Модельный этап (сентябрь 2010 – ноябрь 2011 гг.)

Цель этапа – моделирование процессов создания газеты и работы музея образования.

- Создание проектной группы.

-Ролевое и функциональное распределение участников проекта.

-Обсуждение предполагаемых результатов работы проекта.

- Определение названия газеты, выбор дизайна и электронной версии газеты.

- Создание рубрик электронной газеты.

- Обработка материалов, верстка и выпуск газеты.

Продуктивный этап (декабрь 2011 – июнь 2012гг. )

- Выпуск 2-3 номеров газеты.

- Проведение 1-2 музейных выставок.

Коррекционный этап (июнь 2012-август 2013гг.)

- Диагностика и анализ промежуточных результатов

- Коррекция проекта

Основной этап (сентябрь 2013 – декабрь 2015 гг.)

- Перевод работы проектной группы в режим функционирования.

- Систематический выпуск газеты.

- Систематическое проведение музейных выставок.

Аналитический этап (декабрь 2015 – декабрь 2016)

- Анализ эффективности и результативности работы проекта.

- Определение перспектив ближайшего развития проекта и поиски ресурсов для дальнейшего развития.

План-график выделения средств на конкурс «Учитель года»

2011 г. 120 тыс.рублей
2012 г. 140 тыс.рублей
2013 г. 160 тыс.рублей
2014 г. 180 тыс.рублей
2015 г. 200 тыс. рублей
2016 г. 220 тыс. рублей

Основные целевые показатели от реализации проекта:

Наименование целевого показателя (целевых показателей) Единица измерения Промежуточное значение целевых показателей Значение целевого показателя по итогам реализации проекта Справочно: базовое значение целевого показателя на начало реализации проекта
По итогам 2012 года По итогам 2013 года По итогам 2014 года По итогам 2015 года По итогам 2016 года
Количество номеров информационно-методической газеты «Надежда» Абс. число
Выставки экспонатов для музея образования Абс. число

4.1.11. Проект «Создание модели предпрофильной подготовки, ориентированной на индивидуальные образовательные программы учащихся».

Автор проекта:

директор Центра информационно-

коммуникационных технологий М.В.Тюмина

.Ключевые понятия проекта.

Сетевое взаимодействие, предпрофильная подготовка учащихся, принципы индивидуализации, тьюторское сопровождение, индивидуальная образовательная программа учащихся, образовательное событие, проектные школы.

Анализ ситуации.

В системе образования Чайковского муниципального района в течение 5 лет работала система предпрофильной подготовки, которая была направлена на формирование осознанного выбора учащимися своей образовательной траектории после 9-го класса. В рамках этой системы были созданы и отработаны следующие элементы. Информационный блок, в том числе межшкольное образовательное событие – День девятиклассника. Ориентационный блок – требования к ориентационным курсам, модели социальных практик, профессиональных проб, требования к предметным курсам по выбору. Рефлексивный блок – опыт проведения деловой игры «Образовательная картография», рефлексивных классных часов, других деловых и ролевых игр.

В это же время в старшей школе на базе отдельных образовательных учреждений нарабатывался опыт тьюторского сопровождения учащихся старшеклассников. Организация курсов «Проектная деятельность», «Технология социального проектирования», исследовательская деятельность учащихся старших классов потребовала введения новой педагогической позиции – тьюторской. Опыт тьюторского сопровождения в ходе подготовки и реализации проектов, выполнения исследований в старшей школе накоплен в ряде образовательных учреждений: лицее «Синтон», гимназии, средних общеобразовательных школа № 10, 2.

С появлением регионального проекта по открытию автономных школ для старшеклассников (Новых образовательных центров) возник феномен проведения межшкольных проектных школ. В течение 3-х лет в зимних и летних проектных школах отрабатывались элементы «другого» образования, построенного на принципах индивидуализации, выходящего за рамки классно-урочной системы. В результаты появилась группа педагогов, проявляющих ценности индивидуализированного образования и сообщество старшеклассников, разделяющих эти ценности. В ходе проведения проектных школ, объединяющих учащихся 8-10 классов из разных образовательных учреждений района стал очевиден тот факт, что действующая модель предпрофильной подготовки работает на создание крайне общего представления учащегося о своем будущем образовании, в лучшем случае на создание индивидуального учебного плана.

Обучение в школе для старшеклассников, построенное на реализации индивидуальной образовательной программы старшеклассника, требует, чтобы такая программа была создана учащимся к концу 9-го класса. Освоение элементов индивидуализации образовательного процесса в основной школе происходило в нескольких образовательных учреждениях через реализацию проектов в статусе опытных педагогических площадок. Все участники данных инновационных процессов фиксируют ситуацию необходимости особой фигуры педагога, сопровождающего процесс создания учащимся основной школы индивидуальной образовательной программы. Суть новой позиции в том, чтобы с одной стороны, расширять горизонты учащегося в собственном представлении о своих возможностях, с другой стороны, рефлексировать полученный образовательный опыт для перевода возможностей в ресурс своего развития.

Проблемасостоит в том, что в муниципальной системе образования отсутствуют общие нормы, определяющие необходимые и достаточные условия для подготовки учащегося основной школы к успешному образованию в школе для старшеклассников, построенному на принципах индивидуализации.

Основной способ решения проблемы: выстраивание разносторонних и разноуровневых партнерских (сетевых) отношений между всеми заинтересованными субъектами в организации индивидуализированной предпрофильной подготовки учащихся.

Цель:разработка и реализация общих норм организации системы предпрофильной подготовки учащихся, ориентированной на создание индивидуальных образовательных программ учащихся, через систему партнерских отношений всех заинтересованных субъектов.

Задачи.

1.Обобщить инновационный опыт (в школах района, края, Российской Федерации) организации предпрофильной подготовки учащихся, построенной на принципах индивидуализации.

2. Создать несколько инновационных моделей организации предпрофильной подготовки, ориентированной на создание индивидуальных образовательных программ учащихся.

2. Организовать апробацию инновационных моделей предпрофильной подготовки учащихся в основных школах района.

3. Провести экспертизу (профессиональную и общественную) пакета нормативных документов, регулирующих организацию муниципальной модели предпрофильной подготовки учащихся.

4. Обеспечить обучение педагогов по освоению позиции тьютора в основной школе.

Ожидаемые результаты.

1. Реализация во всех образовательных учреждениях района единой муниципальной модели организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы, построенной на принципах индивидуализации.

2. Введение в действие пакета нормативных документов, регламентирующих деятельность всех субъектов образовательного процесса в рамках единой муниципальной модели предпрофильной подготовки учащихся.

3. Активная деятельность группы педагогов (не менее 1 в сельских образовательных учреждениях, не менее 2-х в городских образовательных учреждениях), освоивших нормы тьюторского сопровождения в рамках единой модели предпрофильной подготовки учащихся.

4. Наличие индивидуальных образовательных программ (на выходе из 9-го класса) у 75% учащихся-выпускников основных школ района.

5. 75% учащихся, выпускников 9-х классов, поступающих в Новый образовательный центр для реализации индивидуальных образовательных программ.

Основные этапы реализации проекта:

1. Апробационно-обобщающий: Август 2011 – Июнь 2012 гг.

2. Внедренческий: Июль 2012 – Июль 2014 гг.

3. Рефлексивный: Август 2014 - август 2015гг.

Основные субъекты для выстраивания партнерских отношений:

- Коллектив школы для старшеклассников – заказчик модели предпрофильной подготовки и индивидуальных образовательных программ учащихся основных школ, партнер в реализации модели предпрофильной подготовки.

- Управление общего и профессионального образования – контролер соответствия создаваемых норм предпрофильной подготовки федеральным государственным образовательным стандартам.

- Центр информационно-коммуникационных технологий – организатор взаимодействия всех субъектов, содержательный лидер, модератор основных согласовательных процедур.

- Опытные педагогические площадки (средние общеобразовательные № 2, 7, гимназия, лицей, фокинская средняя общеобразовательная школа) – содержательные лидеры в отдельных направлениях, связанных с накопленным инновационным опытом.

- Все образовательные учреждения (основные школы) района – апробаторы-эксперты созданных моделей.

- Учреждения дополнительного образования – разработчики и организаторы образовательных событий, участники действующих моделей предпрофильной подготовки.

- Научные центры (Удмуртский государственный университет, Московский педагогический государственный университет) – первоисточники при обучении педагогов основам тьюторской позиции, эксперты.

- Всероссийская тьюторская ассоциация (Пермский, Ижевский филиалы) – эксперты проектов тьюторского сопровождения учащихся в рамках программы предпрофильной подготовки

- Молодежный информационный центр – информационный источник для учащихся и педагогов в модели предпрофильной подготовки.

- Муниципальный Совет по развитию образования в Чайковском муниципальном районе – организатор общественной экспертизы моделей предпрофильной подготовки.

- Экспертно-методический совет управления общего и профессионального образования.

Основные структурные элементы сети:

1. Проектная группа по предпрофильной подготовке.

2. Муниципальные профессиональные сообщества педагогов.

3. Педагоги, прошедшие обучение в научных центрах по тьюторству.

4. Авторы индивидуальных и групповых проектов по модернизации основной школы.

5. Организаторы предпрофильной подготовки в образовательных учреждениях.

6. Руководители региональных филиалов тьюторской ассоциации в Перми и в Ижевске.

Наши рекомендации