III. Тренировочные упражнения на закрепление из-ученного.

1. Вставьте пропущенные буквы, найдите лишнее слово.

а) Соприк__саться,     к снусь, прик__сновение (с   а в   корне);  
б) отл                 нение имён;       (горла) (с про-  
  жение солей; скл   пол__скание  
      гласной); в)               изд         вака (с чере-  
веряемой   прик__саться,   лека, зад    
дующейся гласной);                                        
г)               клавиш; меня         к     сается;  
  к__саешься это   не  
                                                     

к III. Тренировочные упражнения на закрепление из-ученного. - student2.ru салось только футболистов (значение «дотрагиваться до чего-ни-

III. Тренировочные упражнения на закрепление из-ученного. - student2.ru

будь»); д) акв__ланг, в долаз, водопр вод (с а в корне; не имеет корня -вод-; заимствованное; непроизводное; имеет один корень).

           
  III. Тренировочные упражнения на закрепление из-ученного. - student2.ru
    III. Тренировочные упражнения на закрепление из-ученного. - student2.ru   III. Тренировочные упражнения на закрепление из-ученного. - student2.ru
 

Определите, как образовались слова группы «б». (Суф-фиксальным способом, от глаголов.) Какие слова являют-ся сложными? (Водолаз, водопровод.)

2. О б ъ я с н и т е л ь н ы й д и к т а н т.

1) Долго сих листов заветных не касался я пером. 2) Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. 3) Рука не прикасалась до лиры дорогой. 4) Перстами лёгкими как сон моих

III. Тренировочные упражнения на закрепление из-ученного. - student2.ru



зениц коснулся он. (Пунктуация такая, как у автора.) 5)К нему не за-растёт народная тропа. 6) Уже в последний раз к руке твоей устами прикоснулся (А. П у ш к и н).

— Дайте лексическую характеристику выделенных слов.

IV. Подведение итогов урока.Обобщающее сообщение«Чередующиеся гласные в корнях слов».

V. Домашнее задание.Подготовиться к словарному дик-танту (по словам в рамках и по итогам выполненных упраж-нений) и к проверочной работе по теме «Словообразование».

Урок 51. Буквы а и о в корне -кас- — -кос-(окончание) (§ 36)

Ц е л и у р о к а: проверить усвоение изученного материала; закрепить правило правописания гласных в корне -кас- — -кос-и умение графически обозначать условия выбора гласных; закре-пить умение различать слова с омонимичными корнями.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД.

Осознание качества и уровня усвоения материала. Познава-тельные УУД. Распознавание объектов. Синтез знаний. Сопо-ставление явлений. Коммуникативные УУД. Умение работать

в группе. Выступление перед аудиторией сверстников.

Х о д у р о к а

I. Словарный диктант.

Фразеология, этимология, суффиксальный, бессуффиксный, ко-мандировка,декоративный, кружево, дощатый, каморка, плащ-па-латка, богатырь, орнамент, аквалангист, конура, интерьер, закоулок, поглощать, книгопечатание, исследование, искусство, бордовый, ти-пография. (2 2 с л о в а)

II. Проверочная работа по теме «Словообразование».

1. Выпишите из словарного диктанта сложные слова.

2. Определите способ образования выделенных слов.

3. Постройте словообразовательную цепочку из слов:

кислотность, киснуть, кислота, кислый, кислотный.

4. Восстановите недостающие компоненты в словообразова-

тельной цепочке: гадать

разгадывание.

       
  III. Тренировочные упражнения на закрепление из-ученного. - student2.ru   III. Тренировочные упражнения на закрепление из-ученного. - student2.ru

Проверочная карта.

1) Плащ-палатка, книгопечатание; 2) бессуффик-сный — приставочно-суффиксальный; командировка, аквалангист, исследование — суффиксальный; 3) ки-

снуть   кислый   кислота   кислотный   кислот-

ность; 4) разгадать, разгадывать.

III. Работа по теме урокапроводится в форме соревно-вания между группами.

1. Основное задание (по жребию). Каждая группа должна представить один из корней с чередующимися гласными: сформулировать правило, подобрать примеры, проверить представителей других групп на знание орфограммы. Пред-

III. Тренировочные упражнения на закрепление из-ученного. - student2.ru



ставители групп поочерёдно работают у доски. За каждое правильно написанное выражение группа получает балл.

2. К о н к у р с н о е з а д а н и е «Кто больше?». Учащиеся должны заполнить корнями пропуски в словах-схемах. По количеству правильно подобранных вариантов группа по-лучает баллы (можно дать дополнительные баллы за сло-ва, которых нет у других групп).

III. Тренировочные упражнения на закрепление из-ученного. - student2.ru III. Тренировочные упражнения на закрепление из-ученного. - student2.ru III. Тренировочные упражнения на закрепление из-ученного. - student2.ru III. Тренировочные упражнения на закрепление из-ученного. - student2.ru

1) Про чик ; 2) на ник ; 3) без ный;

III. Тренировочные упражнения на закрепление из-ученного. - student2.ru

4) не III. Тренировочные упражнения на закрепление из-ученного. - student2.ru а; 5) пере III. Тренировочные упражнения на закрепление из-ученного. - student2.ru III. Тренировочные упражнения на закрепление из-ученного. - student2.ru ; 6) III. Тренировочные упражнения на закрепление из-ученного. - student2.ru о III. Тренировочные упражнения на закрепление из-ученного. - student2.ru ка.

П р и м е р ы о т в е т о в: 1) прокатчик, проходчик; 2) наконечник, насмешник; 3) бездонный, бездарный, безнадёжный; 4) неправда, непогода; 5) перевод, переход, перевоз, перевал; 6) водовозка, во-докачка, самоучка.

3. Определение способов образования слов каждой груп-пы. Учителю следует обратить внимание на 2-ю группу, по-скольку подобранные слова могут быть образованы разными способами (например, в данном случае: слово наконечник образовано приставочно-суффиксальным способом от слова конец, существительное насмешник — суффиксальным отглагола насмехаться). 6-я группа слов образуется путём сло-жения с суффиксацией.

4. Выбор основания для группировки предложенных учителем слов. Каждая команда предлагает и защищает свой вариант.

Прикосновение, косоворотка, косица, косогор, косоглазие, косить, косец, кособокий, косилка, косарь, коса, коснуться, скосить, откос, косичка, косьба, косоглазый, перекос, косолапый.

Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е: а) найти слова-омони-мы; б) сгруппировать слова по способам образования. (Не-производным в данном перечне является слово коса.)

5. Подведение итогов групповой работы, выявление по-бедителя.

Наши рекомендации