Каков бюджет рабочего времени координатора?

Программы медиации ровесников постоянно заняты решением конфликтов, позволяя,
таким образом, учителям, администраторам и школьникам сосредоточиться на решении
основных задач - учебных. В этом плане они "экономят" школьное время. В то же время,
часть сэкономленного времени "расходуется" на координацию программы. Сколько же
времени должен уделять координатор вопросам медиации ровесников, чтобы программа
работала эффективно?

Количество конфликтных случаев, подлежащих разбору программой медиации
ровесников, может быть самым разным: в одних школах - до четырехсот в год, в других -
только пятнадцать. (В целом, в классах примерно с третьего по седьмой-восьмой (middle and
upper elementary school) эта нагрузка выше, чем в старших классах (high school)).
Усредненный показатель по США составляет, вероятно, менее пяти случаев в неделю. Не
касаясь сложных случаев, вовлекающих много сторон и требующих многочасового разбора,
обычно сессия медиации продолжается двадцать-тридцать минут. Даже с учетом часа на
подготовку проработки каждого из случаев собственно объем работ по разбору конкретных
конфликтов
(casework) не требует привлечения координатора на условиях предоставления
ему полной загрузки в течение рабочего дня.

Но, исходя из списка вышеперечисленных обязанностей, очевидно, что координатор
программы должен заниматься не только составлением расписания сессий медиации и
курированием этих сессий. В особенности это касается начального периода работы
программы, затрагивающего отбор кандидатов в медиаторы, организацию тренингов,
пропагандирование программы. А в некоторых школах координаторы медиации ровесников
уже стали прямо-таки "специалистами по устранению конфликтов" (conflict intervention
specialists). Такие координаторы ведут занятия-презентации по разрешению конфликтов и
общению, помогают учителям в разработке материалов учебной программы, советуют им,
как помочь школьникам ладить между собой. Они могут даже привлекаться к работе со
школьниками других школ внутри своей локальной системы образования. Добросовестный
координатор всегда с толком потратит отведенное ему время.

Так что ответом на вопрос о необходимом бюджете рабочего времени координатора
будет: "зависит от обстоятельств". Для большинства школ наличие координатора,
работающего на полную ставку, будет полезным. Талантливый координатор, работающий
на полную ставку, способен значительно усилить положительное воздействие медиации
ровесников на жизнь школы. Но все-таки координатор, работающий на полную ставку, -
скорее, исключение, и во многих школах для него просто не найдется соответствующей
загрузки. Подавляющее большинство программ медиации ровесников эффективно работают
с координаторами, ежедневно уделяющими программе от полутора до трех часов.

Кто будет координатором?

Ответ на этот вопрос во многом зависит от условий финансирования программы и от
того, как компенсируется труд координатора. В течение многих лет единственной
компенсацией, которую получало большинство координаторов, были отводимые им часы
дня занятий, посвящаемые медиации. Следует приветствовать появившуюся тенденцию
оплаты медиаторов на условиях полной или неполной ставки.

Подходов, используемых при решении вопроса о координаторе медиации ровесников,
много, включая следующие:

• школа, или система образования, может выделить собственные деньги на оплату
полной ставки координатора медиации ровесников,

· сторонняя организация (государственная или частная) оплачивает привлечение своего
сотрудника в качестве координатора медиации ровесников в школе,

· нанимается человек (школьной системой или сторонней организацией) для работы в
нескольких школах координатором на условиях разделения ставки,

· координатором становится школьный офицер полиции или лицо, ответственное за
безопасность в школе. Некоторые школы даже приглашают местных (городских)
полицейских приходить в школу на несколько часов в день, чтобы заниматься координацией
программы,

· учителю намеренно снижается учебная загрузка, с тем чтобы он мог отводить
оставшуюся часть времени медиации, или же ему это вменяется как административная
обязанность (подобно курированию столовой),

• обязанности координатора возлагаются на психолога (психоаналитика),
интегрирующего их в свое гибкое расписание,

• программу координирует начальник отдела (завуч), но не тот учебный администратор,
в обязанности которого входит поддержание дисциплины,

• все большее число школ располагают специалистами, работающими на полную
ставку, имеющими офис в школе, не из числа учителей и школьной администрации,
координирующими следующие вопросы: предотвращение серьезных конфликтов,
психологическая помощь, консультирование, поддержка школьников, программы
десегрегации и предотвращение случаев, когда учащиеся уходят с занятий и бросают школу,

· добровольцы из общественности, студенты университетов или родители, прошедшие
тренинги медиаторов - проводят еженедельно определенное время в школе в качестве
координаторов,

· привлекаются сами школьники для помощи взрослому в вопросах координации. Они
знакомят стороны с концепцией медиации, во вступительном слове на сессии медиации
"представляют" их, ведут их из класса на сессию и обратно, отслеживают разбор сложных
случаев, ведут записи.

Сокоординаторы

Бывает, в отдельных школах успешно работают сразу нескольких лиц, разделяющих
между собой обязанности координатора. Хотя при этом кто-то из них все-таки должен быть
признан главным, привлечение сокоординаторов позволяет обеспечить функционирование
небольших программ. Общая схема при этом следующая: несколько человек "делят" между
собой временные отрезки (возможно, дни) каждой недели.

Привлечение сокординаторов позволяет устранить зависимость программы
исключительно от одной личности. Ведь если координатор-"одиночка" сменит место работы
или переведется в другую школу, найти ему достойную замену может быть довольно
нелегко. Сокоординация интересна и в другом плане: в части оплаты труда координаторов.
Хотя есть такие бессребреники, которые занимаются этим бесплатно, как правило, интерес
бесплатных работников быстро "угасает" или переходит в иную плоскость. Привлечение
сокоординаторов позволяет каждому из них "не перегружаться", а школе - обеспечить
присутствие по крайней мере одного такого специалиста на протяжении всей учебной
недели.

Важный нюанс, относящийся к сокоординации: необходимо предварительно убедиться,
что эти люди смогут работать вместе. Случаи срыва программ медиации из-за трений между
взрослыми наблюдались не раз. Одна ссора между сокоординаторами - и в одной школе
будет уже не одна программа медиации ровесников, а две конкурирующие!

На более поздних стадиях заседания комитета будут проводиться реже - примерно раз

в месяц, в основном, чтобы держать участников комитета в курсе всех новостей и событий

программы. Отдельные заседания могут посвящаться обсуждению изменений в проекте

программы и оценке программы. После того как программа проработает несколько лет,

число заседаний комитета может снизиться до одного раза в несколько месяцев.

Будьте точны, когда вы разговариваете с кандидатом в члены комитета о тех обязанностях, которые ему предстоит на себя взять. Например, информируйте, что заседания комитета будут проходить дважды в месяц в первый и третий четверг, от семи до восьми утра в соответствующем офисе. Начиная с декабря, совет будет заседать ежемесячно по первым вторникам, в том же месте и в то же время. Кроме того, от каждого из членов комитета в первые три месяца работы программы потребуется уделять примерно час своего времени, не считая времени заседаний.

Работа по созданию консультативного комитета не напрасна. Помощь десяти
соратников в обеспечении успеха программы просто неоценима.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА И СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВАШЕЙ ПРОГРАММЫ

Пришло время оценить объем и характер вашей программы медиации ровесников. В
этом плане необходимо учитывать два нюанса. С одной стороны, вы должны ограничить
сферу деятельности, чтобы гарантировать успех ваших усилий. Ведь, несмотря на энтузиазм
людей по поводу проекта, и людские, и финансовые ресурсы всегда небеспредельны, и к
возможности провала надо подходить реалистично. Лучше ставить реальные цели, а
расширять программу уже после обеспечения солидной материальной поддержки.
С другой стороны, чем более обширной является ваша программа, тем более
эффективной она будет. Школьники могут использовать и наблюдать примеры и навыки
разрешения конфликтных ситуаций повсюду: в учебной программе, в отношениях к ним со

стороны учителей, на сессиях медиации ровесников, в кабинете школьного администратора,
ответственного за дисциплину. Это позволит программе оказывать более действенное
влияние на школьников и школу.

Так что вам необходимо найти разумный баланс между двумя указанными
тенденциями, и направить свою энергию таким образом, чтобы обеспечить наилучший
результат. Необходимо принять во внимание следующие обстоятельства:

• Кому должна служить программа?

• Будет ли программа сосредоточена на чем-то особом?

•Будут ли использоваться для поддержки программы какие-то дополнительные виды

деятельности?

• Как программа медиации ровесников будет увязываться с родственными школьными
программами (имеющими схожие задачи)?

• Как программа медиации ровесников будет увязываться с родственными
программами (имеющими схожие задачи), проводимыми на уровне района?

Следующий список представляет собой только некоторые из вариантов, отражающих
различные аспекты программ медиации в разных школах:

• программы медиации ровесников распространяются не на всю школу, а на

определенную ее часть (класс, группу классов к т.д.),

• школьники-медиаторы проводят сессии только среди одноклассников (в начальной
школе).

73На более поздних стадиях заседания комитета будут проводиться реже - примерно раз
в месяц, в основном, чтобы держать участников комитета в курсе всех новостей и событий
программы. Отдельные заседания могут посвящаться обсуждению изменений в проекте
программы и оценке программы. После того как программа проработает несколько лет.
число заседаний комитета может снизиться до одного раза в несколько месяцев.

Будьте точны, когда вы разговариваете с кандидатом в члены комитета о тех
обязанностях, которые ему предстоит на себя взять. Например, информируйте, что заседания
комитета будут проходить дважды в месяц в первый и третий четверг, от семи до восьми
утра в соответствующем офисе. Начиная с декабря, совет будет заседать ежемесячно по
первым вторникам, в том же месте и в то же время. Кроме того, от каждого из членов
комитета в первые три месяца работы программы потребуется уделять примерно час своего
времени, не считая времени заседаний.

Работа по созданию консультативного комитета не напрасна. Помощь десяти
соратников в обеспечении успеха программы просто неоценима.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА И СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВАШЕЙ ПРОГРАММЫ

Пришло время оценить объем и характер вашей программы медиации ровесников. В
этом плане необходимо учитывать два нюанса. С одной стороны, вы должны ограничить
сферу деятельности, чтобы гарантировать успех ваших усилий. Ведь, несмотря на энтузиазм
людей по поводу проекта, и людские, и финансовые ресурсы всегда небеспредельны, и к
возможности провала надо подходить реалистично. Лучше ставить реальные цели, а
расширять программу уже после обеспечения солидной материальной поддержки.

С другой стороны, чем более обширной является ваша программа, тем более
эффективной она будет. Школьники могут использовать и наблюдать примеры и навыки
разрешения конфликтных ситуаций повсюду: в учебной программе, в отношениях к ним со
стороны учителей, на сессиях медиации ровесников, в кабинете школьного администратора,
ответственного за дисциплину. Это позволит программе оказывать более действенное
влияние на школьников и школу.

Так что вам необходимо найти разумный баланс между двумя указанными
тенденциями, и направить свою энергию таким образом, чтобы обеспечить наилучший
результат. Необходимо принять во внимание следующие обстоятельства:

· Кому должна служить программа?

· Будет ли программа сосредоточена на чем-то особом?

· Будут ли использоваться для поддержки программы какие-то дополнительные виды
деятельности?

· Как программа медиации ровесников будет увязываться с родственными школьными
программами (имеющими схожие задачи)?

· Как программа медиации ровесников будет увязываться с родственными
программами (имеющими схожие задачи), проводимыми на уровне района?

Следующий список представляет собой только некоторые из вариантов, отражающих
различные аспекты программ медиации в разных школах:

• программы медиации ровесников распространяются не на всю школу, а на
определенную ее часть (класс, группу классов и т.д.),

• школьники-медиаторы проводят сессии только среди одноклассников (в начальной
школе).

• учебный курс по разрешению конфликтов преподается всем школьникам (как
составная часть курсов по другим предметам - охраны здоровья, английского языка и т.д.)

или излагается как часть вводного курса для новичков школы,

• медиаторы-школьники привлекаются к проведению сессий для младших по возрасту

школьников из ближайших школ,
• старшие школьники проводят среди младших тренинги по медиации и искусству

разрешения конфликтов, выступая в качестве их наставников,

• школьники-медиаторы сосредотачиваются на решении конфликтов, ограниченныхкакой-либо сферой (насилие, расизм, поддразнивание, группировки) или местом (школьный автобус, столовая),

• программы медиации ровесников включают ежемесячные семинары по разрешению

конфликтов среди педколлектива,

• тренинг по медиации относят к факультативным курсам (когда школьники выбирают

один предмет из нескольких предлагаемых на выбор),

• программа медиации ровесников занимается подготовкой взрослых-медиаторов,
предлагающих затем свои услуги в решении самых разных школьных конфликтов («школьник - учитель», «учитель - учитель», «персонал - учитель», «опекун - школьник», «учитель - администратор» и т.д.)

• медиации ровесников придается статус школьного клуба, таким образом время
встреч медиаторов между собой встраивается в школьное расписание,

• выделяется помещение для медиации, что позволяет медиаторам проводить
ежедневные встречи,

• школьники-медиаторы проводят семинары для ровесников, временно отстраненных

от учебных занятий,

• школьники-медиаторы проводят работу в местных отделениях Христианского союза

молодых людей, в юношеских и девичьих клубах, на внешкольных мероприятиях, в летних

лагерях,

• школьники-медиаторы принимают участие в спектаклях, концертах, телешоу,

посвященных медиации, представляя свою деятельность в своей и других школах,

• школьники-медиаторы после прохождения соответствующего тренинга совместно
проводят семинары для ровесников (темы: общение, разрешение конфликтов и медиация,
• обуздание раздражения и гнева, предотвращение насилия, различные виды наркотических зависимостей, СПИД, лидерство, работа в команде),

• программы медиации ровесников предлагают услуги медиаторов детям и родителям

(один школьник-медиатор плюс один взрослый медиатор, возможно, активист-
общественник, родитель или преподаватель),

• программы медиации ровесников проводят совместные тренинги для "трудных"

школьников и их родителей с целью приобретения ими навыков разрешения конфликтов.

На два момента необходимо обратить особое внимание. Очень немногие школы сейчас

включают в свою программу как составную часть медиацию для детей и родителей - это та

область, где необычайная эффективность использования медиации доказана практикой. На

таких сессиях родители и их дети-подростки общаются и составляют соглашения,

затрагивающие как' школьные вопросы (прогулы, оценки, поведение), так и типичные

семейные проблемы (режим отхода ко сну, ответственность, повседневные обязанности,

уважение, доверие).

Я люблю программу медиации! С ней драк стало меньше, и вообще, она - великолепный

метод мирного решения малых и больших конфликтов. Обращаясь к медиации, выигрывают

все участники конфликта!

Медиатор - учащийся средних классов.

Школьные психологи, когда им становится известно о трениях в семье ученика,
рекомендуют семьям обратиться к этой службе (медиации), функционирующей на базе

школы.

Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание, - интеграция программы
медиации ровесников с программами психологической помощи ровесникам. Многие школы
в той или иной форме внедряют программы, цель которых - научить школьников
выслушивать и поддерживать ровесников. И хотя медиация и подобные программы разнятся,
их объединяет участие взрослых координаторов, упор на доверие школьникам и
совершенствование их навыков. Известны случаи, когда местной образовательной
(школьной) системе просто везет: психологи, работающие там в каждой из школ на'
программу психологической помощи (на полную ставку), используются и как координаторы
медиации ровесников.

Как видите, . способов реализации усилий и энергии медиаторов-ровесников
предостаточно. Но как найти для этого достойное финансирование?

Мои мама и сестра поссорились. Обе посчитали, что задеты их чувства. Я выслушал их доводы и признал, что есть проблема общения. Я спросил, хотят ли они решить ее незамедлительно. Они согласились, и я помог им, прибегнув к медиации. В конце концов, они осознали, что между ними произошло. Они извинились, а меня поблагодарили. Я был очень доволен.

Медиатор-старшеклассник.

ОЦЕНКА ПРОГРАММЫ

Рекомендуем решить, как вы собираетесь проводить оценку своей программы
медиации ровесников на самых ранних стадиях разработки проекта. Это позволит включить
расходы на эту оценку в сумму средств, сбор которых вы поставите себе за цель. Что еще
более важно - для выполнения эффективной оценки необходимы так называемые исходные
(baseline) данные: информация о том, что представляют собой школа и школьники до
реализации программы медиации. Спустя какое-то время после начала программы получить
эти данные уже слишком поздно, а без них вы никогда наверняка не определите,
способствует ваша программа медиации достижению каких-то особых перемен или нет.

В этом разделе рассказывается о планировании и проведении эффективной оценки.

Почему проведение оценки является важным

Проведение оценки программы медиации ровесников необходимо и желательно по
многим причинам. Она касается того, что вас больше всего волнует, - успеха программы, а
также затрагивает смежные вопросы, такие как нравственное здоровье вашей школы и
совершенствование концепции медиации. Приведем важнейшие из преимуществ,
обеспечиваемых при проведении оценки.

• Проведение оценки позволяет получить нарастающую поддержку медиации
ровесников. Каждого, кто вовлечен в программу: от администраторов и учителей до
спонсоров, - волнует, насколько эффективно были потрачены их усилия и средства.
Проведение оценки позволяет получить доказательства того, что медиация оказывает

положительное влияние на школьников-медиаторов, участников конфликтов и школу в

1 Многообещающей тенденцией в этой сравнительно новой области является следующая: предложить услуги
во всех сферах медиации (правосудие для несовершеннолетних, «пострадавший - правонарушитель»,
школьная, "соседская" и семейная медиация) под "зонтиком" одной программы. То есть программа на базе
школы становится частью более глобального проекта.

целом. Это позволяет- рассчитывать на продолжение финансовой и административной

поддержки. На проведении оценки настаивает и большинство государственных и частных

источников финансирования.

• Проведение оценки помогает усовершенствоватьпрограмму. Проведение оценки

помогает определить сильные ;и слабые стороны работы программы. Приводят ли сессии

медиации к достижению стабильных, долговременных соглашений? Можно ли сказать, что

отдельные медиаторы, или группы медиаторов, работают эффективнее других? Можно ли

сказать, что к медиации прибегают отдельные группы школьников, а другие группы - нет?

Узнав ответы на эти вопросы на основании проведенной оценки, вы сможете внести в

программу необходимые коррективы.

• Проведение оценки способствует совершенствованиюшколы. Успешно

проводимая программа медиации ровесников является основным средством гашения

конфликтов в школе. Анализируя конкретные конфликтные ситуации, которые разрешает

программа, вы получаете информацию не только о программе, но и о школе в целом. В этом

плане, оценка может стать - катализатором определенных изменений в школе, выявить

определенные общие и системные .проблемы школы. Может, конфликты происходят в

определенном коридоре, .между.-, представителями определенных рас или членами

определенных групп, или. в. определенной группе классов. Используйте эту информацию.

чтобы произвести необходимые изменения в вашей школе. Среди примеров общешкольных

мероприятий, проведенных на основании анализа результатов оценки программы: а)

формирование межрасовых групп для обсуждения насущных вопросов и организации

программ; б) создание системы "товарищества", в которой школьники-участники

"прикрепляются" к старшему "товарищу"; в) проведение изменений, призванных снизить

"скученность" в отдельных коридорах.

• Проведение оценки способствует укреплению позиций медиации ровесников как

концепции. Проведение оценки позволяет получить доказательства эффективности

медиации ровесников. Эти доказательства способствуют росту доверия к использованию

медиации на базе школ.

Наши рекомендации