Формы работы детских общественных объединений
Форма – это внешнее выражение какого-либо содержания, это структура, система организации чего-либо, совокупность приемов и средств.
Выбор той или иной формы организации работы объединения должен основываться на принципе целеполагания. В работе детской организации должны присутствовать такие формы работы, которые не только были бы интересны ребятам, но и способствовали решению поставленных целей, таких как:
- научить ребенка управлять обществом на новых демократических основах;
- научить взаимодействовать на основе принципов морали, воспринимать красоту мира;
- трудиться так, чтобы было интересно и выгодно каждому человеку и обществу и др.
Подбор оптимальных форм работы, направленных на решение поставленных целей и задач объединения, является ключевым в процессе их реализации. Формы работы детских объединений можно объединить в три группы (типы) по признаку включенности детей и подростков в реальные социально-значимые отношения (Титова Е.В.):
1. Досуговые воспитательные мероприятия - события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для детей.
2. Имитационные игры, отражающие жизнь общества, имитирующие реальные социальные отношения - воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе воспитанников.
3. Реальные социально-значимые дела - общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива.
Типы форм различаются по следующим признакам:
По целевой направленности | |||
мероприятие | игра | дело | |
целью мероприятия является непосредственное воспитательное воздействие | целью игры является обучение, закрепление и развитие способностей действий в той или иной ситуации социальных отношений | цель – общественно значимая деятельность, направленная на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе | |
По позиции участников | |||
позиция детей - созерцательно-исполнительская; позиция взрослых -- организаторская | позиция детей - активная ролевая; позиция взрослых - опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями | позиция детей - деятельно-созидательная, определяющая самодеятельный характер деятельности; позиция взрослых - опосредованное педагогическое руководство | |
По воспитательным возможностям | |||
решение просветительских задач, передача сложной или ценной для детей информации, обучение детей чему-либо; организация мер по поддержанию дисциплины, порядка, укреплению здоровья | интенсивное формирование внутриколлективных отношений; проявление различных способностей и личностных качеств детей – участников игры | проявление личностных качеств ребенка: творческих, организаторских, практических, интеллектуальных; активная реализация и обогащение личного и коллективного опыта. Дела способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию внутриколлективных связей, эмоционально привлекательны для детей | |
Виды форм
беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, прогулки, обучающие занятия, литературно-художественные композиции | деловые, сюжетно-ролевые игры, игра на местности, спортивная, познавательная игра | трудовые десанты, акции, операции, рейды, ярмарки, фестивали, концерты, спектакли, агитбригады |
По мере становления детского коллектива происходит переход форм из одного типа в другой (мероприятие ® игра ® дело) и, с точки зрения воспитательных возможностей, это является показателем роста детского коллектива и его воспитательного потенциала (для взрослого руководителя детской организации признаком его профессионального роста).
Существуют виды форм работы детских общественных объединений, которые относят к активным публичным мероприятиям. Это митинги, пикеты, шествия, собрания. Их проведение требует знаний законодательства РФ. По способу организации они могут быть проведены как в форме мероприятия, так и в форме игры, имитирующей реальные социальные отношения, или реального дела. Выбор формы будет зависеть от целевой установки.
Виды имеют модификации - вариации форм. Они различаются
̶ по времени подготовки: экспромт и формы, предполагающие предварительную подготовку;
̶ по способу организации: бывают коллективными, групповыми и индивидуальными;
̶ по характеру включения в деятельность: обязательные и добровольные;
̶ по взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми: открытые и закрытые;
̶ по результату: результатами могут быть информационный обмен, выработка общего решения или общественно-значимый продукт.
Во всех типах форм выделяются две группы:
1. Формы, имеющие постоянный набор конструктивных инструментов, задающих методический рисунок и название формы.
2. Формы, не имеющие постоянного или определенного набора конструктивных элементов – это формы свободного творчества и формы с организационно – содержательной идеей.
Отсюда два подхода к конструированию и разработке форм:
1. Конструирование идет от формы.
Выбирается известный вид (конкурс, путешествие, экспедиция) и наполняется содержанием, способами организации деятельности, последовательностью действий согласно методическому рисунку. (Методический рисунок форм работы довольно ярко проступает в самом их видовом названии – конкурс, турнир, ярмарка).
2. Конструирование идет от содержательной идеи и соответственно ей приобретает определенную форму.
Два принципа конструирования: форма свободного творчества (в названии выражена только методическая идея, микроколлективы получают творческие задания), и организационно-содержательный принцип (стабильна только идея, структура, содержание деятельности конструируются в различных сочетаниях).
Вопросы и задания:
1. Что является целеполагающим в выборе той или иной формы работы детского общественного объединения?
2. Какая из форм характеризуется опосредованной ролью взрослого, активной организаторской позицией детей и укреплением детского коллектива, его структуры, содействием разнообразию внутриколлективных отношений?
3. При какой организации деятельности традиционная литературно-художественная композиция приобретет форму дела?
4. Какими формами деятельности детского общественного объединения являются активные публичные мероприятия?
5. Назовите не менее трех видов различных форм, имеющих модификации по времени подготовки; по способу организации; по характеру включения в деятельность; по взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми; по результату.
6. Формы какой группы не имеют постоянного или определенного набора конструктивных элементов? Какие существуют принципы их конструирования?