Глава 4. диагностика одарённости

Для поиска, выявления и определения одарённых детей, для оценки их индивидуальных особенностей используются разнообразные психологические методы.

ДИАГНОСТИКА ПОВЕДЕНИЯ

Одним из наиболее значимых методов, доступных педагогам, родителям, воспитателям, является метод экспертной оценки. В данном случае экспертам: учителям, родителям, классным руководителям, музыкальным работникам, предлагаются вопросы, ответы на которые позволяют определить, насколько развита одарённость конкретного ребёнка. На этом принципе основана методика экспертных оценок А.А. Лосевой (А.А. Лосева, 2004. С.158-162).

МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

(А.А. Лосева)

Ниже перечислены 10 сфер, в которых ребенок может прояв­лять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оцен­ку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребен­ку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше сред­ней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Сумми­руйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») раздели­те на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем об­ластям сравните между собой. Выделите 3—4 наивысших пока­зателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики инте­ресов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и фи­зического развития. Известны случаи, когда у одаренного ре­бенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хо­чет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одно­го ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детс­кий сад, если школа — родители, классный руководитель и не­сколько учителей по разным предметам

I. Интеллектуальная сфера

1. Высокая познавательная активность, мобильность.

2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.

3. Устойчивость внимания.

4. Оперативная память - быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.

6. Богатство активного словаря.

7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ас­социаций. Хорошо улавливает связь между одним собы­тием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.

9. Развитость творческого мышления и воображения.

10.Владение основными компонентами умения учиться.

11.Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

12.Возможность предвосхищения результата деятельности.

П. Сфера академических достижений

1. Богатый словарный запас, использование сложных син­таксических структур.

2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.

3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.

4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.

5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).

6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.

7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зри­тельным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

8. Чтение научно-популярной литературы доставляет боль­шее удовольствие, чем чтение художественной.

9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.

10.Пытается выяснить причины и смысл событий.

11.Уделяет много времени созданию собственных «проектов».

12.Любит обсуждать научные события, изобретения, час­то задумывается об этом.

III. Творчество

1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.

2. Изобретательность в использовании материалов и идей.

3. Склонность к завершённости и точности в занятиях

4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.

5. Любит рисовать.

6. Проявляет тонкое чувство юмора.

7. Не боится быть таким, как все.

8. Склонен к фантазиям, к игре.

IV. Литературные сферы

1.Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

2. Придумывает что-то новое и необычное, когда расска­зывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

3. Придерживается только необходимых деталей в расска­зах о событиях, все несущественное отбрасывает, ос­тавляет главное, наиболее характерное.

4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их пе­реживания и чувства.

6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.

7. Любит писать рассказы или статьи.

8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

V. Артистическая сфера

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.

2. Интересуется актерской игрой.

3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изобра­жает другого человека.

4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.

5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.

6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.

7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экс­периментальной» проверки может от нее отказаться.

VI. Музыкальная сфера

1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

2. Хорошо поет.

3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.

4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось сла­женно и хорошо.

6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.

7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

VII. Техническая сфера

1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.

2. Интересуется механизмами и машинами.

3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.

4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.

6. Любит рисовать чертежи механизмов.

7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

VIII. Двигательная сфера

1. Тонкость и точность моторики.

2. Развитая двигательно-моторная координация.

3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).

4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

6. В свободное время любит ходить в походы, играть в под­вижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.).

Наши рекомендации