Методические разработки кафедры

1. Кокаревич М.Н. Культурология: учебное пособие. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2010.- 224 с. (Гриф УМО)

2. Кашин Д.О. Общая теория конфликта: учебное пособие. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2013.- 196 с.

3. Кокаревич М.Н., Шаповалова Т.А. Культурология: учебно-методическое пособие – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2014.- 72 с.

4. Кокаревич М.Н. Концептуальное моделирование в социальной философии. – Томск: Изд-во ТГАСУ, 2003. – 252 с.

5. Кокаревич М.Н. Архитектурное творчество в контексте культурно-исторической реальности // Вестник ТГАСУ. - № 2 (49) 2015. – С. 64 -75.

6. Шаповалова Т.А., Кокаревич М.Н. Городские сумасшедшие в российском пейзаже // Город как сцена. История. Повседневность. Будущее. Интернациональный научно-исследовательский альманах: В 2 т.-Т. 1.-Самара: Медиа-книга, 2015. С. 203-211.

7. Кокаревич М.Н. Проблема истинности знания в научном познании//Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2015 г.: в 13 частях. Часть 7. Тамбов: ЮКОМ, 2015. С.79-80.

8. Кокаревич М.Н. Проблема истины в социогуманитарном познании//Известия ТПУ. Социально-гуманитарные технологии. -2014. – Т.325. – С. 54-60.

9. Кокаревич М.Н. Архитектурная деятельность в контексте культуры // Региональные архитектурно-художественные школы: материалы Международной научно-практической конференции, 29-30 января 2014 г. Новосибирск, Сибпринт, 2014. С. 159-162.

10. Кокаревич М.Н. Типология методологических оснований творческой деятельности//Известия ТПУ. – Вып. 6. -2013. – Т.323. – С. 283-287.

11. Кокаревич М.Н. К проблеме типологии методологических оснований творческой деятельности//Материалы Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в образовании и науке». Тамбов, 2013. – Т. 15. – С. 69–70 http://www.ucom.ru/doc/conf/2013_10_31_15.p

Вопросы к экзамену

1. Возрастание роли методологической функции философии в архитектурном и дизайнерском творчестве.

2. Философия и методология архитектурно-дизайнерского проектирования: генезис, современное состояние.

3. Проблема объекта и предмета познания в естественно-научных и социогуманитарных дисциплинах.

4. Проблема субъекта познания в естественно-научных и социогуманитарных дисциплинах.

5. Культурные ценности эпохи и философское осмысление архитектуры как феномена культуры.

6. Культурологическая методология архитектурно-дизайнерского проектирования.

7. Типы культурологической методологии: постмодернистская, деконструктивистская.

8. Научное познание и художественно-проектировочная деятельность как два вида деятельности. Компаративный анализ.

9. Идеалы и нормы научного познания и образы прекрасного как методологические регулятивы познавательной и проектировочной деятельности.

10. Картина мира и ее роль в познании и проектировании.

11. Механистическая картина мира и архитектура 17 века.

12. Эволюционно-синергетическая картина мира и ее роль в современном проектировании.

13. Стиль и парадигма как методологии научного познания и художественно-проектировочной деятельности

14. Методология проектирования как учение о методах проектировочной деятельности.

15. Социогуманитарное познание и архитектурное проектирование как реализации конструктивистской методологической стратегии.

16. Значение философии в формировании концептуального мышления архитектора.

17. Художественно-эстетическая ценность архитектуры.

18. Архитектор как философ и методолог.

19. Природа и архитектура. Экологическая культура архитектора.

20. Архитектура и технико-технологические достижения современной цивилизации.

21. Профессиональная этика архитектора и дизайнера.

22. Культурные и цивилизационные ценности в архитектуре и дизайне.

23. Взаимосвязь экологических, аксиологических и технологических аспектов в архитектурной деятельности.

24. Антропологизация современной архитектуры и дизайна. Постмодернистский принцип максимальной приближенности к каждому отдельному человеку.

25. Гуманизирующая роль архитектуры и дизайна в современном мире.

26. Многообразие в понимании современного социального статуса архитектора (чистый архитектор, архитектор-инженер, архитектор-стратег, архитектор-менеджер и др.).

27. Специфика архитектурно-дизайнерского знания, его системный характер.

28. Соотношение познавательных и творческих аспектов в архитектурной и дизайнерской деятельности.

29. Свобода творчества и ответственность архитектора и дизайнера.

30. Философия Деррида и деконструктивизм.

31. Постмодернизм в архитектуре, дизайне и философствовании.

32. Архитектура и дизайн будущего. Основные методологические стратегии

33. Синтез естественных и гуманитарных наук как важнейшая проблема современной культуры.

34. Архитектурное, дизайнерское творчество как предмет философско-методологического анализа (обращение к философии как составляющая деятельности архитектора – Витрувий, Альберти, Земпер, В. Гропиус, Ле Корбюзье, Р. Кулхаас, К. Кикутаки, У. Эко и т.д.)

35. Гносеология, эпистемология, методология научного познания, методология архитектурного проектирования

36. Современное понимание методологии и задачи философско-методологического анализа научного познания и архитектурного проектирования: проблема методов научного познания и архитектурного проектирования (общелогические методы, общенаучные методы, частнонаучные методы, методы проектирования), проблема взаимосвязи методологических стратегий гуманитарного познания и архитектурного проектирования

37. Методология как логика (учение о структуре и развитии) научного познания (Т.Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, К. Поппер), методология как логика архитектурного проектирования

38. Культурные парадигмы эпохи и научные революции (смена парадигм, смена идеалов и норм науки, смена картины мира)

39. Культурные парадигмы и революции стиля, оснований архитектурного проектирования, понимания целей, задач, смыслов архитектурного проектирования (античная культура и античная наука и архитектура, культура западноевропейского средневековья и средневековая наука и архитектурное творчество, культура Возрождения и Нового времени и новая наука и архитектура, культура модернизма как методология научного познания и архитектурного проектирования, постмодернистская культурная парадигма и ее методологические функции)

40. Проективная деятельность как важнейший культурообразующий фактор, свобода творчества, проективная деятельность и архітектор

41. Социальность как способ человеческого бытия, архитектурное проектирование как фактор организации социума, деконструктивистские концепции социальности (П. Бурдье, Ж. Бодрийяр, М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар) и новые задачи архитектурного проектирования

Наши рекомендации