Материально-техническое обеспечение курса
-учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер, большой монитор;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до 10);
- мозаики;
- пиктограммы с изображениями занятий моментов и др. событий;
- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
- лото ассоциации;
- деревянные конструкторы;
- шнуровка: обувь, животные, природа;
- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
- обводка по точкам;
- разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;
- мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);
- мягкая основа для мозаики:
- прищепки, основы для прищепок;
- деревянный ящик с песком, образцы рисунков для песка;
- нарисованная настенная наглядность 1.5*2.00 м. (деревья большие и маленькие, одно-много, домики, печки и т.д)
Освоение учебного предмета «Предметно практические действия» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
- предметов различной̆ формы, величины, цвета;
- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам;
- игра рыбалка;
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы;
- презентации к урокам, развивающие видео занятия;
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).
Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно-практической деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные –видео физ.минутки.
Система оценивания учащихся
КАРТА МОНИТОРИНГА (табло учёта)
Мониторинг действий учащихся 5 класса 1 группа по «ППД»
За 2016 / 2017 учебный год
№ п/п | Ф.И. учащегося/ Действия учащихся | ||||||
Начало года | Середина года | Конец года | Начало года | Середина года | Конец года | ||
Повторение за педагогом 3-х движений рук по памяти (руки вверх, в стороны, на пояс) | |||||||
Начинать движение по сигналу | |||||||
Прекращать движение по сигналу | |||||||
Выполняет динамические пальчиковые упражнения чередуя 2 движения | |||||||
Ориентируется в контрастных величинах (большой-маленький | |||||||
Называет 2 основных цвета (красный, желтый) | |||||||
Может чередовать предметы двух размеров (форм, цветов) АВ | |||||||
Выбирает самый большой и самый маленький предмет | |||||||
Подбирает предметы по форме (круг, квадрат, треугольник) | |||||||
Ориентируется в пространстве на плоскости (вверху-внизу) | |||||||
Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно | |||||||
Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания | |||||||
Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие местоположение предмета (Вна Из) | |||||||
Понимание действий, изображенных на картинках | |||||||
Узнает и находит предметы тактильно, зрительно, называет их | |||||||
Нанизывает бусы (различной формы, текстуры) на шнурок с чередованием по заданной схеме | |||||||
Использует в лепке из пластилина приемы защипывания, оттягивания; совмещает работу с пластилином и природным материалом | |||||||
После лепки знакомых предметов рисует их по трафарету |
КАРТА МОНИТОРИНГА (табло учёта)
Мониторинг действий учащихся 5 класса 2 группа по «ППД»
За 2016 / 2017 учебный год
№ п/п | Ф.И. учащегося/ Действия учащихся | |||
Началогода | Середина года | Конец года | ||
Повторение за педагогом 2-х движений рук по памяти (руки в стороны, вверх) | ||||
Выполняет статические пальчиковые позы (зайчик, коза, колечки, домик) | ||||
Выбирает самый большой и самый маленький предмет | ||||
Подбирает предметы по форме (круг, квадрат) | ||||
Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно | ||||
Конструирует плоскостное изображение из счетных палочек, природных материалов и других подручных средств | ||||
Выполняет упражнения со строительным материалом, счетными палочками, природным материалами бытовыми предметами-орудиями | ||||
Знает способы работы с ножницами, выполняет серии надрезов, разрезов (на полоски) |
Параметры оценивания:
! – ребенок пассивен; СП – сопряженная помощь (рука в руке); НП – направляющая помощь (пошаговое выполнение действия ребенком с частичной помощью педагога); ОД – образец действия (подражание); ИТК – выполняет действие по инструкции в виде технологической карты (поэтапная графическая инструкция); СИ – выполняет действие по словесной инструкции; КП – выполняет действие с контролирующей помощью; АО – алгоритм отработан, «+» - умение сформировано, «+-» - умение в стадии формирования, «-» - умение не сформировано.
Учебно-методическое обеспечение программы
1.Статья 2, часть 10 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
2 Статья 12, часть 10 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
Ст. 11, ч. 6 Федерального закона Российской̆ Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – 2-е изд.- М: Мозаика-Синтез, 2006.
Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. — М.: Просвещение, 2002.
Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. — М., 1986.
Зельдин Л.М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью// В сб. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи, № 2. — М., 1999.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.
Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
Позина В.А., Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. Издание 3-е, исправленное и дополненное.
Программа под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитете по образованию РФ
Сведения об авторе
ФИО: Лазарь Алена Александровна
Образование: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Профессионально-педагогический колледж», учитель технологии, профессиональная переподготовка ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» по программе «Специальная педагогика и психология»
Стаж работы: 9 лет
Квалификационная категория: ВКВ