Основные технические решения
Система АИС «Кафедра» построена по модульному принципу. Структура программного обеспечения АИС кафедра показана на рисунке 2.17.
На рисунке изображены следующие компоненты программного обеспечения: операционная система, СУБД FireBird, гибридная экспертная система «Бизнес-аналитик», веб сервер, и клиентские приложения.
Все компоненты работают под управлением операционной системы. В данном случае в качестве операционной системы выбрана Windows 2000/XP.
В качестве веб сервера выбран Apache. Он необходим для обеспечения функционирования некоторых блоков системы, таких как «e-learning» и «профессиональный клиринг».
Клиентские приложения получают доступ к базе данных через СУБД Firebird, работающую на сервере данных. Взаимодействие с СУБД осуществляется через интерфейс, определенный спецификациями СУБД FireBird (прикладным интерфейсом).
При работе системы активно используется офисное программное обеспечение ( MS Office XP/2003). Оно используется как независимо, так и во взаимодействии с клиентскими приложениями АИС «Кафедра». Взаимодействие приложений с офисом (в частности с программой MS Excel) осуществляется через интерфейс OLE Automation.
Для аналитических функций применяется подсистема «Бизнес-аналитик». Данные в эту систему поступают через специальный интерфейс или вводятся вручную пользователями.
Для взаимосвязи системы с другими смежными системами необходимо применить универсальные открытые технологии обмена данными. К ним относятся:
- файлы XML формата. Позволяют программным системам обмениваться данными произвольной структуры. Для описания структуры применяются специальные XML – схемы, содержащие так называемые «метаданные» выгружаемых или загружаемых данных;
- технология MS ADO – обеспечивают единообразный интерфейс доступа к различным клиент-серверным и файл-серверным СУБД.
Рисунок 2.17 - Структура программного обеспечения АИС Кафедра
Далее приводится описание пользователей системы, требования к их квалификации и должностные обязанности в рамках использования автоматизированной системы.
Администратор базы данных системы. Необходимо знание основ реляционных баз данных, языка SQL (диалект «Interbase»), знание основ локальных сетей и основ администрирования клиент – серверных СУБД. Умение работать с проектной документацией.
Основные обязанности администратора базы данных:
- назначение и учет групп пользователей, учетных записей, паролей и т.д. для персонала Кафедры и других пользователей;
- конфигурирование, настройка и обслуживание подсистем и устройств ИАС «Кафедра»;
- управление резервным копированием данных;
- восстановление системы после сбоев;
- противодействие попытке НСД к информационным ресурсам системы;
- пополнение и корректировка БД.
Администратор веб-сервера. Необходимо знание основ HTTP и TCP/IP протоколов, CGI – интерфейсов, основ администрирования веб-серверов (Apache), навыков настройки программных брандмауэров (Firewall). Умение работать с проектной документацией.
В его обязанности входит:
- конфигурирование, настройка и обслуживание веб сервера и аппаратного обеспечения, необходимого для доступа в Интернет;
- противодействие попытке НСД к информационным ресурсам системы из внешней сети;
Методист кафедры. Уверенный пользователь ПК, умение работать с Windows GUI приложениями, отличное знание документооборота кафедры и всех тонкостей ее функционирования. Умение работать со справочной системой программных продуктов.
Основные обязанности:
- заполнение системы нормативно-справочной информаций (анкетные данные, нормативные документы);
- формирование и выдача отчетов по запросам с использованием программного обеспечения.
Заведующий кафедрой. Уверенный пользователь ПК, умение работать с Windows GUI приложениями, отличное знание документооборота кафедры и всех тонкостей ее функционирования, умение применять аналитическую информацию для принятия управленческих решений. Умение работать со справочной системой программных продуктов.
Преподаватель кафедры. Уверенный пользователь ПК, умение работать с Windows GUI приложениями и (или) с веб-страницами. Знание документооборота по учебной и методической деятельности, знание положений СМК и МРСК в частности. Умение работать со справочной системой программных продуктов.
Обязанности преподавателя:
- предоставление информации по учебной, научной, методической и другой работе на бумажном носителе либо непосредственный ввод ее в систему.
- разработка и ввод в единую базу данных учебно-методической документации (стандарты, планы, программы).
Технические решения по построению системы полностью соответствуют техническим требованиям данного основного ТЗ и частных ТЗ на подсистемы.
Обеспечение заданных в техническом задании характеристик, определяющих качество системы, достигается:
- использованием современных технических средств (персональные компьютеры, источники бесперебойного питания, высокопроизводительные сервера, коммуникационное оборудование);
- организацией технического обслуживания, использованием современных методов и средств диагностики работоспособности системы;
- использованием только лицензионных программных продуктов, их своевременное обновление;
- открытостью системы, позволяющей динамически изменять состав реализуемых функций;