Проект «Тьюторский клуб педагогов».
Автор проекта: методист Центра информационно-коммуникационных технологий О.З. Клячина
Центр информационно – коммуникационных технологий созданный в 2003 году, является муниципальным бюджетным образовательным учреждением повышения квалификации. Основные цели Центра информационно – коммуникационных технологий: организация повышения квалификации педагогических работников и руководящих кадров системы образования Чайковского муниципального района; содействие комплексному развитию системы образования Чайковскогго муниципального района; информационное и методическое обеспечение управления системой образования района.
С 1 января 2010 года Центр информационно – коммуникационных технологий объединил в своем составе 18 методистов системы образования района. Таким образом, вновь созданная методическая организация является методической службой, которая инициирует все процессы, связанные с подготовкой современного педагога в образовательных учреждениях разных типов и видов. Муниципальная методическая служба района – одна из лучших в Пермском крае. В 2009 году в краевом конкурсе «Методическая служба – новой школе» центр занял! место. На счету у центра многочисленные победы педагогов Чайковского района в профессиональных конкурсах. Методистами реализовано 27 перспективных проектов, ориентированных на развитие не только системы образования, но и системы работы с молодежью.
В связи с активными процессами модернизации российского образования Центр информационно – коммуникационных технологий осваивает новые модели взаимодействия с учителями, учащимися, родителями и общественностью, в том числе для присвоения педагогами района норм тьюторской культуры.
Тьюторское сопровождение участников образовательного процесса – крайне необходимая реальность времени, диктуемая как государственным заказом к образованию, так и внутренними потребностями системы образования.
В течение последних 4 лет педагоги Чайковского муниципального района осваивали пространство тьюторской деятельности: была сформирована городская проблемная группа, отдельные образовательные учреждения (лицей «Синтон», гимназия, средние общеобразовательные школы № 2, 7, 10) изучали историю, теоретические основы и имеющийся опыт тьюторского сопровождения, пробовали на практике элементы тьюторских техник и методов, по заказу учителей были организованы курсы повышения квалификации по соответствующей проблематике, проведенные Некоммерческое партнерство «Нота». Переход на обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам актуализировало необходимость появления тьютора со сформированной позицией. Подготовка учащихся к индивидуальному выбору образовательной траектории происходила и происходит, в том числе и в Проектных школах (летних и зимних), где появилась возможность для тьюторской практики взрослых, взращивающих и культивирующих тьюторскую позицию в сопровождении учащихся. Около 80 педагогов приняли участие в деятельности 6 Проектных школ с 2008 по 2010 гг.
Однако деятельность по освоению норм тьюторского сопровождения носила разрозненный неупорядоченный характер. Не было консолидирующего начала – носителя культурной нормы как «центра притяжения» всех, кто хотел бы изучать и решать проблему. Во-вторых, в традиционной школе сложно найти место для тьюторской практики. Требует осмысления адекватность ресурсов классно-урочной системы для реализации тьюторства в школе. В-третьих, очень ограничено пространство для обучения нормам тьюторского сопровождения. До сих пор в чистом виде это можно было прожить в Проектных школах, но приобретенный опыт учителей «растворялся» в обычной педагогической деятельности в стандартной школе.
Проблема: отсутствие системной планомерной нормированной и организованной деятельности по взращиванию тьюторской позиции в участниках образовательного процесса, являющейся ценностью индивидуализированного современного образования.
Гипотеза:создание клубного демократического пространства позволит культивировать тьюторские нормы взаимодействия и формировать тьюторскую позицию участников.
Цель:создание условий для формирования тьюторской позиции, ее практической реализации и экспертизы тьюторской деятельности участников образовательного процесса.
Предпосылки для создания Тьюторского клуба:
1. К данному моменту появился коллектив единомышленников (активные участники Проектных школ, 8 педагогов, прошедшие курсовую подготовку по основам тьюторской деятельности в г. Ижевск (июнь 2010 года ), которые имеют:
- новый опыт ощущений,
- новый опыт осознания,
- новый уровень информационной среды,
- креативность и желание взаимодействовать в условиях клубного пространства.
2. Есть содержательный лидер, обучающийся в аспирантуре по данной проблеме и способный адекватно организовать трансляцию приобретенного опыта участникам клуба.
3. Есть пространство для тьюторской практики в Проектных школах и на опытных площадках отдельных образовательных учреждениях.
4. Есть возможность выстраивать взаимодействие с тьюторскими площадками г. Ижевск и г. Пермь.
Тьюторский клуб – специально организованное пространство для содержательного взаимодействия участников, основанное на определенных принципах.
Структурно пространство Тьюторского клуба формируется как «место странствий», т.е. место для поиска и проб в освоении тьюторской культуры и дальнейшем присвоении норм тьюторской позиции участниками.
Обучение происходит через общение с носителями норм, курсовую подготовку, теоретические семинары и другие образовательные события, самообразование участников Тьюторского клуба; тьюторская практика осуществляется на специально организованных тренингах, на опытных площадках образовательных учреждений, в Проектных школах; образовательная рефлексия организуется непосредственно на клубных событиях и через самоанализ участников. Локально весь цикл можно «прожить» в специально организованных образовательных событиях типа Проектная школа, тренинги и другое.
Принципиально деятельность клуба и его участников строится на устоявшихся в тьюторской культуре нормах.
Принципы организации Тьюторского клуба:
- открытости клубного образовательного пространства,
- индивидуализации,
- тьюторского сопровождения.
Открытость базируется на следующих постулатах:
- образование мы получаем не только в детском саду, школе или Высших учебных заведениях, на занятиях, уроках, лекциях и семинарах. Образовательный эффект может иметь каждый элемент культуры и окружающего нас мира (удивительные встречи, фильмы, книги, праздники). Главное – использовать это соответствующим образом.
- открытое пространство предоставляет право выбора образа себя и своего образовательного пути – траектории.
Принцип индивидуализации позволяет в этом многообразии возможностей отобрать участнику необходимое содержание образования, способы и формы его освоения, т.е. создать и реализовать собственную индивидуальную образовательную программу.
Принцип тьюторского сопровождения реализует очевидную историческую культурную норму: тьютора может вырастить тьютор. Тьюторская позиция осваивается во взаимодействии и ответственном общении с более опытным и квалифицированным мастером.
Значимой для организации клубного пространства является идея непрерывного образования. В этой связи Тьюторский клуб мог бы стать площадкой для повышения квалификации участников образовательного процесса в педагогической позиции «тьютор». Кроме того, это позволяет рассматривать тьюторские практики и сопровождение для разных возрастных категорий подопечных: тьюторство в дошкольных образовательных учреждениях, в младшей школе, основной школе, тьюторское сопровождение старшеклассников и студентов, аспирантов, представителей разных профессий, имеющих и реализующих некоторые индивидуальные образовательные приоритеты.
Принципиальным отличием Тьюторского клуба является приоритет использования тренинговых форм организации событий и рефлексивных практик.
Целевая аудитория проекта: педагоги образовательных учреждений города и района, для которых ценна педагогическая позиция «тьютор» и ее освоение; представители педагогических коллективов средних общеобразовательных школ № 7, 8, 10, гимназии, лицея «Синтон», Центр информационно – коммуникационных технологий, Центр диагностики и консультирования «Камертон», имеющие некоторый опыт в заявленной проблематике.
Возможный статус участников Тьюторского клуба:
- «члены» клуба – члены проектной группы, педагоги, обладающие проэкспертированным внешне опытом тьюторского сопровождения;
- «гости» клуба – лица, приглашенные на заседания Тьюторского клуба.
Управление проектом:
№ | Ф.И.О. | Должность | Основания для участия |
Клячина Ольга Зотеевна | методист Центра информационно – коммуникационных технологий | опыт тьюторского сопровождения в Проектных школах, организация деятельности профессионального сообщества в Гимназии | |
Тюмина Марина Владимировна | директор Центра информационно – коммуникационных технологий | автор многих проектов, опыт управления проектами, организатор и руководитель Проектных школ, обучается в Тьюторской магистратуре (г. Москва) | |
Зюрина Татьяна Анатольевна | Заместитель директора, лицей «Синтон» | автор проекта по тьюторскому сопровождению в лицее «Синтон», опыт тьюторского сопровождения в Проектных школах и в дистанционном обучении | |
Хакимова Юлия Замировна | зам.директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №10 | автор проекта по тьюторскому дистанционному сопровождению, опыт тьюторского сопровождения в Проектных школах | |
Коровина Людмила Леонидовна | Заместитель директора, МБОУ СОШ №8 | автор проекта по тьюторскому сопровождению педагогов в МБОУ СОШ № 8 | |
Войцещук Кристина Александровна | учитель истории и обществознания, МАОУ СОШ №2 | опыт тьюторского сопровождения мастерских и лабораторий | |
Трефилова Яна Рудольфовна | методист по инновациям, руководитель проблемной группы, МАОУ Гимназия | автор проекта по тьюторскому сопровождению детского клуба в МАОУ Гимназия | |
Поспелова Надежда Игоревна | учитель физики и информатики. МБОУ СОШ №7 | опыт тьюторского сопровождения в Проектных школах и в дистанционном обучении | |
Вылегжанина Инна Александровна | методист Центр информационно – коммуникационных технологий | опыт тьюторского сопровождения в Проектных школах |
Этапы реализации проекта:
- организационный: сентябрь 2011 года – август 2012 года(формируется организационная модель клуба через анализ проводимых событий),
- внедренческий: сентябрь 2012 года – август 2015 года (отрабатывается модель, продолжается работа над содержанием деятельности клуба),
- рефлексивный: сентябрь 2015 года – май 2016 года.
План на 2011 – 2012 гг.:
№ | Событие | Срок | Ответственность |
Заседание проектной группы | октябрь | Клячина О.З. | |
Заседание Тьюторского клуба: - из истории тьюторского движения; - «Искусство задавать вопросы» (тренинг) | октябрь | Клячина О.З., Зюрина Т.А. | |
Заседание проектной группы | ноябрь | Клячина О.З. | |
Заседание Тьюторского клуба: - тьютор в дистанционном образовании, - «Тьютор и его партнеры» (деловая игра) | декабрь | Клячина О.З., Хакимова Ю.З. | |
Зимняя проектная школа (тьюторская практика) | январь | Тюмина М.В., Клячина О.З. | |
Заседание проектной группы | февраль | Клячина О.З. | |
Заседание Тьюторского клуба: - тьюторское сопровождение педагога, - «Как организовать рефлексию? (практикум) | март | Клячина О.З., Коровина Л.Л. | |
Заседание проектной группы | апрель | Клячина О.З. | |
Заседание Тьюторского клуба: - тьюторские техники, - «Образовательная картография» (деловая игра) | май | Клячина О.З., Войцещук К.А. | |
Летняя проектная школа (тьюторская практика) | июнь | Тюмина М.В., Клячина О.З. |
Планируемый результат (2011 – 2012годы):
1. Создано постоянно действующее профессиональное сообщество «Тьюторский клуб» с перспективным статусом – площадка повышения квалификации.
2. Создан и функционирует сайт «Тьюторский клуба».
3. Осуществлено коллективное вступление в Тьюторскую ассоциацию.
4. Сформирован пакет локальных нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность тьютора.
5. Созданы и апробированы программы тьюторского сопровождения (не менее 5) участников образовательного процесса.
6. Определен набор модулей по соответствующей проблематике для КПК участников образовательного процесса.
7. Сформирована партнерская сеть (г. Ижевск, г. Пермь)
8. Определены перспективы развития Тьюторского клуба.
Основные целевые показатели от реализации проекта:
Наименование целевого показателя (целевых показателей) | Единица измерения | Промежуточное значение целевых показателей | Значение целевого показателя по итогам реализации проекта | Справочно: базовое значение целевого показателя на начало реализации проекта | ||||
По итогам 2012 года | По итогам 2013 года | По итогам 2014 года | По итогам 2015 года | По итогам 2016 года | ||||
Количество программ тьюторского сопровождения участников образовательного процесса | Абс. число | 4-5 | 4-5 | Режим функционирования | Режим функционирования | 13-15 | ||
Количество модулей для повышения квалификации участников образовательного процесса | Абс. число | Режим функционирования | Режим функционирования |
4.1.10. Проект «PR в образовании» на 2011 – 2016 гг.
Автор проекта:
методист Центра информационно- коммуникационных технологий
О.В. Запевалова
Актуальность темы.
За последние несколько лет сложилась некая система PR в образовании как запланированной и систематизированной функции управления, которая помогает улучшить программы и услуги образовательной организации. В ее основе лежит двусторонний процесс коммуникации, в котором задействована как внешняя, так и внутренняя аудитория. Ее цель – стимуляция лучшего понимания роли, целей и потребностей организации. Проект «PR в образовании», рассчитанный до 2010 года помог определить и сформировать политику действий системы образования в интересах общественности и привнести услуги, которые помогут обеспечить интерес и поддержку общественности. Можно констатировать, что на сегодняшний день существует понимание необходимости пиар – деятельности для образовательного учреждения. С появлением новых форм образования качество оказываемых услуг стало выходить на первый план, а продвижение комплекса образовательных услуг стало одной из важнейших задач образовательных учреждений.
Не менее актуальной является задача пиара отдельного педагога. С одной стороны, это помогает укрепить положительный имидж самого педагога, его образовательного учреждения, всей муниципальной системы образования. С другой, способствует объединению педагогов вокруг наиболее значимых профессиональных идей, создает условия для сетевого взаимодействия и обмена опытом.
Таким образом, в современной ситуации равнозначны по актуальности все три уровня PR в образовании: уровень муниципальный, уровень институциональный (образовательное учреждение), уровень индивидуальный (конкретного педагога).
Предыдущий проект в большей степени работал на 1-й уровень, в меньшей – на 2-й и 3-й. Настоящий проект направлен на разработку системы PR деятельности последних двух уровней в условиях дефицита финансирования. Актуализация данного проекта связана с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской федерации, в которой формированию образа современного педагога уделяется особое внимание.
Проблемный анализ:
В течение последних пяти лет активно реализовывался проект «PR в образовании», который ориентировался на работу с муниципальными средствами массовой информации. Данная работа дала свои результаты, но и вскрыла ряд проблем. В частности, отсутствие муниципальных средств для систематических имиджевых публикаций; незначительный интерес местных средств массовой информации к профессиональным проблемам и личным достижениям педагогов; низкая активность образовательных учреждений в создании своего яркого образа. С каждым годом увеличивается количество участников конкурса «Учитель года». Стала очевидной проблема поиска и использования внутренних резервов для проведения PR в образовании.
Основные способы решения проблемы:
Для решения проблемы выбраны следующие способы:
1. выпуск ежеквартальной электронной методической газеты (на базе Центра информационно – коммуникационных технологий). Проект предполагает ежеквартальное обсуждение актуальных вопросов, касающихся инновационных открытий, методических находок, образовательных проблем в жизни педагогов нашего района;
2.активизация деятельности музея образования, в частности - создание выставочных экспозиций, посвященных отдельным образовательным учреждениям, профессиональным сообществам, отдельным педагогам, педагогов района;
3.работа по привлечению спонсорских и муниципальных средств на проведение конкурса «Учитель года».
Цель проекта:Создание собственных ресурсов доступных широкому кругу в лице всех участников образовательного процесса для привлечения внимания к проблемам и достижениям системы образования района.
Задачи проекта.
1. Создать ежеквартальную электронную методическую газету (позже журнал) для создания открытого, свободного коммуникативного пространства.
2. Обеспечить условия для ежегодных выставок в музее образования по достижениям системы образования.
3. Увеличить муниципальный бюджет на проведение конкурса «Учитель года» с целью поднятия имиджа педагогов города и района.
4. Популяризировать педагогического опыт сетевых сообществ и единой базы образовательных услуг через средства массовой информации, интернет и рекламу.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Муниципальная электронная методическая газета (позже журнал) по распространению положительного инновационного опыта педагогов района;
2. Ежегодное обновление выставки в музее образования, посвященное достижениям системы образования за год;
3. Высокая активность педагогов в работе сетевых сообществ;
4. Единая база образовательных услуг, раскрывающая особенности деятельности каждого образовательного учреждения, отдельных профессиональных сообществ и педагогов.
5.Выделение средств на муниципальный конкурс «Учитель года» согласно плану-графику.
Механизм реализации: