Для преподавателей вузов, аспирантов и магистрантов
Тула
Издательство ТулГУ
УДК 378 (075)
ББК 74.580.я73
П 727
Рецензенты:
Доктор педагогических наук, профессор О.В. Заславская
Тула, ИПКиППРО ТО
Доктор педагогических наук, профессор В.В. Сахранов
Пенза, ПГПУ им. В.Г. Белинского
Авторы:
В.М. Петровичев (введение, Глава VIII), И.В. Худакова (Главы I, IX, X),
И.В. Сопетченкова (Главы II, IV), О.В. Сарычев (Глава III),
И.А. Петрищенко (Главы V, X), В.Н. Ранних (Глава VI),
Н.А. Жаркова (Глава VII), Г.Н. Теличко (Глава X)
Под общей редакцией доктора педагогический наук, профессора
В.М. Петровичева
В учебно-методическом пособии представлены результаты научно-исследовательской, методической и практической работы коллектива авторов по изучению проблемы подготовки и повышения квалификации преподавателя высшей школы. В работе рассматривается основное содержание дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы».
Пособие адресовано магистрам, аспирантам и преподавателям высшей школы и может быть полезно органам управления вузов, занимающихся подготовкой и повышением квалификации профессорско-преподавательского состава.
Введение
На протяжении многих лет психолого-педагогическая подготовка преподавателей вузов в России не носила обязательного характера: аспирантов оставляли работать в учебном заведении в должности ассистентов, и впоследствии овладение педагогическими умениями приходило с опытом работы и через систему повышения квалификации по специальности. Преподаватели этой категории хорошо знали профессионально-ориентрованные дисциплины, но в области психолого-педагогической подготовки в своей работе были во многих случаях недостаточно квалифицированы.
В настоящее время требования вуза возрастают в связи с рекомендациями о статусе преподавательских кадров вузов, принятой генеральной конференцией ЮНЕСКО еще в1997 году. В этом документе подчеркивается, что «преподавание в сфере высшего образования является профессией: оно является формой общественной службы, которая требует от преподавательских кадров вузов экспертных знаний и специализированных навыков, приобретенных и поддерживаемых благодаря упорной учебе и исследовательской деятельности на протяжении всей жизни; оно требует также чувства личной ответственности преподавателя и учреждения за образование и благосостояние обучающихся и общества в целом и соответствия высоким профессиональным требованиям, предъявляемым в научной и исследовательской деятельности».
Расширившиеся организационные возможности требуют повышенного внимания к проработке и согласованию вопросов учебно-методического обеспечения и профессиональных образовательных программ подготовки преподавательских кадров для высшей школы, в том числе через аспирантуру и магистратуру. В этой связи назначением образовательно-профессиональной программы подготовки преподавателей вузов является комплексная психолого-педагогическая, социально-экономическая и информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении в рамках основной профессиональной подготовки.
Данное учебно-методическое пособие рассчитано для использования при обучении дополнительной, к основной квалификации, программе « Преподаватель высшей школы», получаемой преподавателями, аспирантами и магистрантами. Пособие структурировано на десять глав, которые состоят из серии программ, взаимосвязанных и в друг друга подкрепляющих, хотя они и относятся к различным сторонам деятельности будущего преподавателя. Такая структура обеспечивает достаточно широкую подготовку преподавателя высшей школы в психолого-педагогическом отношении, решая задачу повышения качества общей психолого-педагогической подготовки вузовского преподавательского корпуса и, отчасти, задачу формирования единого образовательного пространства университета в области подготовки преподавательских кадров для высшей школы.
В первой главе даны общие основы педагогики, теории обучения, диагностики и контроля качества знаний, умений и навыков студентов. В неразрывной связи с этим прописана сущность, особенности, закономерности и принципы воспитания. Дается понятие содержания образования и воспитания.
Вторая Глава посвящены вопросам психологи человека, особенностям развития личности, здесь рассмотрены проблемы коммуникативной стороны общения.
В третьей главе рассматриваются вопросы разделе истории, философии и методологии науки.
Четвертая и пятая главы отражают современные процессы педагогики и психологии высшей школы, технологии профессионально-ориентированного обучения, в том числе инновационные технологии процесса обучения в высшей школе.
Важным разделом пособия являются нормативно-правовые основы высшего профессионального образования и информационные технологии в науке и образовании. В них отражена одна из самых актуальных проблем современности в высшей школе: права и обязанности преподавателя вуза, роль и значение преподавателя в обучении и воспитании студентов. Значительное место отведено новым требованиям в области информационных технологий.
В пособии нашла свое отражение и проблема владения искусством профессионально-ориентированной риторики, речевой культуры, стилей педагогического общения.
В конце каждого раздела приводится список рекомендованной литературы, контрольные вопросы, практические приложения.
Таким образом, структура и содержание учебно-методического пособия отражает, прежде всего, вопросы фундаментальных основ современной педагогики, ее взаимосвязь с другими науками. Это во многом позволяет преподавателю овладеть основами научно-педагогической работы в высшей школе, навыками самостоятельной научной проработки профессионально-ориентированного материала, способами создания требовательно-доброжелательной обстановки в коллективе студентов, разносторонними образовательными технологиями, методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала.
Учебное пособие предназначено для преподавателей, аспирантов и магистрантов, а также использоваться в системе повышения квалификации преподавателей вузов.
Глава I. ПЕДАГОГИКА
Успешное решение учебно-воспитательных задач в высшей школе определяется соответствующим уровнем профессиональной педагогической культуры профессорско-преподавательского состава вуза. Знание основ теории обучения и теории воспитания позволит преподавателю любой дисциплины более широко и полно использовать профессиональные знания, умения и навыки в учебном процессе.
Раздел 1. Общие основы педагогики
1.1. Возникновение и развитие педагогики.
1.2. Объект, предмет и функции педагогики.
1.3. Педагогика в системе наук о человеке.
1.4. Связь педагогики с другими науками.
1.1. Возникновение и развитие педагогики.
Термин «педагогика» происходит от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «педагогика» означает «детовождение». В Древней Греции педагогом называли раба, который вел за руку ребенка своего хозяина в школу, где обучением занимался другой раб — ученый. С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслялось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения-искусства вести ребенка по жизни: обучать, воспитывать, развивать духовно и физически.
Педагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины, раскрытия закономерностей обучения, воспитания и превратилась в научно-обоснованную систему знаний, а на практике — в искусство использования этих закономерностей, т.е. в искусство обучения и воспитания многих поколений людей. Творческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство.
Элементы педагогики появились с зарождением процесса воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогические заповеди как результат оформления педагогической мысли. До нас они дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. С появлением письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендаций. Так зародилась народная педагогика, включавшая педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявлявшиеся в обычаях, трудовой деятельности, традициях, устной народной речи.
Вначале педагогические знания являлись элементом философии. С накоплением фактов были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических основ, давших начало педагогике как науки.
С накоплением фактов были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических основ, давших начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469-399 гг. до н.э.),Платон (427-347 гг. до н.э.),Аристотель (384-322 гг. до н.э.), в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.
В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, придав воспитанию религиозную направленность. Незыблемые принципы догматического обучения, характерные для этого периода, просуществовали почти двадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, такие какАвгустин Блаженный (354-430),Фома Аквинскнй(1225-1274), создавшие труды о воспитании и обучении, педагогическая теория в этот период незначительно обогатилась новыми идеями.
Значительный этап в развитии педагогической мысли связан с эпохой Возрождения давшей целый ряд ярких Мыслителей, педагогов-гуманистов, среди которых итальянец В. да Фельтре (1378-1448), француз Ф. Рабле (1494-1553), англичанин Т. Мор (1478-1535). Они систематизировали знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соединение обучения с трудом. Немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) одним из первых в Европе написал учебники для детей и методические пособия для учителей.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку относится к XVII в. и связано сименем великого чешского педагогаЯ.А.Коменского (1592-1670). В его трудах впервые были определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. Демократические идеи Я.А. Коменского отражены в работе «Великая дидактика», написанной на опыте работы народных школ юго-западных земель Руси, чешских и словацких школ.
Большая заслуга Я.А. Коменского состоит в том, что им впервые разработаны основы классно-урочной системы.
Английский философ и педагог Дж. Локк (1632-1704)сосредоточил главное внимание на теории воспитания. В работе «Мысли о воспитании» он изложил взгляды на воспитание джентльмена — человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, твердость нравственных убеждений с изяществом манер.
Передовые французские мыслители Д. Дидро (1713-1784), К. Гельвеций (1715-1771), П. Гольбах (1723-1789), Ж.Ж. Руссо (1712-1778), швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746-1827) вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике, выдвинули положение о решающей роли воспитания и среды в формировании личности.
Широко известны труды русских мыслителей, философов и писателей В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена (1812-1870), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), Н.А. Добролюбова (1836-1861). Гуманистические идеи разделяли выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский (1824-1870); Н.И. Пирогов (1810-1881), Л.Н. Толстой (1828-1910), К.Н. Вентцель (1857-1947) и др.
Константин Дмитриевич Ушинский считается основоположником русской педагогической психологии и педагогики. Он доказывал, что социально-экономические условия обусловливают характер воспитания. К.Д. Ушинский подошел к пониманию воспитания как к целенаправленной деятельности. Им созданы капитальный труд по педагогике «Человек как предмет воспитания», учебники для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», методические пособия для учителей. В его работах рассматриваются важнейшие проблемы дидактики, трудового воспитания, школоведения. Многие дидактические высказывания сохраняют свое значение и в наше время.
Яркими представителями теории и практики свободного воспитания в России были Лев Николаевич Толстой и Константин Николаевич Вентцель. Л.Н.Толстой основал в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, задачей которой было развитие самостоятельности, творческой и познавательной активности ребенка. Им написаны увлекательные детские книги для чтения «Азбука» и «Новая азбука».
Значительный вклад в развитие педагогической науки внесНиколай Иванович Пирогов, выступавший с передовыми идеями о сущности и назначении общечеловеческого воспитания.
Среди имен педагогов XX столетия, обогативших отечественную теорию обучения и воспитания, следует выделитьП.Ф. Каптерева (учение о педагогическом процессе), С.Т. Шацкого (социальная педагогика),Н.К. Крупскую(организация внеклассной воспитательной работы, пионерского движения),А.С. Макаренко (учение о коллективе), Л.В. Занковой и Д.Б. Эльконина (теория развивающего обучения),П.Я. Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий),И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина (теория, содержания образования и методов обучения),Ю.К. Бабанского (теория оптимизации учебного процесса) и др.
Антон Семенович Макаренко (1888-1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания детского коллектива и педагогического руководства им, разработал методики трудового и семейного воспитания, формирования сознательной дисциплины.
Первыми авторами учебных пособий «Педагогика», в которых ставились и решались задачи социалистической школы, былиП.П. Блонский (1884-1941) иА.П. Пинкевич (1884-1939).
Новые явления в педагогической теории и практике возникли в период «хрущевской оттепели» второй половины 1950-х — начале 1960-х гг. В этот период развернулась новаторская деятельность педагогов, обогативших образовательно-воспитательную практику.
Существенный вклад внеслиВ.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, Э.Г. Костяшкин, К.Н. Волков, С.А. Гуревич, позднееИ.П. Волков, Ш.А. Амонашвили, Н.П. Гузик и др.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. Многие его дидактические советы сохраняют свое значение в настоящее время при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и образования.
1.2. Объект, предмет и функции педагогики.
Перестройка, начатая в нашей стране в 1980-е гг., затронула все сферы человеческой деятельности: политическую систему, государственное устройство, нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, международные отношения, народное образование. Главное в перестройке образования — изменение педагогического мышления, суть которого состоит в переориентации авторитарной в демократическую педагогику.
Педагогика как наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она отвечает на вопросы о том, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.
Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: что же она изучает? Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.
Объект — это область действительности, которую исследует данная наука. Предмет— способ видения объекта с позиций этой науки.
В определении объекта и предмета педагогики существуют разные точки зрения. Некоторые ученые объектом педагогики считают воспитание, другие — образование. В последние годы ученые все чаще отдают приоритет образованию, понимая его как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Предметом педагогики является педагогический процесс — специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников). Таким образом, педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: общетеоретическую, прогностическую и практическую.
Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы; объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают; делает выводы.
Прогностическая функция педагогики заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т.п.). На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо воспитание устремлено в будущее.
Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания совершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.
Единство всех функций педагогики позволяет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных типах образовательно-воспитательных учреждений.
1.3. Педагогика в системе наук о человеке.
Педагогика, пройдя длительный путь развития и накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук.
Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности обучения и воспитания человека, разрабатывающей основы учебно-воспитательного процесса в образовательных и воспитательных учреждениях всех типов, является общая педагогика. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:
а) общие основы педагогики;
б) теория обучения (дидактика);
в) теория воспитания;
г) школоведение (управление образовательными системами).
В последние десятилетия объем материала по этим разделам настолько увеличился, что их стали выделять в качестве отдельных самостоятельных научных дисциплин.
Особую группу педагогических наук, изучающих специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, составляет возрастная педагогика. Она включает в себя преддошкольную (ясельную) и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых и андрогогику.
Преддошкольная (ясельная) педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до трех лет. Вес ее по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на формирование интеллекта, эмоциональной и чувственной сфер личности ребенка, его здоровья стремительно увеличивается. Особенностью ясельной педагогики является ее тесное взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.
Дошкольная педагогика -наука о закономерностях развития, формирования личности ребенка дошкольного возраста. Существуют дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях многодетных, полных, неполных семей, а также семей с одним или двумя детьми.
Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. Она относится к самым развитым разделам науки о воспитании.
Предметом педагогики высшей школы являются закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.
Педагогика взрослых и андрогогика изучают особенности работы со взрослыми и пожилыми людьми.
Педагогические дисциплины также подразделяются в зависимости от того, какая сторона конкретного вида человеческой деятельности взята за основу классификации. Выделяют военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, музыкальную, производственную педагогику, педагогику исправительно-трудовых учреждений и т.д.
Каждая из этих педагогик также имеет свой предмет. Например, военная педагогика раскрывает закономерности, обосновывает теоретические положения, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.
Закономерности обучения и воспитания работающих, повышения их квалификации, освоения новых профессий изучает производственная педагогика.
Педагогика профессионально-технического образования рассматривает закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.
Исправительно-трудовая педагогика изучает особенности перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.
К педагогическим дисциплинам также относятся: история педагогики, сравнительная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания, социальная педагогика, педагогическая психология, социология образования и др.
История педагогики исследует возникновение и развитие учебно-воспитательной практики, педагогических теорий, общих и частных методологических концепций в различные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики необходимо для того, чтобы глубже понимать решаемые в настоящее время вопросы.
Сравнительная педагогика занимается сравнительным анализом образования в разных странах.
Существует также специальная педагогика (дефектология). Она исследует закономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками. В состав дефектологии входят следующие научные дисциплины: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.
Сурдопедагогика изучает закономерности воспитания слабослышащих и глухих людей; тифлопедагогика — слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика — умственно отсталых, логопедия — наука о нарушениях речи, путях их преодоления и предупреждения.
Особую группу педагогических наук составляют, так называемые частные или предметные методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
Такова система педагогической науки, возникновений новых отраслей которой порождается развитием общества и научного знания.
1.4. Связь педагогики с другими науками.
Педагогика как самостоятельная, достаточно развитая наука, имея свою четко определенную область исследования, не может существовать обособленно. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика, прежде всего, тесно связана с дисциплинами, изучающими человека.
Человек как член общества изучается общественными науками, как продукт биологической эволюции — биологическими науками, а как мыслящее существо со своим психическим внутренним миром — психологическими науками.
Общественные науки помогают определять смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.
Из общественных наук педагогика тесно связана с философией. Философское учение является методологической основой педагогики. От системы материалистических, экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских и других взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, зависят направления их поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.
У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем, в том числе:
• проблемы цели воспитания;
• проблемы формирования мировоззрения;
• взаимосвязь коллектива и личности;
• гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории познания (в том числе ученического) как одной из форм познания человеком окружающей его действительности.
Педагогика также тесно связана с такими относительно самостоятельными областями философии, как этика и эстетика. Они помогают решению педагогических задач нравственного и эстетического воспитания, формированию научного мировоззрения.
Наблюдается связь педагогики с социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах. Педагогическая социология как новая наука, образовавшаяся на стыке педагогики и социологии, осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества, профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общественность.
Теснейшим образом связана педагогика и сэкономикой, в частности с ее областью — экономикой образования. Доказано, что высокий уровень общего образования является одним из важнейших условий повышения производительности труда. Данные экономики образования необходимы для решения таких важнейших проблем, как:
• определение затрат на обучение школьников в связи с удорожанием жизни;
• определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений;
• определение затрат на учительские кадры, строительство, оборудование, наглядные пособия и т.д.
При рассмотрении этих вопросов педагогика и экономика опираются на данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения (рождаемости, смертности, миграции).
Без учета и прогнозирования рождаемости, возрастной структуры и процессов перемещения населения невозможно планирование строительства и размещения школ, подготовки учителей.
Тесно связана педагогика с биологическими науками. Они являются естественнонаучной базой обучения и воспитания.
Педагогика опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова и др. по вопросам первой и второй сигнальных систем, нервно-психического развития человека, рефлекторной природы психической деятельности, развития и функционирования органов чувств.
Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеют возрастная физиология — наука об особенностях строения и функционирования организма человека, а также школьная гигиена, охватывающая вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе.
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогикикак специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект; компенсируются дефекты, имеющиеся у детей, и облегчаются процессы их социализации.
Связь педагогики с психологическими науками является наиболее тесной. Необходимость понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги.
Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которые изучают закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания с учетом возраста человека.
Дифференциальная психология, учитывающая индивидуальные различия человека, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно-ориентированного подхода в воспитании.
Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности включенной в различные группы, обеспечивает педагогику многими ценными фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив.
Устанавливаются все более тесные связи педагогики с инженерной психологией, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают шире включать технические средства, компьютеры в учебный процесс.
Связана педагогика и с кибернетикой — наукой об управлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибернетики явилось программированное обучение.
Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика. Изучение традиций, обрядов и обычаев разных народов служит основой для формирования особой отрасли педагогического знания — народной педагогики. Она изучает использование памятников культуры в воспитании современных школьников.
Все это свидетельствует, что педагогика, имея собственный предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием различных факторов, педагогика занимается человеком и ищет наиболее действенные пути формирования целостной человеческой личности.
Анализ связей педагогики с вышеназванными науками позволяет выделить следующие формы их взаимодополнения:
• использование педагогикой основных идей, теоретических положений и обобщающих выводов других наук;
• творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;
• использование в педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии, социологии и других научных дисциплинах;
• участие педагогики в комплексных исследованиях человека.
Материалы и данные смежных отраслей знаний используются на основе строгого их отбора, после специальной педагогической переработки, с обязательным выявлением условий и границ применения в педагогической науке.
Вопросы и задания для самопроверки.
1. Что изучает педагогика?
2. Что, по вашему мнению, должно считаться объектом педагогической науки — воспитание или образование? Аргументируйте свой выбор.
3. Какие задачи решает педагогика?
4. Охарактеризуйте систему педагогических наук.
5. Каковы основные формы связи педагогики с другими науками? Проиллюстрируйте их примерами.
Раздел 2. Теория обучения (дидактика)
Сущность процесса обучения.
2.2. Содержание образования. Государственный образовательный стандарт.