Нормативное правовое обеспечение оценки качества образования

5.1 Нормативной правовой основой оценки качества образования в Томской области является:

- законодательство Российской Федерации в области образования, в том числе нормативные правовые акты Минобрнауки России и Рособрнадзора;

- сертифицированные технологии мониторинга и оценки качества образования, утвержденные Рособрнадзором.

5.2 На региональном уровне в соответствии с законодательно установленным разграничением полномочий нормативное правовое регулирование организации и проведения процедур оценки качества образования осуществляют законодательные и исполнительные государственные власти Томской области, в том числе Департамент общего образования Томской области, являющийся органом исполнительной власти Томской области, осуществляющим государственное управление системой общего образования.

Региональная административная подсистема нормирования показателей и критериев оценки качества образования устанавливает собственный набор требований к информации о качестве образования (формы информационных запросов), необходимых для выполнения функций государственного управления системой общего образования Томской области.

5.3. В рамках законодательно установленных полномочий и с учетом региональной специфики образовательных программ общеобразовательных учреждений Томской области Департамент общего образования Томской области:

- разрабатывает правовые акты и рекомендации, регламентирующие организацию проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов на территории Томской области, а также устанавливает область применения результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов в подготовке и принятии управленческих решений;

- устанавливает порядок организации и ежегодного проведения регионального мониторинга образовательных достижений обучающихся и других региональных мониторинговых исследований качества образования, а также порядок участия обучающихся общеобразовательных учреждений Томской области в международных сравнительных исследованиях качества образования;

- регламентирует проведение комплексного мониторинга муниципальных образовательных систем, а также порядок практического применения результатов сравнительной оценки их состояния и развития (в том числе для распределения субвенций, предоставляемых местным бюджетам на реализацию общеобразовательных программ);

- устанавливает порядок участия независимых экспертов из представителей общественности в процедурах лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных учреждений, государственной (итоговой) аттестации выпускников и других контрольно – оценочных процедурах, осуществляемых на региональном уровне;

- разрабатывает формы и процедуры проведения аттестации педагогических кадров, утверждает график аттестации кадров, издает приказы о создании экспертных советов и проведении экспертиз;

- определяет общий порядок организации и проведения областных конкурсных испытаний для выявления и поддержки лидеров образования (учреждения, педагоги, обучающиеся);

- регламентирует порядок формирования информационной базы системы оценки качества образования, включая создание и ведение баз данных территориального уровня на основе статистики результатов мониторинговых исследований качества образования, обобщение и анализ статистической отчетности по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников;

- разрабатывает методические рекомендации по проведению различных форм оценки качества образования на муниципальном и школьном уровнях.

5.4 Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования в рамках установленных, в том числе переданных полномочий:

- разрабатывают и реализуют программы развития образовательной системы муниципального образования, включая развитие муниципальной системы оценки качества образования;

- устанавливают систему показателей для сравнительной оценки деятельности муниципальных образовательных учреждений, в том числе для распределения стимулирующего фонда оплаты труда;

- обеспечивают информационно – технологическое сопровождение оценочных процедур;

- создают условия для подготовки специалистов органов местного самоуправления, работников муниципальных образовательных учреждений и общественных экспертов к проведению оценочных процедур и мониторинговых исследований.

5.5 Образовательные учреждения:

- разрабатывают, утверждают и реализуют образовательную программу, включая показатели и критерии оценки качества образования;

- обеспечивают условия проведения государственной (итоговой) аттестации и других оценочных процедур, мониторинговых и иных исследований по вопросам качества образования;

- разрабатывают критерии и показатели оценки результативности деятельности работников образовательного учреждения, в том числе для установления стимулирующих выплат.

5.6. В каждом общеобразовательном учреждении Томской области создается внутришкольная система оценки качества образования. Положение о системе оценки качества в образовательном учреждении разрабатывается трудовым коллективом образовательного учреждения при обязательном участии общественного совета образовательного учреждения. Данное положение утверждается на общем собрании трудового коллектива, закрепляется соответствующим локальным актом и в обязательном порядке предусматривает следующие механизмы оценки качества образования:

- участие во всех формах мониторинговых исследований качества образования, предусмотренных законодательством в рамках государственных функций по контролю качества, контролю и надзору, лицензированию и государственной аккредитации;

- административные формы контроля учебных и внеучебных достижений обучающихся. Регламент этих форм контроля утверждается руководителем образовательного учреждения;

- критерии, показатели и формы оценки деятельности персонала образовательного учреждения;

- публичный ежегодный доклад руководителя образовательного учреждения.

Наши рекомендации