Европейская система передачи и накопления кредитов ECTS.

Европейская система перевода/перезачета и накопления зачетных единиц ECTS была введена с целью повышения эффективности учета результатов обучения, в ходе мероприятий по обеспечению мобильности студентов. С помощью этой системы удалось приблизиться к решению проблемы обеспечения прозрачности, сопоставимости объема изученного материала и, соответственно, возможности академического признания квалификаций и компетенций студентов. Сопоставимость учебных планов, обеспечиваемая системой ECTS, позволяет студентам выбирать самые разные (в том числе зарубежные) программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете.

Основой ECTS являются зачетные единицы (кредиты), которые определяются как "количественные средства выражения объема учения, основанные на трудозатратах студентов". В свою очередь, трудозатраты, согласно последней редакции Руководства пользователя ECTS (2009), показывают время, необходимое для завершения всех форм обучения (таких как лекции, семинары, проекты, практики, самостоятельная работа и экзамены) и требуемое для достижения установленных результатов обучения.

8. Качество как интегральная характеристика системы образования.

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса личностным ожиданиям субъектов образования, социальным запросам и государственно-нормативным требованиям.

Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:

· качества нормативно - правовой базы;

· качества образовательной программы;

· качества потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;

· качества потенциала обучающихся (на входе учебного заведения - качества потенциала учащихся и абитуриентов, на выходе - качества потенциала выпускников);

· качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных помещений, транслируемых знаний и др.);

· качества образовательных технологий;

· качества информационно - технологического обеспечения (в том числе обеспечения информационной безопасности);

· качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании).

9. Критерии качества образовательных программ. Концепция обеспечения качества образования в европейском пространстве высшего образования.

Основу концепции обеспечения качества, способствующего развитию ЕПВО, составляют следующие принципы:

· значимость и релевантность (для студентов, конкретных работодателей и в целом для рынка труда);

· сравнимость и совместимость в рамках ЕПВО;

· прозрачность (на основе использования ECTS);

· мобильность и трансграничный характер образования;

· привлекательность и конкурентоспособность.

Одной из основных категорий указанной концепции является релевантность. В системе образования, ориентированной на потребности обучающегося ("студентоцентрированной"), ключевой ценностью любой университетской программы является ее релевантность в отношении потребностей самих студентов и общества в целом. Программа должна быть не только основана на академическом (интеллектуальном), профессиональном и социальном развитии обучающегося, но и направлена на получение работы и на полноценную жизнь в европейском контексте. В связи с этим для определения релевантных академических и профессиональных профилей необходима четкая формулировка общественных потребностей, что, в свою очередь, требует построения диалога вузовского сообщества с работодателями и другими общественными силами.

Сравнимость и совместимость. Университетские программы должны разрабатываться с учетом их сравнимости и совместимости с аналогичными программами в других странах Европы на основе согласованных критериев, сформулированных в формате общих и предметных компетенций. Обеспечение сравнимости осуществляется с учетом важности многообразия учебных планов, образовательных парадигм и культурных особенностей стран – участниц Болонского процесса. Увеличению сравнимости и совместимости программ способствует использование системы ECTS в качестве инструмента планирования и мониторинга университетских программ в целом, а также различных их компонентов.

Прозрачность – это важнейшая характеристика любой образовательной программы, которую нужно учитывать с самого начала ее разработки. Прозрачность должна обеспечиваться в результатах обучения, в процессе обучения, в учебных ресурсах, в системах обеспечения качества и в процедурах работы с базами данных. Концепция прозрачности прямо связана с требованием использования языка, который одинаково хорошо понимают студенты, работодатели и другие заинтересованные стороны в различных странах. Прозрачность также предполагает правильное использование кредитов ECTS для определения учебной нагрузки, "Приложения к диплому" и других инструментов ECTS.

Мобильность и трансграничный характер образования. Создание ЕПВО требует надежной и высококачественной системы академической мобильности. При этом, с одной стороны, мобильность выступает в качестве основы системы требований к качеству образования; с другой стороны – напротив, взаимное доверие к качеству образования является основой мобильности. Физическая мобильность студентов как в рамках ограниченных периодов обучения, так и в рамках полных университетских программ, обеспечивает рост качества в европейском измерении образования, большее число возможностей для профессиональной занятости на европейском рынке труда, а также полноценное развитие европейского гражданского общества.

Привлекательность. Для европейской системы образования, стремящейся стать привлекательной для студентов из третьих стран, проблемы качества являются ключевыми. Механизмы обеспечения качества, разработанные на национальном уровне в различных странах, должны быть обобщены и переработаны для обеспечения их восприятия как общеевропейской системы качества образования. Методологическое обеспечение повышения качества европейского высшего образования обеспечивается проектом TUNING. В рамках проекта сформирован общий язык для описания TLA-стратегий, который предполагается разрабатывать и далее, – в частности, путем формулирования показателей качества.

10. Принцип преемственности в построении государственных образовательных стандартов.

Для того чтобы учащийся мог свободно продвигаться в образовательном пространстве по всем трем векторам движения необходимы согласование, стыковка образовательных программ. Для этого необходима сквозная стандартизация образовательных программ, основывающаяся на единых целях всей системы непрерывного образования.

Речь идет не только о преемственности государственных стандартов, преемственности содержания образовательных программ, но и многих других проблем – правовых, организационных, финансовых и т.д.

Многоуровневость образовательных программ уже складывается – в школе, в колледжах, вузах. Но парадокс заключается в том, что разные звенья системы образования в силу ведомственной разобщенности выстраивают свою «многоступенчатость», только для себя. Выпускник ПТУ должен даже по родственной специальности поступать в техникум на первый курс и учиться там полный срок, а выпускник техникума также идти в институт, университет на первый курс. Кто же выше по уровню образования – младший инженер или бакалавр?

Попытки выстроить сквозное через все ступени содержание образования зачастую оказываются неудачными из-за невозможности четкого преемственного структурирования всего образовательного материала, не разрушая конечных задач каждой из них.

11.Организация образовательного процесса в вузе на основе образовательных стандартовпервого и второго поколений

первого и второго поколений. В период с 1994 по 1996 г. было разработано и введено в действие первое поколение стандартов высшей школы, а в 2000 г. – стандарты ВПО второго поколения [121. С. 7].

Принципиальным решением при разработке ГОС ВПО первого поколения явилось усиление фундаментальности образования [43. С. 122]. При этом под фундаментальностью понималось не просто обучение на основе научных знаний, составляющих фундамент естественно-научного мировоззрения выпускника (как это было принято в советский период), а введение в содержание образования сочетания знаний, необходимых для всестороннего развития личности.

Важной особенностью ГОС ВПО первого поколения являлось то, что они содержали общие требования к развитию личности, что, по сути, предвосхищало сегодняшнюю европейскую тенденцию формирования квалификационных рамок, содержащих требования к общим компетенциям выпускника.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" структура этих ГОСов определялась сочетанием федеральных и национально-региональных компонентов. (ГОС ВПО второго поколения)

Федеральный компонент ГОС ВПО второго поколения наряду с обязательным минимумом содержания и требованиями к уровню подготовки выпускников обеспечивал:

1) квалификационную характеристику выпускника;

2) формирование циклов всех изучаемых дисциплин: гуманитарных и социально-экономических (ГСЭ), математических и общих естественнонаучных (ЕН), общепрофессиональных (ОПД), специальных (СД) и др.;

3) предъявление общих требований к ООП, которая разрабатывалась и утверждалась вузом, включая в себя учебные планы, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

Национально-региональные компоненты ГОС высшего и послевузовского образования отражали национально-региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям (специальностям). Содержание этих компонентов определялось вузом самостоятельно, а в случае финансирования их реализации за счет средств бюджета субъекта РФ – по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.

12. Обеспечение преемственности образовательных стандартов ВО третьего поколения и выше.

01.12.2007 г. для сближения структуры ВО России со структурой ВО в Европе был принят Федеральный закон, обеспечивший преемственность модернизационных изменений ВО, впитав в себя весь положительный опыт "знаниевых" и "профессионально направленных" ГОС ВПО первого и второго поколений. На основе вносимых законом изменений и с учетом документов Болонского процесса ФГОС ВПО третьего поколения предусматривает: формирование стандартов по направлениям подготовки как совокупности основной образовательной программы (ООП) бакалавра, специалиста и магистра, объединяемых на базе общности их фундаментальной части; формирование требований к результатам освоения ООП в виде общих и профессиональных компетенций; разработку стандартов без деления на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты; предоставление необходимой свободы вузу для формирования ООП с участием всех заинтересованных субъектов; установление требований к результатам освоения модулей относительно автономных частей ООП; введение научно-исследовательской работы студента как обязательного компонента ООП; установление трудоемкости ООП в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов.

Суть ФГОС ВПО - установление требований к компетенциям выпускника, его знаниям и умениям по крупным модулям программы (циклам). Эти требования формируются разработчиками образовательных стандартов на основе профессиональных стандартов, либо совместно с объединениями работодателей.

13. Отражение в образовательных программах уровневой структуры высшего образования Российской Федерации.

Уровневое образование за годы его введения привело к целому комплексу изменений в системе вузовского образования:

1. В содержании и структуре образовательных программ приоритетом становится реализация компетентностного подхода при разработке не только ООП в целом, но и каждой учебной дисциплины, входящей в программу, разработка календарно-тематических планов по каждой дисциплине с указанием содержания и форм организации и проведения аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.

2. Трансформируется организация учебного процесса. Реализуется принцип индивидуализации обучения, сокращается объем обязательных дисциплин и увеличивается количество дисциплин по выбору как вуза, так и студента.

3. Внедряются новые технологии обучения. Центр тяжести переносится на самостоятельную работу студентов, используются активные формы обучения, вводится рейтинговая система оценки результатов обучения, внедряются новые организационные формы научно-исследовательской работы студентов с привлечением работодателей. Широкой практикой становится использование дистанционных технологий обучения.

4. В плане ресурсного обеспечения учебного процесса обновляется материально-техническая база обучения, осуществляются переподготовка и повышение квалификации преподавателей и управленческого персонала, внедряются новые нормативы учета нагрузки и оплаты работы профессорско-преподавательского состава.

14. Сопряжение сфер труда и образования: федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и национальная рамка квалификаций (НРК).

ФГОС ВПО третьего поколения – совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО являются компетенции, полученные в ходе обучения (компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области). Теперь в учебные программы помимо цели, содержания, объема и порядка изучения дисциплины, входят также перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций, перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций, перечень типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных в дисциплине результатов образования (компетенций).

НРК РФ – это системное и структурированное по уровням описание официально признанных квалификаций, благодаря чему устанавливают взаимосвязь между результатами обучения – индивидуальными достижениями человека, его знаниями, практическими умениями и дипломами, свидетельствами, сертификатами об образовании. НРК РФ включает дескрипторы общих компетенций, умений и знаний, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности: широту полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности. Всего НРК РФ содержит 9 квалификационных уровней.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт как нормативно-правовая основа проектирования и реализации образовательных программ ВПО РФ.

В соответствии с Законом РФ "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 309-ΦЗ) ФГОС включают в себя требования:

1) к структуре ООП;

2) условиям реализации ООП;

3) результатам освоения ООП.

Раздел ФГОС ВПО "Требования к результатам освоения основных образовательных программ" должен содержать требования к компетенциям выпускника по ООП направления подготовки, специальности или профессии как в части подготовки к профессиональной деятельности, так и в части требований к общему развитию личности, сформулированных с учетом действующих квалификационных рамок и профессиональных стандартов (тарифно-квалификационных характеристик) при их наличии; ФГОС должен содержать требования к уровню подготовленности обучающегося и выпускника по всем составляющим ООП.

Требования к результатам освоения ООП подготовки бакалавров, магистров и специалистов представлены в ФГОС ВПО в виде двух групп компетенций, которыми должны обладать выпускники вуза:

а) общекультурные компетенции;

б) профессиональные компетенции, включая общепрофессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

Формированию компетентностной модели выпускника предшествует определение области его будущей профессиональной деятельности, а также видов, задач и объектов последней.

Профессиональные компетенции выпускников указываются в ФГОС ВПО по видам профессиональной деятельности[5]. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой вузом совместно с заинтересованными работодателями.

Требования ФГОС ВОк результатам освоения ООП: компетентностная модель выпускника вуза.

Согласно ФГОС ВО выпускник с квалификацией (степенью) « бакалавр » в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями: универсальными (общенаучными и инструментальными), социально-личностными, общекультурными и профессиональными.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки магистров.

ФГОС ВО требует, чтобы для каждой магистерской программы были сформулированы цели в области обучения и воспитания личности.

Цели магистерской программы в области обучения определяют получение углубленного профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

Выпускник по определенному направлению подготовки с квалификацией ( степенью ) « магистр » в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, должен обладать (общекультурными) универсальными и профессиональными компетенциями по видам деятельности ( производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная, другие виды деятельности ).

Требования ФГОС ВО к структуре ООП. Требования ФГОС ВОк условиям реализации ООП.

Требования ФГОС ВО к структуре ООП.

Раздел ФГОС ВО формулирует требования к составляющим ООП с учетом ее профессиональной направленности и их объемам в виде циклов. Этот раздел содержит требования к наличию составляющих ООП в виде разделов основной образовательной программы. Требования к структуре ООП включают требования к объему трудоемкости государственной (итоговой) аттестации.

Указывается также перечень обязательных дисциплин ООП и требования к соотношению обязательной и вариативной части ООП с учетом ее уровня.

Уточнение особенностей структуры ООП, реализующей ФГОС, целесообразно провести в ходе сравнения со структурой ООП второго поколения. Такое сравнение позволяет показать преемственность двух документов и наглядно выявить дополнительные характеристики, вводимые в структуру ООП с целью повышения ее качества.

Основная образовательная программа второго поколения имеет следующий типовой компонентный состав:

– общие положения, дающие обоснование ООП (цели, области, виды, объекты профессиональной деятельности);

– учебный и календарные планы;

– программы учебных дисциплин;

– программы практик;

– программы и требования к промежуточной и итоговой аттестации.

Требования ФГОС ВОк условиям реализации ООП.

1. Общее положение. Концептуальное положение: миссия, цели, ценности. Компетентностная модель выпускника, задающая результаты освоения ООП.

2. Учебный план. Матрица соотнесения (распределения) компетенций по всем учебным дисциплинам/модулям и практикам учебного плана и по годам обучения. Учебный план, график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени студента, перечень, объем и последовательность дисциплин. Обобщенный перечень основных образовательных технологий

3. Программы учебных дисциплин/модулей. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной/модулем с указанием уровня их освоения. Матрица распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины/модуля. Обобщенный перечень основных образовательных технологий. Перечень форм, процедур (заданий), технологий контроля и оценки сформированности заявленных в дисциплине (модуле) компетенций.

4. Программы практик. Перечень компетенций, формируемых данной практикой с указанием уровня их освоения и форм, процедур, технологий контроля и оценки их сформированности.

5. Программы и требования к промежуточной и итоговой аттестации. Контрольные процедуры должны быть соотнесены с компетентностной моделью соответствующего периода обучения и дисциплины/практики.

Основные образовательные программы бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста предусматривают изучение следующих учебных циклов (далее – УЦ) ООП:

– гуманитарный, социальный и экономический цикл;

– математический и естественно-научный цикл;

– профессиональный цикл – и включают разделы:

– практика и научно-исследовательская работа;

– итоговая государственная аттестация.

3. Программы учебных дисциплин/модулей. Перечень компетенций, формируемых дисциплиной/модулем с указанием уровня их освоения. Матрица распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины/модуля. Обобщенный перечень основных образовательных технологий. Перечень форм, процедур (заданий), технологий контроля и оценки сформированности заявленных в дисциплине (модуле) компетенций.

4. Программы практик. Перечень компетенций, формируемых данной практикой с указанием уровня их освоения и форм, процедур, технологий контроля и оценки их сформированности.

5. Программы и требования к промежуточной и итоговой аттестации. Контрольные процедуры должны быть соотнесены с компетентностной моделью соответствующего периода обучения и дисциплины/практики.

Наши рекомендации