Законы и традиции детских общественных объединений
Ценности – то, что человек особенно ценит в жизни, чему придает особый, положительный жизненный смысл. В деятельности детских общественных объединений ценности выражаются в форме законов, традиций, символов, ритуалов.
Законы— общепринятые нормы, которые формулируются в соответствии с общественным мнением и волей всех членов коллектива и признаются обязательными для всех.
Законы — один из важнейших элементов демократии, поскольку в коллективе жизнь строится на основе принципов равенства всех его членов перед законом. Не зря древние восточные философы утверждали, что в коллективе, обществе должен царствовать закон, а не человек.
В детских организациях в разное время существовали различные законы, нормы и правила. Они определялись в соответствии с духом времени, общественными и политическими взглядами. В большинстве детских объединений России законы формулируется следующим образом:
Законы СПО ФДО: добра и милосердия; дружбы и товарищества; чести и совести; свободы и справедливости.
Есть свои Законы и у пионеров Липецкой области (см. приложения).
Законы различных школьных детских объединений:
1. Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив.
2. Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
4. Закон любви: любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся его.
5. Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них.
6. Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.
7. Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
8. Закон старости: помни, старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
9. Закон свободы: каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
10. Закон смелости: вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел.
11. Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Ритуал детского объединения — вид обряда, сложившаяся форма символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определенные ценности коллектива, организации.
Ритуалы в детском движении можно разделить на две группы:
1. Ритуалы, принадлежащие всей организации (например - ритуал приема/посвящения/вступления в организацию, ритуал торжественных линеек, ритуал подъема флага, выноса знамени и т.д.).
2. Ритуалы, созданные внутри первичного детского объединения (отряда, группы, бригады, звена и т. п.).
Ритуалы детского общественного объединения — действия, совершаемые в торжественных случаях в строго определенной последовательности, ярко и положительно эмоционально окрашенные. В своей жизнедеятельности детские общественные объединения используют ритуалы приема, присвоения отряду или дружине почетного имени героя, караул у знамени или памятника, отдание почестей государственным символам. Четкое и красивое выполнение ритуалов способствует формированию у подростков чувства причастности к детскому общественному объединению и его традициям, позволяет укрепить единство объединения.
У пионеров Липецкой области существуют свои ритуалы - пионерская линейка, вынос Флага организации, подъем и спуск Флага, пионерский призыв, пионерский салют, возложение Гирлянды Славы, посвящение в пионеры, рождение пионерского отряда, посвящение в звания Ступеней личностного роста пионеров (новички, искатели, инициаторы, лидеры, инструкторы). Например:
̶ ритуал посвящения в пионеры. В пионеры Липецкой области не вступают, а посвящаются, раз и навсегда связывая свою жизнь с законами, традициями, образом мыслей и жизни пионера-первопроходца, первооткрывателя, идущего впереди и ведущего за собой других. Ритуал посвящения обязательно включает произнесение Торжественного обещания пионера, повязывание пионерского галстука, вручение значка/эмблемы областной пионерской организации. Порядок приема может дополняться исходя из традиций конкретной пионерской дружины/отряда;
̶ ритуал приема в пионерскую организацию - решение о приеме в пионерскую организацию принимается, как правило, на общем сборе отряда или совете дружины. Вступающие знакомятся с памяткой пионера;
̶ ритуал рождения пионерского отряда- решение о создании нового отряда принимается на совете дружины. Ритуал рождения пионерского отряда включает обязательное знакомство отряда с его вожатым, вручение отряду пионерского флага;
̶ ритуал поднятия/выноса пионерского флага. Флаг пионерской организации поднимается/выносится в особенных случаях в жизни пионерской организации. Флаг областной пионерской организации поднимается/выносится на Слеты и сборы актива, Конференции взрослых, торжественные парады. Порядок выноса/поднятия флага рай(гор) пионерской организации определяется рай(гор) Советом пионерской организации согласно данному положению. Порядок выноса/поднятия флага пионерской дружины/отряда определяется на местах. При областном, рай(гор) Советах пионерской организации могут создаваться ритуальные группы. Пионерский флаг может быть поднят в походе, загородном пионерском лагере.
Символика детского объединения — совокупность знаков, опознавательных примет, образов, выражающих значимую для коллектива идею, указывающих на принадлежность к объединению, организации, значимому событию.
Символы детского общественного объединения — предметы и действия, имеющие условный (символический) смысл и эмоциональную окраску, тесно связанные по своей сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценностями и принципами жизнедеятельности объединения и используемые объединением в практической деятельности для их постижения. Чаще всего детскими общественными объединениями используются в качестве символов девиз организации, знамя, флаг, галстук, значки и эмблемы.
В случае, когда детское общественное объединение имеет разветвленную структуру, первичный коллектив может в дополнение к общей иметь и свою собственную символику, но не противоречащую и не диссонирующую с ней. Символы — важное средство формирования у участников объединения чувства гордости за принадлежность к нему. Символами членов детских объединений Липецкой области являются:красный флаг, красный пионерский галстук, значок, эмблема, пионерский салют.
Эмблема областной пионерской организации -- три языка золотого пионерского костра, названием областной пионерской организации и ее девизом: ”За Родину, добро и справедливость!” Эмблема присутствует на флагах и вымпелах, официальных бумагах областной пионерской организации, в пионерских комнатах, на информационных стендах, пионерской форме.
Флаг областной пионерской организации, флаги дружин и отрядов представляют собой прямоугольные полотнища красного цвета с изображением золотого костра в центре, названием организации вверху и словами девиза внизу. Флаг символизирует преданность и уважение пионеров к традиционной символике пионеров, принадлежность пионерского движения области к общероссийскому пионерскому содружеству.
Пионерский красный галстук -- символ принадлежности к областной пионерской организации. Эта преемственность пионерской истории и традициям, символ мечты и надежды алых парусов Грина, дань уважения к народным истокам - красный цвет на Руси означал - красивый, пионеры стремятся наполнить свою жизнь красивыми делами и поступками. Пионерский галстук обязателен лишь в самых торжественных случаях в жизни организации: общие сборы, слеты, праздники.
Пионерский значок- символ принадлежности к областной пионерской организации. Изображает три языка пионерского костра золотого цвета, что означает тепло, добро, которое дарит окружающему миру, людям и природе пионер.
Пионерский салют - традиционное приветствие пионеров, символ значимости пяти главных законов пионерской жизни. Пионер поднимает сжатые пять пальцев над головой, тем самым показывая что он стремится стать лучше, выполняя законы пионеров. Пионер отдает салют, находясь в строю и вне строя:
- при исполнении гимна России и других государств;
- при команде «Равнение на Флаг!»;
- у памятников и обелисков павшим героям;
- при смене караула у Флага, памятника павшим героям;
- при объявлении благодарности перед строем, награждении;
- приветствуя воинский и пионерский строй;
- во время приветствия руководителей пионерской организации, почетных пионеров;
- при получении Флага, горна, барабана;
- отвечая на призыв к пионерам областной пионерской организации: “Пионер! К доброму делу будь готов!”На призыв пионер отвечает: “Всегда готов!”
Традиции детского объединения — правила, нормы, обычаи, сложившиеся в детском объединении, передающиеся и сохраняющиеся в течение длительного срока.
Условно их можно разделить на традиции-нормы (например, законы коллектива, «орлятский круг» и др.) и традиции-события.
Например, в июне, во время сбора меда, организация «Пионеры Башкирии» проводит традиционный праздник, посвященный символу организации, - «Праздник Золотой Пчелки». Для Союза детских объединений Санкт-Петербурга и области стало традицией проведение тематических смен в лагере, посвященных дню рождения своей организации.
У пионеров Липецкой области существуют традициипионерского костра, орлятского круга, пионерской песни. Советом «Союза пионерских и детских организаций» установлены традиционные праздники:
̶ День пионерской дружбы 19 мая;
̶ День рождения областной пионерской организации 4 ноября;
̶ День Победы 9 мая;
̶ День юного героя-антифашиста 8 февраля и др.
Ритуалы и традиции областной пионерской организации утверждаются на областном Совете.
Вопросы и задания:
1. Определите взаимосвязь между законами детского объединения и его традициями.
2. В каком порядке складываются основные ценности в детском объединении - ритуал, закон, традиция, символы?
2.6. Делопроизводство и планирование деятельности
В детском объединении
Важное место в работе школьной детской /пионерской организации занимает ведение документации. Документ – это не цель, а лишь одно из малых средств обеспечения слаженной работы организации.
Что такое документ и каковы его функции? Слово «документ» в переводе с латинского означает «свидетельство», «способ доказательства». Важнейшей функцией документа является информационная. В документе фиксируются факты, события, явления практической и мыслительной деятельности человека.
Документ обладает организационной функцией. С помощью документа обеспечивается воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности. Внешние связи организаций обеспечивает коммуникативная функция документов.
Документ несёт юридическую функцию, поскольку его содержание используется в качестве доказательства при рассмотрении спорных вопросов сторонами отношений.
Наконец, документ выполняет воспитательную функцию. Он дисциплинирует исполнителя, требует повышенного уровня образовательной подготовки, а хорошо оформленный документ воспитывает эстетический вкус управленческих кадров, повышает престиж организации.
Зачем нужно документировать деятельность? Во-первых, не надо забывать, что через некоторое время на ваше место придет другой человек, и он должен знать, что и как делали предшественники, что получалось, а что – нет, и почему. Во-вторых, в деятельности организации могут возникать спорные моменты, неясности, дискуссии по тому, что и как было решено несколько недель или месяцев назад на Сборе или заседании Совета детской организации. В-третьих, вероятность приобрести необходимые навыки, в том числе такие как:
- умение четко формулировать задачи;
- умение отстаивать свое мнение с использованием документов, и другие.
Что такое делопроизводство?
Делопроизводство – это отражение в документах деятельности организации за весь период существования.
Для ведения делопроизводства в объединении составляется своя номенклатура дел, которая представляет собой список документов объединения. Каждому из документов присваивается определенный номер, который фиксируется на обложке (папке). Внутренняя документация каждого документа ведется, как правило, с начала календарного года.
В документации детской организации должна быть представлена следующая информация:
1. Основные документы организации:
- устав;
- положения;
- программы, в т.ч. программа деятельности детской организации;
- решения выборных органов;
- перспективные и календарные планы работы детской организации, объединения;
- договора, в т.ч. договор между детской организацией и образовательным учреждением;
- отчёты о проведённых мероприятиях;
- отчёт о работе за год;
- план работы детской организации, объединения на год.
2. Списки членов организации или их учётные карточки.
3. Списки членов Совета или другого выборного органа с указанием обязанностей каждого.
4. Протоколы заседаний и собраний (их необходимо вести отдельно).
5. Планы учёбы детского актива, штаба.
6. Дневник (летопись) детской организации, объединения. Видео-, фото-, печатные материалы о деятельности организации.
7. Письма организации.
8. Награды (грамоты, благодарности).
В документацию старшего вожатого должны входить следующие документы:
- должностные обязанности, утверждённые директором образовательного учреждения;
- циклограмма рабочей недели;
- личный рабочий план, дневник старшего вожатого.
Весь этот перечень необходим, прежде всего, для того, чтобы и у вас, и у ваших последователей были материалы для анализа всего, что делали, и что не делали их предшественники.
В деятельности организации могут возникать спорные моменты, дискуссии по поводу того, что и как было решено несколько недель, месяцев назад на собрании, заседании Совета. И здесь документы помогут прояснить ситуацию.
Руководитель детского общественного объединения должен чётко формулировать задачи, предложения в различные документы, уметь составлять программы на гранты, отстаивать своё мнение с использованием документов. При этом главное понимать, что документы организации - одно из средств обеспечения организационной работы.
Важнейшим из организационных документов является Уставорганизации. Устав является учредительным документом, разрабатывается и утверждается учредителями (участниками) организации.
Устав – это сложный и объёмный документ. Ограничимся перечислением реквизитов устава и его типичной структурой.
В устав входит следующий состав реквизитов:
- эмблема организации (при наличии таковой);
- наименование организации;
- справочные данные об организации;
- наименование документа – Устав;
- гриф утверждения (Утверждено, кем, когда);
- текст.
Структура текста и его содержание определяются разработчиками Устава. В число обязательных разделов текста включаются:
1. Общие положения (определяются цели и задачи создаваемой организации).
2. Организационная структура (состав структурных подразделений, их функции и взаимосвязи).
3. Регламент организации (формы и методы управления, права и обязанности должностных лиц).
4. Финансово-материальная база (определение размеров основных средств, источники, порядок распоряжения средствами и ценностями).
5. Отчётная и ревизионная деятельность.
6. Порядок ликвидации организации.
Протокол— документ, в котором фиксируется последовательность и содержание обсуждения коллегиальным органом (совещанием, конференцией, советом и т. п.) поставленных вопросов и принятых решений.
Важность протокола как документа определяется тем, что совещательный характер подготовки решений является основным способом выработки решений в условиях коллегиального управления.
Протоколы бывают развернутыми (полными) и краткими. Развернутые протоколы, содержащие не только суть, но и характер обсуждения, предпочтительнее. Первая страница протокола оформляется на общем бланке организационно-распорядительной документации формата А4. Последующие страницы печатаются на обычной бумаге.
Макет протокола выглядит следующим образом:
НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Справочные данные об организации ПРОТОКОЛ 00.00.0000 № 00 Место составления Форма заседания (сбор, слёт, пленум и т.п.) Председатель И.О. Фамилия Секретарь И.О. Фамилия Присутствовали 00 чел. (указываются инициалы, фамилии или прилагается список присутствующих в алфавитном порядке, столбцом). Повестка дня: Первый вопрос (формулировка). Докладчик (наименование должности, фамилия, имя, отчество в родительном падеже). Второй вопрос (формулировка). Докладчик (оформление аналогичное). 1. СЛУШАЛИ: И. О. Фамилия (в именительном падеже) — краткое или развернутое изложение содержания выступления (от первого лица). ВЫСТУПИЛИ: И. О. Фамилия — излагается содержание выступления (после фамилии в скобках может быть приведена должность выступающего). ПОСТАНОВИЛИ: 1.1.Излагается формулировка постановления по первому вопросу — указывается действие в неопределенной форме (поручить, организовать и т. п.), исполнитель (должностное лицо, структурное подразделение), срок исполнения. 2.2. Аналогично оформляется пункт второй постановления по первому вопросу. 2. СЛУШАЛИ: (оформление второго вопроса повестки дня строится аналогично первому). Председатель _______________ И.О. Фамилия Секретарь _______________ И.О. Фамилия |
Решение – распорядительный документ коллегиального органа управления (совет, собрание, правление и т.п.).
Макет решения:
НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Справочные данные об организации Название вида документа (РЕШЕНИЕ) Дата № 00 Место заседания (город) Заголовок к тексту начинается с предлога «О …» Текст констатирующей части документа (причины издания, цели, ссылка, если нужно, на распорядительный документ вышестоящего органа). Распорядительная часть начинается словами Совет, Собрание, Правление и т.п. РЕШИЛ (РЕШИЛО): 1. Текст пунктов оформляется по схеме: исполнитель – действие – срок. Последний пункт: контроль за исполнением возложить: на должность, инициалы, фамилия. Председатель (подпись) Инициалы, фамилия Секретарь (подпись) Инициалы, фамилия Визы: должность визирующих (может не указываться); личная подпись, её расшифровка; дата |
Зачастую ответственному исполнителю для работы не требуется полный текст решения. В этом случае делается выписка из него.
По составу реквизитов и оформлению выписка практически не отличается от самого решения. В выписке лишь уточняется название документа: вместо слова РЕШЕНИЕ печатаются слова ВЫПИСКА ИЗ РЕШЕНИЯ. Вместо полного текста печатается та часть решения, которая касается непосредственно конкретного исполнителя.
Выписка оформляется на чистом листе бумаги с помощью ПК в угловом варианте расположения постоянных реквизитов. Выписка заверяется секретарём.
Что собой представляет Договор о сотрудничестве и каковы основные требования к его содержанию и оформлению? Договор составляется между детской организацией и образовательным учреждением или другим учреждением или организацией.
ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Место составления (дата) 00.00.0000
Администрация образовательного учреждения, в лице директора ______, действующего на основании Устава и _____, с одной стороны, и детская организация, в лице _____, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
П.1. Предмет договора.
П.2. Условия договора.
2.1. Администрация _____. (Что делает?)
2.2. Детская организация _____. (Что делает?)
П.3. Права сторон.
3.1. Администрация имеет право: ______.
3.2. Детская организация имеет право: ____.
П.4. Ответственность сторон.
4.1. Администрация несёт ответственность за ____.(Что?)
4.2. Детская организация несёт ответственность за ____. (Что?)
П.5. Сроки действия договора.
Договор вступает в силу с момента подписания и действует до … (например: вступления в должность следующего руководителя детской организации).
П.6. Подписи сторон.
Важное место в работе занимает планирование деятельности.Именно планирование собственной деятельности, Совета организации и всей организации в целом позволяет:
■ четко осознать цель, стратегические и тактические задачи организации;
■ проводить сравнительную диагностику или мониторинг эффективности деятельности организации по самым разным основаниям. Например: «изучение лидерского и творческого потенциала участников детского объединения», «состояние работы органов самоуправления в первичных коллективах», «эффективность обучения актива и лидеров детских общественных объединений»;
■ целенаправленно отбирать содержание и средства, организационные формы деятельности детской инициативы;
■ проектировать и программировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательные движения в развитии первичных детских объединений, всей организации в целом, с учетом происходящих индивидуальных изменений участников детских общественных объединений;
■ видеть перспективы собственного самосовершенствования, общечеловеческого и социально-педагогического.
Правила составления планов:
■ план - это документ;
■ планы должны быть конкретными и содержать четкие формулировки, что необходимо сделать и какой результат достигнуть;
■ планы должны быть реальными и выполнимыми;
■ каждый пункт плана должен иметь сроки и ответственных за выполнение;
■ сроки исполнения поручений надо ставить реальные, не забывая о том, что крупные мероприятия нуждаются в длительной подготовке.
■ планы должны учитывать мероприятия и программы всех уровней взаимодействия ДОО (школьный, муниципальный, районный, городской, областной, республиканский) в зависимости от наличия контактов ДОО с организациями или организаторами того или иного уровня;
■ ознакомление с планом должно быть доступно как членам организации, так и всем желающим.
Наиболее часто встречающиеся затруднения при планировании заключаются в следующем:
1. В планах не прослеживается подчиненность целям и задачам заявленных как в Уставных документах организации, так и в программах деятельности. То есть сам план «повисает в воздухе», находится вне реальной ситуации, которая сложилась в детской общественной организации к определенному периоду времени.
2. Несоответствие объемов содержания и организации, которое выражается в неконкретности и неопределенности дел или мероприятий. Например: «провести диспут», «работать над нравственным, физическим и т. д. здоровьем детей», «провести поход по местам боевой и трудовой славы и т. д.».
3. План, состоящий только из перечня дел без указания ответственных, логики подготовки и проведения, смысла отбора именно этих дел.
Для того, чтобы избежать этих ошибок, необходимо различать перспективные, календарные планы, планы текущей деятельности старшего вожатого и рабочие планы на неделю.
Перспективный план работы -это план работы, как правило, на учебный или календарный год. Он включает в себя:
1. Краткую характеристику уровня развития детской общественной организации, первичных коллективов, лидеров.
2. Цели и задачи на календарный или учебный год как всей организации, так и ее выборных органов.
3. Обоснование программ или их этапов, реализуемых именно в этом году.
4. Сводный план мероприятий организации, Совета и первичных коллективов, отражающий уровень решения целей и задач.
Наиболее часто встречающаяся ошибка - подмена перспективного плана развития организации перечнем программ или мероприятий. Программа включает в себя целый ряд взаимосвязанных мероприятий, разнесенных по времени, по месту проведения и по участникам, и направлена на решение какой-либо проблемы. В перспективный же план входят только ключевые мероприятия программ, которые требуют длительной подготовки и подключения к этой подготовке большой группы участников организации.
План работы школьной детской общественной организации
на год /примерный/
1.Характеристика детской общественной организации (статистические данные ДОО, количество ребят, их возраст, структура организации, самоуправление, особенности детского коллектива).
2.Анализ работы детской общественной организации за прошедший учебный год (отразить работу по выполнению плана, отметить качественный рост первичной детской организации, личные успехи и достижения детей, определить проблемы, недостатки в работе).
3.Цели и задачи.
4.Дела (мероприятия). Перечислить все направления работы, дела и мероприятия в хронологическом порядке с учетом программы, по которой работает организация. К годовому плану работы детской общественной организации прилагаются планы работы всех клубов, штабов, советов, объединений, которые работают в организации.
Рекомендуем правую часть плана заполнять конкретными заданиями, датами, фамилиями ответственных и т.д.
№ | Дела (мероприятия) | 1-4 классы | 5-6 классы | 7-8 классы | 9-11 классы | Время и место проведения | Ответственные (ученик, взрослый) | Отметка о выполнении |
План работы составляют дети совместно со взрослыми: старшей вожатой, классными руководителями, друзьями организации и т.д. Можно провести конкурс на лучшее предложение в план работы, анкетирование, опрос; организовать «банк идей», «мозговой штурм».
На основании перспективного плана, который принимается либо высшим органом, либо на Совете организации (на основании Устава), утверждаются календарные, или текущие планы.Они могут совпадать, а могут и не совпадать с учебным четвертями, исходя из того, каким образом выстраивает свою деятельность детская общественная организация на базе школы.
В календарном (текущем) плане более подробно отражается работа организации и совета. Сам план может быть представлен следующим образом:
Содержание. | Планирование дел | Календарные сроки проведения дел месяца | Ответственные | |||
Недели | ||||||
Календарные, текущие планы являются составной частью (или разделом) плана деятельности организации. В нем расписывается: каким образом будет осуществляться психолого-педагогическая поддержка деятельности детской организации, организация работы Совета, контроль за выполнением принятых решений на всех уровнях взаимодействия.
Календарный план работы детской организации на четверть можно оформить как план-сетку в 3-х экземплярах. Один экземпляр находится на рабочем столе старшего вожатого, второй помещен на стенде, третий экземпляр — в учительской. При составлении плана-сетки лист ватмана расчертить на столько квадратов, сколько дней в четверти. В каждый квадратик написать число. Совет: при заполнении плана-сетки используйте разные цвета фломастеров (например, записи о дружинных мероприятиях делайте красным цветом, об учебе актива - синим и т.д.).
Рабочие планы на неделюпозволяют вносить коррективы в заранее планируемую работу, отражают ранее принятые решения. Рабочие планы позволяют четко реагировать на изменяющуюся ситуацию. Жестких требований к оформлению рабочих планов на неделю нет, они являются рабочим документом организации.
Личный план- в форме еженедельника, дневника, куда, кроме дружинных, отрядных, общешкольных, районных, городских дел, заносятся все педсоветы, совещания, семинары, курсы повышения квалификации, участие в клубе вожатых. Также заносятся сроки написания отчетов, справок, различных методических работ, личное участие в конкретных мероприятиях, индивидуальная работа с детьми, свои выводы и наблюдения, так называемые "заметки на полях" и др.
Ежедневный рабочий план дняотражает в себе организационные и содержательные решения в течение рабочего дня. Он является документом, позволяющим анализировать эффективность и результативность приемов и способов организации рабочего времени.
Таким образом, сочетание перспективно-календарного ежедневного планирования поможет:
- увидеть сочетаемость идей и их практическую реализацию на практике;
- дает возможность использовать динамизм и изменчивость как отношений, складывающихся между членами организации, так и видов, форм детской инициативы;
- наглядно демонстрирует резервы, возникающие в ходе подготовки того или иного мероприятия, или проблемы, возникающие при этой подготовке;
- позволяет значительно экономить рабочее время;
- дает богатый материал для анализа деятельности организации и самоанализа эффективности труда старшего вожатого.
Вопросы и задания:
1. Разработайте номенклатуру дел для школьной детской организации, движения.
2. Составьте макет протокола отчетно – выборного сбора школьного детского объединения.
3. В чем заключается существенное отличие перспективного и календарного плана?
4. Какие планы вожатым должны исполняться в первую очередь – план работы детского объединения или личный план?
Рекомендации по проведению