Формы работы детских общественных объединений

Формы работы детских общественных объединений - student2.ru

Форма – это внешнее выражение какого-либо содержания, это структура, система организации чего-либо, совокупность приемов и средств.

Выбор той или иной формы организации работы объединения должен основываться на принципе целеполагания. В работе детской организации должны присутствовать такие формы работы, которые не только были бы интересны ребятам, но и способствовали решению поставленных целей, таких как:

- научить ребенка управлять обществом на новых демократических основах;

- научить взаимодействовать на основе принципов морали, воспринимать красоту мира;

- трудиться так, чтобы было интересно и выгодно каждому человеку и обществу и др.

Подбор оптимальных форм работы, направленных на решение поставленных целей и задач объединения, является ключевым в процессе их реализации. Формы работы детских объединений можно объединить в три группы (типы) по признаку включенности детей и подростков в реальные социально-значимые отношения (Титова Е.В.):

1. Досуговые воспитательные мероприятия - события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для детей.

2. Имитационные игры, отражающие жизнь общества, имитирующие реальные социальные отношения - воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе воспитанников.

3. Реальные социально-значимые дела - общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива.

Типы форм различаются по следующим признакам:

По целевой направленности
мероприятие игра дело
целью мероприятия является непосредственное воспитательное воздействие целью игры является обучение, закрепление и развитие способностей действий в той или иной ситуации социальных отношений цель – общественно значимая деятельность, направленная на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе
По позиции участников
позиция детей - созерцательно-исполнительская; позиция взрослых -- организаторская позиция детей - активная ролевая; позиция взрослых - опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями позиция детей - деятельно-созидательная, определяющая самодеятельный характер деятельности; позиция взрослых - опосредованное педагогическое руководство
По воспитательным возможностям
решение просветительских задач, передача сложной или ценной для детей информации, обучение детей чему-либо; организация мер по поддержанию дисциплины, порядка, укреплению здоровья интенсивное формирование внутриколлективных отношений; проявление различных способностей и личностных качеств детей – участников игры проявление личностных качеств ребенка: творческих, организаторских, практических, интеллектуальных; активная реализация и обогащение личного и коллективного опыта. Дела способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию внутриколлективных связей, эмоционально привлекательны для детей
       

Виды форм



беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, прогулки, обучающие занятия, литературно-художественные композиции деловые, сюжетно-ролевые игры, игра на местности, спортивная, познавательная игра трудовые десанты, акции, операции, рейды, ярмарки, фестивали, концерты, спектакли, агитбригады

По мере становления детского коллектива происходит переход форм из одного типа в другой (мероприятие ® игра ® дело) и, с точки зрения воспитательных возможностей, это является показателем роста детского коллектива и его воспитательного потенциала (для взрослого руководителя детской организации признаком его профессионального роста).

Существуют виды форм работы детских общественных объединений, которые относят к активным публичным мероприятиям. Это митинги, пикеты, шествия, собрания. Их проведение требует знаний законодательства РФ. По способу организации они могут быть проведены как в форме мероприятия, так и в форме игры, имитирующей реальные социальные отношения, или реального дела. Выбор формы будет зависеть от целевой установки.

Виды имеют модификации - вариации форм. Они различаются

̶ по времени подготовки: экспромт и формы, предполагающие предварительную подготовку;

̶ по способу организации: бывают коллективными, групповыми и индивидуальными;

̶ по характеру включения в деятельность: обязательные и добровольные;

̶ по взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми: открытые и закрытые;

̶ по результату: результатами могут быть информационный обмен, выработка общего решения или общественно-значимый продукт.

Во всех типах форм выделяются две группы:

1. Формы, имеющие постоянный набор конструктивных инструментов, задающих методический рисунок и название формы.

2. Формы, не имеющие постоянного или определенного набора конструктивных элементов – это формы свободного творчества и формы с организационно – содержательной идеей.

Отсюда два подхода к конструированию и разработке форм:

1. Конструирование идет от формы.

Выбирается известный вид (конкурс, путешествие, экспедиция) и наполняется содержанием, способами организации деятельности, последовательностью действий согласно методическому рисунку. (Методический рисунок форм работы довольно ярко проступает в самом их видовом названии – конкурс, турнир, ярмарка).

2. Конструирование идет от содержательной идеи и соответственно ей приобретает определенную форму.

Два принципа конструирования: форма свободного творчества (в названии выражена только методическая идея, микроколлективы получают творческие задания), и организационно-содержательный принцип (стабильна только идея, структура, содержание деятельности конструируются в различных сочетаниях).

Вопросы и задания:

1. Формы работы детских общественных объединений - student2.ru Что является целеполагающим в выборе той или иной формы работы детского общественного объединения?

2. Какая из форм характеризуется опосредованной ролью взрослого, активной организаторской позицией детей и укреплением детского коллектива, его структуры, содействием разнообразию внутриколлективных отношений?

3. При какой организации деятельности традиционная литературно-художественная композиция приобретет форму дела?

4. Какими формами деятельности детского общественного объединения являются активные публичные мероприятия?

5. Назовите не менее трех видов различных форм, имеющих модификации по времени подготовки; по способу организации; по характеру включения в деятельность; по взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми; по результату.

6. Формы какой группы не имеют постоянного или определенного набора конструктивных элементов? Какие существуют принципы их конструирования?

Наши рекомендации