Вариативно-программный подход
К деятельности детских объединений
В связи с гуманизацией общественных отношений, их социальным многообразием в конце XX века в России возникла необходимость поиска такого подхода к деятельности детских объединений, который бы, с одной стороны, отвечал актуальным потребностям ребенка в современных условиях, а с другой — позволил бы гибко перестроить педагогическую работу в детских организациях. Этот подход должен в наибольшей степени обеспечить решение проблемы социализации ребенка через предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения в объединениях, организациях, группах.
В 1991 году научно-практический центр СПО-ФДО разработал и предложил педагогам, работающим с детскими общественными объединениями, вариативно-программный подход к содержанию деятельности детских организаций. Этот подход предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход, учитывают широкий диапазон интересов и потребностей детей.
Программа — документ, отражающий последовательную систему действий, направленных на достижение социально-педагогической цели.
Стратегия вариативно-программного подхода ориентирована на поддержку различных региональных программ, гибкость в отношении к перспективам их развития, на учет социально-экономических, политических изменений окружающей среды, на предоставление каждому ребенку реальной возможности попробовать себя в различных социальных ролях (участник, мастер, лидер) и выбрать вид деятельности в соответствии со своими потребностями и опытом.
Многие из программ стали основой либо для создания профильных детских объединений, либо для разработки разнообразных территориальных профильных программ самых различных коллективов, объединений, организаций.
Современное детское движение представляет довольно пеструю картину, вариативность - его отличительная особенность:
1. Вариативность организационно-правовых форм: объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и др.
2. Вариативность масштабов и уровней:
̶ международные ДО. Их немного, но к их числу относится СПО-ФДО (Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций);
̶ республиканские, если в состав объединяются представители более 50% областей РФ плюс одна;
̶ межрегиональные, существующие на территории двух или более регионов;
̶ региональные, деятельность которых распространяется на территории одного или двух районов области;
̶ районные, городские, на уровне микрорайона.
3. Вариативность целей и направленности содержания деятельности: патриотические, экономические, экологические, пионерские, скаутские, политические, пацифистские, религиозные и другие.
4. Вариативность организационных структур, их внешнего оформления: звено, патруль, бригада, команда, отряд, дружина и др. Объединения вправе разрабатывать свои уставы, Законы, ритуалы, символы, иметь свои атрибуты. Они могут быть различными даже в рамках объединений одной направленности.
5. Вариативность периодической печати: газеты, журналы, альманахи, информационно-методические бюллетени, вестники и др.
6. Вариативность баз формирования ДО: общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, детские дома, интернаты, по месту жительства и т.д.
7. Вариативность и название организатора деятельности ДО: руководитель, лидер, вожатый, инструктор, скаут-мастер, социальный педагог, организатор детских объединений (детского движения) и др.
Вариативно-программный подход создает необходимые условия для организации практической деятельности разнообразных детских объединений, позволяет ребенку осознавать себя ее субъектом для получения навыков взаимодействия с социальной средой и социальной адаптации.
В разработке пакета программ приняли участие 57 ученых из 15 регионов страны. Причем этот пакет не ограничен ни кругом каких-то тем, ни количеством программ, ибо это — открытая система, призванная гибко, мобильно и оперативно реагировать на интересы и потребности членов своей организации.