Нормативное и методическое обеспечение системы контроля и оценки качества освоения ООП обучающимися.
В соответствии с ФГОС ВПО и Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимся ООП включает: 1. Текущий контроль успеваемости; 2. Промежуточную аттестацию; 3. Итоговую государственную аттестацию обучающихся. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО вуз создаёт фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Эти фонды могут включать: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных работ, коллоквиумов, зачётов и экзаменов, тесты и компьютерные тестирующие программы, примерную тематику курсовых работ, рефератов, проектов и др. В число требований к организации контроля и оценки входят следующее: 1. Обеспечение чёткого описания результатов обучения; 2. Освоение новых методов преподавания; 3. Проверка компетенций и др.
29. Создание рейтинговых систем оценки качества освоения образовательной программы.
Современный этап развития высшего образования характеризуется повышением требований к ее качеству, что предопределило необходимость поиска новых технологий обучения, а также соответствующих им форм контроля и оценки учебных достижений.
В общем случае рейтинг (rating) – это оценка, определение ранга, места или разряда, на основе некоторой численной характеристики какого-либо качественного понятия.
Рейтинговая система – пример использования оценочной порядковой шкалы в педагогической кпрактике. При этом под порядковой шкалой, или шкалой порядка, понимают один из основных видов шкал измерения, который допускает ранжирование объектов по степени выраженности у них того или иного свойства, качества.
Переход на рейтинговую систему оценки в вузе, включающую совокупность правил, методических указаний и математического аппарата для обеспечения обработки результатов педагогических измерений, может быть организован на нескольких уровнях, например: рейтинг по дисциплинам; рейтинг по циклу дисциплин; совокупный семестровый рейтинг, отражающий успеваемость по всем дисциплинам, изучаемым в семестре; интегральный рейтинг за весь период обучения; общий рейтинг – по итогам учебной и внеучебной деятельности за период обучения. Рейтинговые системы уже несколько десятков лет успешно применяются в зарубежных вузах. Опыт их использования некоторыми российскими вузами насчитывает около 23 лет.
В отечественном вузовском образовании под рейтингом понимается интегральная (суммарная) оценка результатов всех видов учебной деятельности студента, которая позволяет обеспечить количественную оценку качества освоения студентами и выпускниками вуза образовательной программы и расставляет, таким образом, всех обучающихся по определенным местам в соответствии с достигнутыми результатами обучения. Переход к рейтинговым оценкам позволяет, с одной стороны, отразить в большом диапазоне индивидуальные способности обучающегося, а с другой – увеличить состязательность учения, активизировать личностный фактор в студенческой среде путем введения состязательности в процесс обучения, который базируется на главном показателе – качестве подготовки специалистов.
Установление рейтинга студента способствует мобилизации его самостоятельности и активности при выполнении учебной программы и в конечном счете улучшению его профессиональной подготовки.
К основным преимуществам рейтингового контроля перед другими формами педагогического контроля можно отнести :
1) Возможность резко снизить при сдаче экзаменов студентами влияние таких субъективных факторов, как личность преподавателя и самого обучающегося, их взаимоотношения и т.п.,
2) Широкое информирование всех участников учебного процесса о его результатах, которое вызывает живой интерес большинства обучающихся прежде всего из-за возможности сопоставления результатов своего обучения с результатами товарищей. Улучшаются возможности для рационального распределения своих временных, физических и умственных ресурсов на конкретном временном интервале. У студентов развиваются навыки самооценки и формируются умения самоконтроля.
3)Возможность при оценке успеваемости обучающегося отслеживать динамику и оценивать плодотворность его работы в течение всего периода обучения, учитывая при этом ее напряженность и результативность.
4)Возможность управления познавательной деятельностью обучающихся с использованием целостной системы рейтинговых баллов, включающей поощрительные баллы, которые могут быть добавлены ему за активность на занятиях и т. п.
30. Расчет трудоемкости образовательной программы в зачетных единицах.
Ведение модульной системы планирования и организации учебного процесса предполагает планирование и учет трудоемкости освоения ООП в зачетных единицах (кредитах).
Данная методика включает следующие положения:
– в учебном году выделяется 40 учебных недель, включая теоретическое обучение, зачеты, экзамены, практику, подготовку выпускной квалификационной работы, итоговую аттестацию;
– одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам);
– максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, т.е. 1,5 зачетные единицы;
– расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5 по установленным правилам;
– зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых проектов (работ), практики и семестровые экзамены входят в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.
Недостатки: в результате вузы вынуждены были вырабатывать свои, альтернативные подходы к расчету трудоемкости. Альтернативные подходы, позволяющие совместить нормы отечественных кредитных систем с нормами ECTS, делятся на следующие разновидности: 1) долевой метод; 2) метод использования понижающих коэффициентов; 3) методы округления.
Наиболее широко в вузах России используется долевой метод основу которого составляют следующие положения:
1. Трудоемкость учебного модуля/учебной дисциплины, выраженная в кредитах, не имеет прямого эквивалента в академических часах, а указывает долю трудоемкости данного курса в рамках всей образовательной программы.
2. Для каждого направления подготовки (специальности) учебные модули, направленные непосредственно на формирование профессиональных компетенций, должны иметь большее количество кредитов по сравнению с дисциплинами общеобразовательного характера. Естественно, чем более значим модуль (или дисциплина), тем более трудоемким он должен быть для студента как в части временных затрат, так и в части разнообразия и уровня форм выполняемой учебной нагрузки.
Долевой метод позволяет учесть болонские нормативы по количеству кредитов в масштабе всего учебного плана. Выраженная в зачетных единицах трудоемкость любого элемента образовательной программы – учебной дисциплины, модуля, выпускной работы, учебной практики и т.д. – указывает не столько на их часовые эквиваленты, сколько на то, какова доля этого элемента относительно показателя общей трудоемкости образовательной программы.
31. Организация образовательной среды вуза.
Образовательную среду можно рассматривать как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Этот "образец" может быть либо четко осознаваем, либо "размыт", т.е. не до конца осознаваем теми, кто реально проектирует и организует образовательную среду.
Использование в теории и практике образования понятия "образовательная среда вуза" нацелено на выделение тех факторов образовательной среды, которые вносят наиболее существенный вклад в формирование общекультурных компетенций.
Понятие образовательной среды, по мнению В. И. Слободчикова, определяется прежде всего профессионально-деятельностной (или, по отчеству, организационно-управленческой позицией) субъектов образовательного процесса, так как специфическим свойством образовательной среды является ее насыщенность образовательными ресурсами. Создание образовательных ресурсов становится ключевой управленческо-педагогической задачей для всех субъектов образовательного процесса вуза.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в вузе должна быть сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предписывают необходимость определять при разработке соответствующих образовательных программ возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления). Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса бакалавриата, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. В ООП дается характеристика социокультурной среды вуза, условия, созданные для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся.
32. Активизация учебного процесса вуза в условиях реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по различным направлениям подготовки и специальностям реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе вуза активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
В дидактике высшей школы под активизацией учебной деятельности понимается "деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, формировании умений, навыков в их практическом применении, а также в формировании способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения". Активные формы проведения занятий характеризуют достаточно длительное время реальной вовлеченности обучаемых в учебный процесс; самостоятельную творческую выработку решений; повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых; постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей.
Одной из разновидностей активного обучения является интерактивное обучение, которое определяется как "обучение, погруженное в общение", т.е. как диалоговое, где знание добывается в совместной деятельности студентов между собой и с преподавателем. При интерактивном обучении сохраняется конечная цель и основное содержание традиционного образовательного процесса.
33. Современные образовательные технологии в высшей школе.
В настоящее время достаточно актуальными являются следующие инновационные методы обучения в вузах:
– применение компьютерных технологий в процессе чтения лекций и проведения практических занятий;
– использование интерактивного обучения;
– проектная деятельность;
– проведение тренинговых практических занятий;
– моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе;
– игровое имитационное моделирование;
– использование здоровье-сберегающих технологий обучения;
– применение телекоммуникационных технологий.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: в основе инновационных методов обучения студентов лежат современные образовательные технологии, которые помогают формировать творческий, инновационный подход к будущей профессиональной деятельности, развивать самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные решения. Как показывает практика, использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Использование современных методов и приемов обучения пробуждает у студентов интерес к образовательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.