III. Тренировочные упражнения на закрепление из-ученного.
1. Вставьте пропущенные буквы, найдите лишнее слово.
а) | Соприк__саться, | к | снусь, прик__сновение (с | а | в | корне); | ||||||||||||||||||||
б) отл | нение имён; | (горла) (с про- | ||||||||||||||||||||||||
жение солей; | скл | пол__скание | ||||||||||||||||||||||||
гласной); | в) | изд | вака (с чере- | |||||||||||||||||||||||
веряемой | прик__саться, | лека, | зад | |||||||||||||||||||||||
дующейся | гласной); | |||||||||||||||||||||||||
г) | клавиш; | меня | к | сается; | ||||||||||||||||||||||
к__саешься | это | не | ||||||||||||||||||||||||
к салось только футболистов (значение «дотрагиваться до чего-ни-
будь»); д) акв__ланг, в долаз, водопр вод (с а в корне; не имеет корня -вод-; заимствованное; непроизводное; имеет один корень).
Определите, как образовались слова группы «б». (Суф-фиксальным способом, от глаголов.) Какие слова являют-ся сложными? (Водолаз, водопровод.)
2. О б ъ я с н и т е л ь н ы й д и к т а н т.
1) Долго сих листов заветных не касался я пером. 2) Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. 3) Рука не прикасалась до лиры дорогой. 4) Перстами лёгкими как сон моих
зениц коснулся он. (Пунктуация такая, как у автора.) 5)К нему не за-растёт народная тропа. 6) Уже в последний раз к руке твоей устами прикоснулся (А. П у ш к и н).
— Дайте лексическую характеристику выделенных слов.
IV. Подведение итогов урока.Обобщающее сообщение«Чередующиеся гласные в корнях слов».
V. Домашнее задание.Подготовиться к словарному дик-танту (по словам в рамках и по итогам выполненных упраж-нений) и к проверочной работе по теме «Словообразование».
Урок 51. Буквы а и о в корне -кас- — -кос-(окончание) (§ 36)
Ц е л и у р о к а: проверить усвоение изученного материала; закрепить правило правописания гласных в корне -кас- — -кос-и умение графически обозначать условия выбора гласных; закре-пить умение различать слова с омонимичными корнями.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД.
Осознание качества и уровня усвоения материала. Познава-тельные УУД. Распознавание объектов. Синтез знаний. Сопо-ставление явлений. Коммуникативные УУД. Умение работать
в группе. Выступление перед аудиторией сверстников.
Х о д у р о к а
I. Словарный диктант.
Фразеология, этимология, суффиксальный, бессуффиксный, ко-мандировка,декоративный, кружево, дощатый, каморка, плащ-па-латка, богатырь, орнамент, аквалангист, конура, интерьер, закоулок, поглощать, книгопечатание, исследование, искусство, бордовый, ти-пография. (2 2 с л о в а)
II. Проверочная работа по теме «Словообразование».
1. Выпишите из словарного диктанта сложные слова.
2. Определите способ образования выделенных слов.
3. Постройте словообразовательную цепочку из слов:
кислотность, киснуть, кислота, кислый, кислотный.
4. Восстановите недостающие компоненты в словообразова-
тельной цепочке: гадать
разгадывание.
Проверочная карта.
1) Плащ-палатка, книгопечатание; 2) бессуффик-сный — приставочно-суффиксальный; командировка, аквалангист, исследование — суффиксальный; 3) ки-
снуть | кислый | кислота | кислотный | кислот- |
ность; 4) разгадать, разгадывать.
III. Работа по теме урокапроводится в форме соревно-вания между группами.
1. Основное задание (по жребию). Каждая группа должна представить один из корней с чередующимися гласными: сформулировать правило, подобрать примеры, проверить представителей других групп на знание орфограммы. Пред-
ставители групп поочерёдно работают у доски. За каждое правильно написанное выражение группа получает балл.
2. К о н к у р с н о е з а д а н и е «Кто больше?». Учащиеся должны заполнить корнями пропуски в словах-схемах. По количеству правильно подобранных вариантов группа по-лучает баллы (можно дать дополнительные баллы за сло-ва, которых нет у других групп).
1) Про | чик ; 2) на | ник ; 3) без | ный; |
4) не а; 5) пере ; 6) о ка.
П р и м е р ы о т в е т о в: 1) прокатчик, проходчик; 2) наконечник, насмешник; 3) бездонный, бездарный, безнадёжный; 4) неправда, непогода; 5) перевод, переход, перевоз, перевал; 6) водовозка, во-докачка, самоучка.
3. Определение способов образования слов каждой груп-пы. Учителю следует обратить внимание на 2-ю группу, по-скольку подобранные слова могут быть образованы разными способами (например, в данном случае: слово наконечник образовано приставочно-суффиксальным способом от слова конец, существительное насмешник — суффиксальным отглагола насмехаться). 6-я группа слов образуется путём сло-жения с суффиксацией.
4. Выбор основания для группировки предложенных учителем слов. Каждая команда предлагает и защищает свой вариант.
Прикосновение, косоворотка, косица, косогор, косоглазие, косить, косец, кособокий, косилка, косарь, коса, коснуться, скосить, откос, косичка, косьба, косоглазый, перекос, косолапый.
Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е: а) найти слова-омони-мы; б) сгруппировать слова по способам образования. (Не-производным в данном перечне является слово коса.)
5. Подведение итогов групповой работы, выявление по-бедителя.