Практическое занятие 8: «Ораторское искусство в профессиональной деятельности специалиста».

Вопросы для обсуждения:

1. Ораторское искусство как составная часть подготовки специалиста.

2. Ораторская речь как процесс, ее цели, структура и функции.

3. Личность оратора. Социально – психологические аспекты взаимодействия оратора с аудиторией.

4. Культура и техника речи специалиста как оратора.

5. Логические приемы и уловки спора, дискуссии, полемики.

6. Заслушивание и обсуждение отдельных выступлений студентов по темам

. Задание. В защитительной речи по делу Кителева (Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия: Учебн.пос.-М.: Юристъ, 2002. С.380-383) проследите логику рассуждения; проверьте, не происходит ли потеря или подмена тезиса, соответствуют ли аргументы предъявляемым к ним требованиям. Какие средства служат логике изложения?

Задание.Какой троп использовал Ф.Н.Плевако в речи, произнесенной в защиту Ф.В.Мазуриной: «… Началась священная связь воспитательницы и питомицы: эта учила, та училась. И вот курс учения кончился и данный Богом талант Мазуриной дошел до того предела, который соответствовал взглядам руководительницы, она, гордая своим успехом, потребовала плату, выплатив которую, ученица осталась нищей…» Подумайте над вопросом: в чем сила, примененного в этом отрывке речи Ф.Н.Плевако приема ораторского искусства?

Задание.Проанализируйте отрывок из речи М.Т.Цицерона: «Повторяю, проснись и выдохни винные пары. Или чтоб тебя разбудить, надо приставить к твоему телу факел, если ты засыпаешь при разборе столь важного дела?»

Ответьте на вопросы:

А) Какой троп использовал Цицерон в своей речи?

Б) В чем суть этого приема украшения?

Задание.Прочитайте каждую скороговорку вслух по пять-шесть раз в медленном темпе, отчетливо выговаривая каждый звук; затем читайте, убыстряя темп, и опять замедляйте темп.

а) Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо

колпак переколпаковать; надо колокол переколоковать, перевыколоковать;

б) Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да невылавировали;

в) Вахмистр с вахмистершей, ротмистр с ротмистршей.

Задание.Определите, достоинством или недостатком является повторение одних и тех же звуков в следующих примерах:

а) Запасы боеприпасов представляют постоянную опасность;

б) Он писал стихи, хитроумно подбирая рифмы, ловко жонглируя пустыми словами.

Задание. Внимательно прочитайте работу А.Г.Тимофеева (Речи сторон в уголовном процессе. Практическое руководство// Костанов Ю.А. Судебное красноречие русских юристов прошлого. – М.: МГП «Фемида»,1992.- С.239-255). Проанализируйте правила ведения судебного спора, взаимодействия оратора с аудиторией. Подготовьте по этой теме публичное выступление на 4-5 минут на семинарском занятии.

Задание. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

А. Трансформация текста его упрощение и переформулирование основных положений являются не только речевым но и мыслительным актом в результате которого содержание выступает в новом качестве

Трансформация исходного текста пишущим имеет двоякую цель а) выявить главную информацию путем компрессии (сжатия) текста б) переформулировать текст с заимствованием словоблоков

Б.Гул отдаленного сражения почти не достигал гущи лагеря Вдруг в лесу раскатилось несколько выстрелов Они последовали один за другим совсем близко и разом перешли в частую беспорядочную стрельбу Застигнутые пальбою в том же месте где она слышалась шарахнулись врассыпную Люди из вспомогательных лагерных резервов побежали к своим телегам Поднялся переполох Все стали приводить себя в боевую готовность

В. Декану экономического факультета

Федотову Ф.Ф.от студента 1 курса

Иванова И.И.

Заявление.

Прошу освободить меня от занятий с 1 по 10 апреля для поездки домой по семейным обстоятельствам.

Прилагаю письмо с сообщение о болезни моего отца.

25.03.04 (подпись)

Задание. Устраните ошибки, связанные с немотивированным употреблением антонимов.

1. Скромность взяла верх, и он не вошел в комнату, а сошел вниз по ступеням.

2. Скрытые в земле ископаемые еще не открыты.

3. Он открыто признался в том, что было скрыто от нас.

4. Отсутствует наличие стульев.

Задание. Проанализируйте использование заимствованных слов.

1. В цехе нерегулярно вентилируют помещение.

2. В этой книге раскрывается фиктивный характер демократии.

3. Профгруппа на фабрике уже давно укомплектована.

4. Продолжает функционировать добровольная народная дружина.

Задание. Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.

1. Прохожих мало, бродят только мялярши и штукатурши, озорные девчата в комбинезонах.

2. Каждые двое этого коллектива трудятся за трех.

3. Иной бы не стал бы этим заниматься.

4. Еще разъяреннее, еще свирепее кинулся он на волка.

Задание. Исправьте речевые ошибки, объясните свое решение:

1. Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе.

2. Свешайте мне, пожалуйста, этот арбуз.

3. Самгин упал, почти теряя сознание.

4. Работники отдела оказались глухие к критике.

Задание. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

А. Энтропия – 1. Физическая величина характеризующая термодинамическое состояние тела или системы тел и возможные изменения этих состояний 2. В теории информации мера неопределенности ситуации (случайной величины) с конечным или четным числом исходов например опыт до проведения которого результат в точности неизвестен В обыденном сознании энтропия разрушение хаос то чему противостоит упорядоченность

Б. Мыло Soft

Во всем мире женщины заботятся о своей коже Хорошее мыло надолго сохранит молодость кожи поэтому я выбираю мыло Softс керамидами и экстрактами сахарного тростника которые служат источником энергии клетки и способствуют ликвидации морщин ведь я этого достойна

В. В случае непредоставления Продавцом Сертификата в течение срока указанного в пункте 4.1 настоящего договора Продавец обязан возвратить Покупателю сумму внесенную Покупателем по договору полученную за право владения и пользования Апартаментами которое не было предоставлено в течение 30 дней.

Задание. Устраните ошибки, связанные с употреблением синонимов.

1. Лица престарелого возраста должны тщательно следить за своим здоровьем.

2. Этот объект третий год вписывается в план.

3. Прибор покоится на агатовой пластинке.

4. Тактика в футболе – не плод двухнедельной работы.

Задание. Проанализируйте использование заимствованных слов.

1. Количество читателей нашей библиотеки непрерывно прогрессирует.

2. И тогда у меня начнется долгая карьера болельщика.

3. Работа схемы имитируется следующей таблицей.

4. С этой точки зрения несомненны высокие спортивные кондиции подготовки фигуристов.

Задание. Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.

1. Мы решаем наиболее важнейшую проблему.

2. Игра проходила в быстром темпе, мяч побывал в обеих воротах.

3. Отчет об этой конференции был представлен лишь к первому октябрю.

4. Мы купили много апельсин и мандарин.

Задание. Исправьте речевые ошибки, объясните свое решение:

1. Дети играли на дворе.

2. Анна Ивановна сказала Волкову, чтобы он передал сыну, чтобы тот пришел домой вовремя.

3. Вспоминая свое детство, порой становится грустно.

4. Работники отдела оказались глухие к критике.

Наши рекомендации