Б.4.10 Проекты и разработки кафедры
Справочник предназначен для ведения информации о проектной и научной деятельности на кафедре. Окно справочника показано на рисунке Б.49.
Функции работы с элементами справочника вызываются с помощью панели инструментов или контекстного меню. При вызове функции корректировки появляется окно, представленное на рисунке Б.50. На закладке «Общие сведения» представлены общие реквизиты проекта. Руководитель проекта выбирается из справочника «Сотрудников» путем нажатия на кнопку «…» справа от поля ввода.
Рисунок Б.49 – Справочник «Проекты и разработки кафедры»
Рисунок Б.50 – Информация о проекте, закладка «Общие сведения»
На закладке «Участники» ведется учет участвующих в проекте или работе сотрудников кафедры, аспирантов и студентов. При нажатии на кнопку «Добавить» на панели инструментов, появляется выпадающее меню, в котором необходимо указать тип участника. Затем производится выбор самого участника из справочника. Остальные поля заполняются непосредственно в таблице.
Рисунок Б.51 – Информация о проекте, закладка «Участники»
На рисунке Б.52 показана закладка «Финансирование и договора», предназначенная для ведения информации об видах финансирования проекта и участников договорных отношений с кафедрой. Поле «статус» может иметь одно из следующих значений: «оформляется», «утвержден» или «закрыт».
Рисунок Б.52 – Информация о проекте, закладка «Финансирование и договора»
На рисунке Б.53 показана закладка «Завершенность проекта» в которой проект представляется в виде ряда этапов. Информация по каждому из этапов корректируется непосредственно в таблице. Ответственный выбирается из списка участников проекта. Оценка – некоторое числовое значение, характеризующее степень эффективности выполнения данного этапа.
Рисунок Б.53 – Информация о проекте, закладка «Завершенность проекта»
Б.4.11 Нормативная информация
Закладка «Нормы времени», показанная на рисунке Б.54 предназначена для просмотра и корректировки коэффициентов, в соответствии с документом «Нормативные и инструктивные материалы по планированию работы и составлению индивидуальных планов профессорско-преподавательского состава» университета. Они используются в блоке «Учебный процесс» для формирования учебно-организационной документации (в частности для расчета учебной нагрузки кафедры и составления документа «Форма №9»).
Рисунок Б.54 – Окно «Нормативная информация»
Б.5 Блок «Учебный процесс»
Б.5.1 Образовательные программы
Справочник необходим для разделения учебной нагрузки кафедры по направлениям. Направления различаются в первую очередь источниками финансирования. Окно справочника показано на рисунке Б.55. Редактирование элементов осуществляется непосредственно в таблице.
Рисунок Б.55 – Справочник «Образовательные программы»
Б.5.2 Учебные планы
Справочник предназначен для ввода и редактирования учебных планов специальности. Окно справочника учебных планов показано на рисунке 56. Корректировка справочника осуществляется вызовом с помощью кнопок или контекстного меню. Кроме стандартных функций существует также функция копирования учебного плана из уже существующего, при этом получается идентичный учебный план, в название которого добавляется слово «(копия)». При вызове функции редактирования учебного плана появляется окно, показанное на рисунке Б.57.
Здесь вводится название учебного плана и его основные реквизиты. Образовательная программа выбирается из списка.
Рисунок Б.56 – Справочник «Учебные планы»
Рисунок Б.57 – Учебный план, общая информация
На закладке «Учебный план» показан сам учебный план в виде двух таблиц (рисунок Б.58). В левой таблице находится список дисциплин по плану, в правой – соответственно нагрузка по данной дисциплине по семестрам. Добавление циклов и дисциплин осуществляется с помощью панели инструментов в левой части окна или контекстного меню в левой таблице. Поддерживается два уровня вложенности циклов дисциплин.
При добавлении дисциплины появляется окно выбора дисциплин из справочника. Изменение выбор осуществляется двойным кликом мыши или нажатием на кнопку «Ок». Чтобы изменить уже выбранную дисциплину, необходимо кликнуть по ней. Рядом с именем дисциплины появится кнопка «…», при нажатии на которую можно перевыбрать дисциплину.
Рисунок Б.58 – Учебный план
Для добавления учебной нагрузки по дисциплине в план необходимо воспользоваться панелью инструментов в правой части окна. Ввод и корректировка реквизитов осуществляется непосредственно в таблице. Курс и семестр выставляются вручную. Количество недель – необязательный параметр. Учебная нагрузка выставляется либо в часах, либо по факту присутствия. Количество лекций, например, выставляется в часах, а наличие экзамена – установкой «флажка» в соответствующей колонке.
При удалении дисциплины из левой части удаляется также и вся информация по данной дисциплине из правой части, при этом спрашивается подтверждение у пользователя.
Б.5.3 Учебные поручения от факультетов
Учебные поручения факультетов - основной первичный документ по планированию учебной нагрузки, на основании его рассчитывается и распределяется вся дальнейшая нагрузка кафедры по учебной работе.
Учебные поручения в системе группируются по образовательным программам. Окно документа показано на рисунке Б.59.
Рисунок Б.59 – Учебные поручения факультетов
Выбор образовательной программе осуществляется при помощи поля ввода «Образовательная программа» под панелью инструментов и кнопок навигации справа от реквизитов. С помощью них осуществляется выбор текущей образовательной программы для просмотра или ввода поручений.
С помощью панели инструментов осуществляется:
- ввод новых строк в документ;
- удаление существующих строк из документа (при этом удаляется не только текущая строка, но и вся распределенная по ней нагрузка, если такое распределение было произведено);
- формирование поручений на основании учебных планов. Данная функция предназначена для того, чтобы автоматизировать ввод «своих» поручений, т.е. поручений по тем дисциплинам которые преподает кафедра тем группам, у которых она является профилирующей (выпускающей). Чтобы данная функция работала, необходимо, чтобы у групп (меню «О Кафедре…» - «Группы») были проставлены учебные планы, а сами учебные планы должны быть заполнены хотя бы по данным дисциплинам (по тем, которые преподает кафедра);
- экспорт учебных поручений в Excel. Печатается сразу весь документ по текущей образовательной программе;
- заполнение вручную происходит по следующей схеме: проставляется номер семестра, выбирается дисциплина (кнопка «…», аналогично учебному плану) и группа (кнопка «…» около названия группы). Реквизиты группы проставляются из справочника групп автоматически. Далее необходимо выставить часы по видам учебной нагрузки из учебного плана и отметить флажками необходимые виду учебной нагрузки.
В системе предусмотрена сортировка строк документа по номеру семестра, дисциплине и группам. Возможна сортировка одновременно по нескольким столбцам.
Б.5.4 «Форма №9»
«Форма №9» - Документ, отражающий учебную нагрузку кафедры. Рассчитывается автоматически на основании введенных учебных поручений факультетов и норм времени. Строки документа группируются по видам образовательной программы. Выбор программы аналогичен документу «Учебные поручения факультетов».
Окно документа показано на рисунке Б.60.
Рисунок Б.60 – «Форма №9»
Заполнение документа полностью автоматическое. За правильность расчета отвечает правильность ввода «Учебных поручений факультетов» и норм времени.
В системе предусмотрена сортировка строк документа по номеру семестра, дисциплине и группам. Возможна сортировка одновременно по нескольким столбцам. Также есть фильтрация по группе и семестру. Фильтрация осуществляется путем выбора значения из выпадающих списков на панели инструментов. Выбор элемента с названием «<Все>» отменяет фильтрацию.
Распределение нагрузки по профессорско-преподавательскому составу осуществляется непосредственно из этого окна. Полноту распределения нагрузки можно контролировать наличием красной «галочки» в левом столбце документа. Ее отсутствие означает неполное распределение нагрузки по данной строке. Ее наличие говорит о полном распределении нагрузки. Окно распределения нагрузки показано на рисунке Б.61.
Рисунок Б.61 – Окно распределения нагрузки
В левой части окна показаны преподаватели, в правой – часы по выбранному преподавателю. В колонке «Нужно» показаны часы из «формы №9», т.е. нагрузка к распределению. В колонке «Всего» показаны сумма уже распределенных часов по данной нагрузке. При несовпадении сумм «Всего» и «Нужно», надпись с названием вида учебной работе выделяется красным цветом.
Распределение осуществляется путем добавления преподавателя нажатием на кнопку на панели инструментов и выбором преподавателя из списка. При этом ему автоматически назначается вся нераспределенная нагрузка по данной строке «формы №9». Необходимо подкорректировать цифры к реальным значениям часов по данному преподавателю. Затем происходит добавление другого преподавателя и т.д.