Диагностика качества обучения.

Контроль.

Оценка и учет результатов учебной деятельности.

3.4. Ошибки оценивания.

Диагностика качества обучения.

Контроль бывает разных видов, форм и неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Без диагностики невоз­можно эффективное управление дидактическим процес­сом. Диагностика — это точное определение результатов дидактического процесса. В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, уме­ний и навыков» обучаемых. Последнее лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Тогда как ди­агностирование рассматривает результаты с учетом спосо­бов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидак­тического процесса.

Диагностика включает контроль, проверку, оценивание (оценка), накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дидак­тического процесса.

Важным компонентом диагностирования является конт­роль. Контроль — это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля яв­ляется проверка. Проверка — система действий и опера­ций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

По своей сути контроль обеспечивает установление об­ратной связи, т.е. получение сведений о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий выясняет, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к вос­приятию новой информации. Он получает также сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обуча­емого. Контроль также показывает обучающему, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в учебных целях.

Во время контроля получает информацию о своей учеб­ной деятельности и сам обучаемый. Это помогает ему по­нять, каких успехов он добился в усвоении знаний, а также увидеть пробелы и недостатки в них. Постоянный конт­роль дисциплинирует учащихся, приучает к определенно­му ритму, развивает волевые качества.

Контроль.

Контроль бывает разных видов, форм и может осуще­ствляться с помощью разнообразных методов. В педагоги­ческой практике применяется несколько видов контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный.

Предварительный контроль, как правило, имеет диаг­ностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающему выбрать наиболее эффективные ме­тоды и формы работы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и дает возможность определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль позволяет своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении про­граммного материала. Текущий контроль стимулирует от­ветственность ученика за подготовку к каждому занятию.

Периодический контроль подводит итоги работы за оп­ределенный период времени. Он осуществляется в конце четверти или полугодия.

Тематический контроль проводится после изучения темы, раздела для определения степени усвоенности дан­ного материала.

Итоговый контроль призван определить конечные ре­зультаты обучения. Он охватывает всю систе Диагностика качества обучения. - student2.ru Диагностика качества обучения. - student2.ru Диагностика качества обучения. - student2.ru му знаний, умений и навыков по предмету.

Отсроченный контроль — определение остаточных зна­ний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от трех месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид конт­роля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.

Контроль осуществляется в различных формах.По фор­ме контроль подразделяется на индивидуальный, группо­вой и фронтальный.

При контроле используются различные методы.Мето­ды контроля — это способы, с помощью которых опреде­ляется результативность учебно-познавательной деятельно­сти обучаемых и педагогической работы обучающих.

В педагогической практике используются методы уст­ного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучае­мых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процес­сов и происходящих событий, для выражения и доказа­тельства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т.д.

Письменный контроль предполагает выполнение письмен­ных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, от­четов и т.д.). Такой метод контроля позволяет проверять зна­ния всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.

Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической рабо­ты или сформированности двигательных навыков.

С развитием информационных технологий распростране­ние получил контроль с использованием компьютеров.Ма­шинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний.

Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устра­няется субъективизм учителя при оценивании знаний.

Применение контролирующих машин позволяет успеш­но осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо научить обучаемых самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных за­дач, искать способы их устранения.

Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса.

К контролю в процессе обучения предъявляются следу­ющие педагогические требования:

• индивидуальный характер контроля. Контроль должен осуществляться за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью. Нельзя допускать подмены ре­зультатов учения отдельных учащихся итогами работы кол­лектива, и наоборот;

• систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

• разнообразие форм проведения контроля, что в боль­шей степени обеспечивает выполнение обучающей, разви­вающей и воспитывающей функций контроля;

• всесторонность контроля. Контроль должен давать возможность проверки теоретических знаний, интеллекту­альных и практических умений и навыков учащихся;

• объективность контроля. Контроль должен исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы;

• дифференцированный подход. Необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых;

• единство требований со стороны обучающих.

В последнее время все большее распространение полу­чает тестовый контроль. Основным инструментом такого контроля является тест. В зависимости от предмета изме­рения выделяются тесты педагогические, психологиче­ские, социологические, социально-психологические, куль­турологические и др.

Наши рекомендации