния на формирование интеллекта, эмоцио­нальной и чувственной сфер личности ребенка, его здоро­вья стремительно увеличивается. Особенностью ясельной педагогики является ее тесное взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.

Дошкольная педагогика -наука о закономерностях развития, формирования личности ребенка дошкольного воз­раста. Существуют дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, ча­стных, негосударственных учебно-воспитательных учреж­дениях, в условиях многодетных, полных, неполных семей, а также семей с одним или двумя детьми.

Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. Она относится к са­мым развитым разделам науки о воспитании.

Предметом педагогики высшей школы являются законо­мерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.

Педагогика взрослых и андрогогика изучают особеннос­ти работы со взрослыми и пожилыми людьми.

Педагогические дисциплины также подразделяются в зависимости от того, какая сторона конкретного вида чело­веческой деятельности взята за основу классификации. Выделяют военную, инженерную, спортивную, театраль­ную, музейную, музыкальную, производственную педагоги­ку, педагогику исправительно-трудовых учреждений и т.д.

Каждая из этих педагогик также имеет свой предмет. Например, военная педагогика раскрывает закономернос­ти, обосновывает теоретические положения, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания воен­нослужащих всех рангов.

Закономерности обучения и воспитания работающих, повышения их квалификации, освоения новых профессий изучает производственная педагогика.

Педагогика профессионально-технического образования рассматривает закономерности подготовки рабочих высо­кой квалификации.

Исправительно-трудовая педагогика изучает особеннос­ти перевоспитания лиц, находящихся в заключении за со­вершенные преступления.

К педагогическим дисциплинам также относятся: история педагогики, сравнительная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания, социальная педагогика, педагогическая психология, социология образования и др.

История педагогики исследует возникновение и развитие учебно-воспитательной практики, педагогических тео­рий, общих и частных методологических концепций в раз­личные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики необходимо для того, чтобы глубже понимать решаемые в настоящее время вопросы.

Сравнительная педагогика занимается сравнительным анализом образования в разных странах.

Существует также специальная педагогика (дефектоло­гия). Она исследует закономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками. В состав дефектологии входят следующие научные дисциплины: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.

Сурдопедагогика изучает закономерности воспитания слабослышащих и глухих людей; тифлопедагогика — слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика — умственно отсталых, логопедия — наука о нарушениях речи, путях их преодоления и предупреждения.

Особую группу педагогических наук составляют, так называемые частные или предметные методики, исследую­щие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

Такова система педагогической науки, возникновений новых отраслей которой порождается развитием общества и научного знания.

1.4. Связь педагогики с другими науками.

Педагогика как самостоятельная, достаточно развитая наука, имея свою четко определенную область исследова­ния, не может существовать обособленно. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика, прежде всего, тесно связана с дисциплинами, изучающими человека.

Человек как член общества изучается общественными на­уками, как продукт биологической эволюции — биологиче­скими науками, а как мыслящее существо со своим психиче­ским внутренним миром — психологическими науками.

Общественные науки помогают определять смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих за­кономерностей человеческого бытия и мышления.

Из общественных наук педагогика тесно связана с фи­лософией. Философское учение является методологиче­ской основой педагогики. От системы материалистических, экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских и других взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, зависят направления их поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

У философии и педагогики имеется ряд общих вопро­сов и проблем, в том числе:

• проблемы цели воспитания;

• проблемы формирования мировоззрения;

• взаимосвязь коллектива и личности;

• гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории познания (в том числе ученического) как одной из форм познания человеком окружающей его действитель­ности.

Педагогика также тесно связана с такими относительно самостоятельными областями философии, как этика и эс­тетика. Они помогают решению педагогических задач нравственного и эстетического воспитания, формированию научного мировоззрения.

Наблюдается связь педагогики с социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах. Педагогическая социология как новая наука, образовавша­яся на стыке педагогики и социологии, осуществляет пере­вод общих данных и результатов социологических иссле­дований о процессах изменения социальной структуры общества, профессиональной занятости людей в конкрет­ные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общественность.

Теснейшим образом связана педагогика и сэкономикой, в частности с ее областью — экономикой образования. Доказано, что высокий уровень общего образования является одним из важнейших условий повышения производитель­ности труда. Данные экономики образования необходимы для решения таких важнейших проблем, как:

• определение затрат на обучение школьников в связи с удорожанием жизни;

• определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений;

• определение затрат на учительские кадры, строитель­ство, оборудование, наглядные пособия и т.д.

При рассмотрении этих вопросов педагогика и экономи­ка опираются на данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения (рождаемости, смертности, миграции).

Без учета и прогнозирования рождаемости, воз­растной структуры и процессов перемещения населения невозможно планирование строительства и размещения школ, подготовки учителей.

Тесно связана педагогика с биологическими науками. Они являются естественнонаучной базой обучения и вос­питания.

Педагогика опирается на фундаментальные работы ве­ликих русских физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова и др. по вопросам первой и второй сигнальных систем, не­рвно-психического развития человека, рефлекторной при­роды психической деятельности, развития и функциониро­вания органов чувств.

Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов тру­да и отдыха имеют возрастная физиология — наука об особенностях строения и функционирования организма че­ловека, а также школьная гигиена, охватывающая вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогикикак специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образова­ние детей с отклонениями в развитии. Она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапев­тический эффект; компенсируются дефекты, имеющиеся у детей, и облегчаются процессы их социализации.

Связь педагогики с психологическими науками является наиболее тесной. Необходимость понимать свойства чело­веческой природы, ее естественные потребности и возмож­ности, учитывать механизмы, законы психической деятель­ности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающи­еся педагоги.

Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которые изучают закономер­ности психических процессов в условиях целенаправлен­ного обучения и воспитания с учетом возраста человека.

Дифференциальная психология, учитывающая индиви­дуальные различия человека, вооружает педагогику данны­ми, необходимыми для личностно-ориентированного под­хода в воспитании.

Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности включенной в различные груп­пы, обеспечивает педагогику многими ценными фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разра­ботки методики воспитания учащихся через коллектив.

Устанавливаются все более тесные связи педагогики с инженерной психологией, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают шире включать технические средства, компьютеры в учебный процесс.

Связана педагогика и с кибернетикой — наукой об уп­равлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибер­нетики явилось программированное обучение.

Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика. Изуче­ние традиций, обрядов и обычаев разных народов служит основой для формирования особой отрасли педагогическо­го знания — народной педагогики. Она изучает использова­ние памятников культуры в воспитании современных школьников.

Все это свидетельствует, что педагогика, имея собствен­ный предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием различных факторов, педагогика занимается че­ловеком и ищет наиболее действенные пути фор­мирования целостной человеческой личности.

Анализ связей педагогики с вышеназванными науками по­зволяет выделить следующие формы их взаимодополнения:

• использование педагогикой основных идей, теорети­ческих положений и обобщающих выводов других наук;

• творческое заимствование методов исследований, при­меняемых в этих науках;

• использование в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, со­циологии и других научных дисциплинах;

• участие педагогики в комплексных исследованиях че­ловека.

Материалы и данные смежных отраслей знаний исполь­зуются на основе строгого их отбора, после специальной педагогической переработки, с обязательным выявлением условий и границ применения в педагогической науке.

Вопросы и задания для самопроверки.

1. Что изучает педагогика?

2. Что, по вашему мнению, должно считаться объектом педаго­гической науки — воспитание или образование? Аргументируйте свой выбор.

3. Какие задачи решает педагогика?

4. Охарактеризуйте систему педагогических наук.

5. Каковы основные формы связи педагогики с другими наука­ми? Проиллюстрируйте их примерами.

Раздел 2. Теория обучения (дидактика)

Сущность процесса обучения.

2.2. Содержание образования. Государственный образовательный стандарт.

Наши рекомендации