Практическое занятие №7. Компетентностный подход к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Цель семинара:
изучить и систематизировать представление о компетентностном подходе к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.
План занятия:
6. Понятие «профессиональная компетентность» в современной психолого – педагогической науке.
7. Компетентностный подход в работе педагога-психолога в условиях реализации ФГОС.
8. Профессиональная компетентность педагога-психолога в новых образовательных условиях.
Список практических заданий
28. Ознакомиться с теоретическим материалом по изучаемой теме (см. конспект лекций).
29. Найти статьи по теме семинара, составить аннотации к трем статьям.
30. Ответить на вопросы теста по изучаемой теме.
Вопросы для обсуждения на форуме
1. Дайте определение понятию «профессиональная компетентность».
2. Назовите и охарактеризуйте ключевые образовательные компетенции.
3. С чего начинается формирование профессиональной компетентности?
4. Что вы понимаете под «профессиональной позицией педагога психолога»?
5. Дайте определение понятию «профессиональное саморазвитие».
6. Назовите уровни возможностей профессионального самоопределения по И.В. Вачкову.
Список дополнительной литературы:
1. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика. – 2005. - № 4. – С. 19-27.
2. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя. Кн. 1, 2 / Б.Ц. Бадмаев. – М., 2000.
3. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В,В. Сериков// Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
4. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход/ Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М.: МПСИ, 2005.
5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. И психол. спец. / И.А. Зимняя - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2008 ; 2007.– 382, [1] с.
6. Зимняя, И.А. Компетентностный подход… / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2006. - № 6. – С. 20-26.
7. Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя / Т.Е. Исаева // Педагогика. – 2006. - № 9. – С. 55-60.
8. Лапина, О. А. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология" / О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина. - М. : Академия, 2008. - 160 с.
9. Матушкин, Н.Н. Методологические аспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы / Н.Н. Матушкин, И.Д. Столбова // Высшее образование сегодня. – 2009. - № 5. – С. 24-29.
10. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. – 6-е изд., перераб. и доп. /Р.С. Немов. - М. : Юрайт, 2011. -1007 с.
11. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной– М., 1997.
12. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования/ Е.И. Рогов. - М., 1998.
13. Соснин, Н. Компетентностный подход: проблемы освоения / Н. Соснин // Высшее образование в России. – 2007. - № 6.
14. Степанов, С.В. Образовательные стандарты нового поколения компетентностной направленности и проблемы их реализации в вузе и школе / С.В. Степанов // Образовательная политика. – 2009. - № 5.
15. Шишкин, Ф.Т. Компетенция и компетентность как ключевые понятия компетентностного подхода в образовании / Ф.Т. Шишкин // Наука и школа. – 2008. - № 4. – С. 5-8
Практическое занятие №8. Требования к личной и профессиональной компетентности в деятельности психолого – педагогического направления.
Цель семинара:
изучить и систематизировать представление о личной и профессиональной компетентности в деятельности психолого-педагогического направления.
План занятия:
9. Профессиональная компетентность педагога-психолога и её структура
10. Профессиональная компетентность и профессиональные компетенции.
a. Общепедагогические компетенции.
b. Общепрофессиональные (общепсихологические компетенции).
c. Специальные компетенции педагогов-психологов образования.
11. Профессиональное и личностное в деятельности педагога-психолога.
Список практических заданий
1. Ознакомиться с теоретическим материалом по изучаемой теме (см. конспект лекций).
2. Подобрать материал для составления профессиограммы педагога-психолога образования.
3. Составить личный профессиональный план.
4. Написать сочинение на тему «Анализ ситуации моего профессионального выбора».
5. Определите портрет психолога, который, на ваш взгляд, является оптимальным для работы в школе.
Портрет 1.
Психолог в школе – молодая девушка, умная, образованная и уверенная в себе. Держится независимо, строго, официально. Все знает и все умеет. На вопросы учителей отвечает обычно так: «Надо делать так и так, а вы все делаете неправильно…»
Портрет 2.
Школьный психолог – долговязый 30-летний парень. Всегда ходит в джинсах и длинном свитере. Общается мало, чаще молча сидит и смотрит. Глаза отрешенные, думает о чем-то своем. На вопросы учителей долго тянет: « Э…Знаете ли…Это сложная проблема …» И начинается продолжительный разговор, в ходе которого многое становится понятным.
Портрет 3.
Психологом в школе стала работать М.И. – бывшая учительница. Закончила психологические курсы. Пока еще твердо не знает, что надо делать психологу в школе. Испытывает неуверенность в своих силах. Но сама – человек добрый, отзывчивый и имеет богатый жизненный опыт.
Портрет 4.
Психолог – 35-летний мужчина. Пришел в школу 2 года назад после окончания вечернего отделения психологического факультета. Ранее работал инженером в НИИ.
Активный, общительный, с чувством юмора. С первых дней работы в школе ребята из средних и старших классов начали с ним дружить, организовали секцию восточных единоборств, ходят в турпоходы. Учителя удивляются: на переменах и после уроков в кабинете психолога толпятся ребята, о чем-то спорят, слушают музыку.
И вроде бы никого он к себе не приглашает специально, сам спорит увлеченно, не уступая, а ведь тянутся к нему…
6. Ответить на вопросы теста по изучаемой теме.
Вопросы для обсуждения на форуме
7. Назовите компоненты структуры профессиональной компетентности педагога-психолога.
8. Что такое «компетенции»? Назовите общепедагогические компетенции.
9. Какие общепрофессиональные (общепсихологические) компетенции вы знаете?
10. Что включают в себя специальные компетенции педагогов-психологов образования?
11. Перечислите личностные качества педагога-психолога.
Список дополнительной литературы:
16. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика. – 2005. - № 4. – С. 19-27.
17. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя. Кн. 1, 2 / Б.Ц. Бадмаев. – М., 2000.
18. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В,В. Сериков// Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
19. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход/ Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М.: МПСИ, 2005.
20. Зимняя, И.А. Компетентностный подход… / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2006. - № 6. – С. 20-26.
21. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2005. – № 11. – c. 14-20.
22. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для студ. вузов, обуч. по пед. И психол. спец. / И.А. Зимняя - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М. : Логос, 2008 ; 2007.– 382, [1] с.
23. Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя / Т.Е. Исаева // Педагогика. – 2006. - № 9. – С. 55-60.
24. Качимская, А.Ю. Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления: Учебно-методическое пособие/ А.Ю. Качимская. –ВСГАО, 2013, – 175 с.
25. Лапина, О. А. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология" / О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина. - М. : Академия, 2008. - 160 с.
26. Матушкин, Н.Н. Методологические аспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы / Н.Н. Матушкин, И.Д. Столбова // Высшее образование сегодня. – 2009. - № 5. – С. 24-29.
27. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. – 6-е изд., перераб. и доп. /Р.С. Немов. - М. : Юрайт, 2011. -1007 с.
28. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной– М., 1997.
29. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования/ Е.И. Рогов. - М., 1998.
30. Соснин, Н. Компетентностный подход: проблемы освоения / Н. Соснин // Высшее образование в России. – 2007. - № 6.
31. Степанов, С.В. Образовательные стандарты нового поколения компетентностной направленности и проблемы их реализации в вузе и школе / С.В. Степанов // Образовательная политика. – 2009. - № 5.
32. Шишкин, Ф.Т. Компетенция и компетентность как ключевые понятия компетентностного подхода в образовании / Ф.Т. Шишкин // Наука и школа. – 2008. - № 4. – С. 5-8