Понятие общественных объединений, принципы их создания и деятельности, права и обязанности. Организационно-правовые формы общественных объединений

ФЗ об общественных объединениях от 19.05.1995 N 82-ФЗ

Общественное объединение – это важнейший элемент гражданского общества, созданный с целью удовлетворения интересов граждан и реализации целей общественного объединения.

Признаки общественных объединений:

1.добровольное формирование;

2.построение на самоуправлении;

3.некоммерческое формирование;

4.создание по инициативе граждан, имеющих общность интересов;

5.направлено на достижение целей, в которых заинтересовано и государство.

Субъекты общественных объединений: учредители (организаторы общественного объединения), члены (заинтересовавшиеся и вступившие в него) и участники (поддерживающие деятельность, но не являются участниками) общественного объединения.

Основными принципами являются:

1. добровольность предполагает, что в общественные объединения вступают только по желанию участников;

2. равноправие означает, что граждане, участвующие в общественном объединении, равноправны и что все объединения по своему статусу одинаковы;

3. самоуправление;

4. законность.

Взаимоотношения государства и общественного объединения осуществляются на основе 3 принципов (ст.17):

· разграничение деятельности гос. органов и общественных объединений;

· правовой запрет на вмешательство органов гос.власти в деятельность общественных объединений;

· гос.политика поддержки развития общественных объединений (предоставление государственных грандов, заключение договоров на выполнение поручений, государственные заказы).

Для создания общественного объединения не требуется предварительного разрешениягос.органа или органа МСУ. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее 3 физических лиц. Учредителями общественных объединений могут быть и юр.лица - общественные объединения.

Общественное объединение считается созданным с момента принятия на съезде (конференции, общем собрании) общественного объединения решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. Однако, если общественное объединение желает приобрести статус юр.лица, оно подлежит гос.регистрации в органах юстиции. Отказ в гос.регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

У общественных объединений есть 2обязанности: ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества; ежегодно информировать органы, которые принимали решение о гос.регистрации, о продолжении своей деятельности.

Организационно-правовые формы – способ внутреннего структурирования, избранный среди закрепленных в законе самим объединением на основе его потребностей, целей и задач, определяющий весь механизм принятия решений и порядок управления имуществом.

Формы общественных объединений:

1. Общественная организация (ст.8) всегда основана на членстве и создана на основе совместной деятельности для защиты общих интересов граждан. Членами могут быть физ. и юр. лица. Обязательно членство. Руководство съезд, конференция или общее собрание.

2. Общественное движение (ст.9) состоит из участником, не имеющих членства.

3. Общественный фонд (ст.10). Цель общественного фонда: формирование имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений с целью использования этих средств на общественно полезных нужды.

4. Общественное учреждение (ст.11) создается с целью оказания конкретных видов услуг, отвечающих интересам участников этого объединения.

5. Орган общественной самодеятельности (ст.12) создается с целью совместного решения социальных проблем, возникающих у граждан, как правило, по месту жительства, работы или учебы.

6. Политическая партия (ст.12-2). – ФЗ «о политических партиях» - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах гос. власти и органах МСУ.

25. Общественная палата Российской Федерации: цели и задачи, состав и порядок формирования, основные формы работы.

Общественная палата Российской Федерации — организация, обеспечивающая взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.

Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан РФ, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций.

Местонахождение Общественной палаты - город Москва.

Цели и задачи (ст. 2 ФЗ).

Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов гос. власти и органов МСУ для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ, конституционного строя РФ и демократических принципов развития гражданского общества в РФ путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;

3) проведения общественной экспертизы проектов ФЗ и проектов законов субъектов РФ, проектов НПА органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов МСУ;

4) осуществления общественного контроля за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ;

5) выработки рекомендаций органам гос.власти РФ по предоставлению гос. поддержки общественных объединений и иных объединений граждан РФ, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в РФ;

6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах РФ.

Состав Общественной палаты (статья 6 ФЗ):формируется из:

- 42 граждан РФ, утверждаемых Президентом РФ,

- 42 представителей общероссийских общественных объединений,

- 42 представителей межрегиональных и региональных общественных объединений.

Не допускаются к выдвижению кандидатов следующие общественные объединения:

1) объединения, зарегистрированные менее чем за 1 год до дня истечения срока полномочий членов Общественной палаты действующего состава;

2) политические партии.

Членом Общественной палаты может быть гражданин РФ, достигший возраста 18 лет.

Не могут быть:

1) Президент РФ, члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы, члены Правительства РФ, судьи, иные лица, замещающие гос. должности РФ, лица, замещающие должности федеральной государственной службы, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы субъектов РФ, должности муниципальной службы, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;

2) лица, признанные недееспособными на основании решения суда;

3) лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость;

4) лица, членство которых в Общественной палате ранее было прекращено на основании - грубого нарушения им Кодекса этики.

Порядок формирования (статья 8).

Президент РФ по результатам проведения консультаций с общественными объединениями, объединениями некоммерческих организаций, российскими академиями наук и творческими союзами определяет кандидатуры 42 граждан РФ, имеющих особые заслуги перед государством и обществом, и предлагает им войти в состав Общественной палаты (они соглашаются или нет – срок – 30 дней).

Указом Президента РФ утверждаются члены Общественной палаты.

Затем общероссийские, межрегиональные и региональные общественные объединения направляют в Общественную палату заявления о желании включить своих представителей в состав палаты. В заявлении - информация о деятельности общественного объединения, о представителе.

Члены Общественной палаты в течение 60дней со дня своего утверждения конкурсным отбором принимают решение о приеме в члены Общественной палаты 42 представителей общероссийских общественных объединений - по 1 представителю от общественного объединения.

Первые и вторые совместно принимают решение о приеме в члены Общественной палаты 42 представителей межрегиональных и региональных общественных объединений - по 1от общественного объединения.

Состав представителей от межрегиональных и региональных общественных объединений формируется на конференциях делегатов, зарегистрированных на территориях субъектов РФ, входящих в состав 1 федерального округа.

Выбор представителей межрегиональных и региональных общественных объединений осуществляется членами палатыпутем голосования из числа кандидатур, определенных на конференциях.

Первое пленарное заседание Общественной палаты должно быть проведено не позднее чем через 30 дней со дня сформирования правомочного состава Общественной палаты (в ее составе - более ¾ от общего количества).

Срок полномочий членов Общественной палаты истекает через 2 года со дня первого пленарного заседания Общественной палаты.

За 6 месяцев до истечения срока полномочий членов палаты Президент инициирует процедуру формирования нового состава Общественной палаты.

Расходы на формирование- финансируются из средств, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности Общественной палаты.

Основные формы работы (статья 16 ФЗ):пленарные заседания Общественной палаты, заседания совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты.

Пленарные заседания проводятся не реже 2 раз в год (может быть и внеочередное пленарное заседание).

Общественная палата вправе:

1) проводить слушания по общественно важным проблемам;

2) давать заключения о нарушениях законодательства РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами МСУ и направлять указанные заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам;

3) проводить экспертизу проектов законов РФ;

4) приглашать руководителей федеральных органов государственной власти, органов гос. власти субъектов РФ и органов МСУ на пленарные заседания Общественной палаты;

5) направлять членов палаты для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации, Гос. Думы, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти.

Решения Общественной палаты:заключения, предложения и обращения, носят рекомендательный характер.

Наши рекомендации