Функции педагогической науки
Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
описательном, диагностическом , прогностическом ( прогноз)
Технологическая функция:
1) проективный — связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников)
2) преобразовательный — направленный на внедрение достижений педагогической
3) рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику.
Основные задачи педагогики:
изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе;
разработка методологии и методики педагогического исследования;
создание адекватных педагогических теорий;
разработка педагогических технологий, форм, методов и средств и т.д..
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование.
Воспитание— это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Воспитание - целенаправленная деятельность, призванная формировать у воспитанников систему качеств личности, взглядов, убеждений
В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком социальном смысле— это передача (освоение) накопленного опыта от старших поколений к младшим.
Понятие воспитание в педагогическом смысле может употребляться в широком и узком педагогическом значении.
Сравните:
В широком педагогическом значении воспитание - сумма всех воздействий
( взаимодействий), весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни
В узком педагогическом значении воспитание - формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие.
Или
В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Или
Воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Обучение
Это процесс взаимодействия учителей и учеников. Его цель — освоениение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.
Это- совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание
Это— специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности
Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН),
Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки;
Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний,
Навыки — умения, доведённые до автоматизма.
Образование -более широкое понятие, чем обучение и воспитание
Образование— результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека.
Образование— система накопленных в процессе обучения знаний, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Образование - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощённом в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру
Образование- единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.
К межпредметныи терминам относится термин формирование -становление человека как биологического вида и как социального существа. Понятие, включающие и наследственность и среду и воспитание.
Образование как социальный феномен
Человек становится личностью в процессе социализации ( вхождения в социум)
Социализация предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности.
Это более широкое понятие, чем образование
Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи
( освоения) знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества.
Образование как социальное явление —обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями, нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества
Культурно-гуманистические функции образования:
обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
создание условий для саморазвития творческой индивидуальности
Образование как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики
В понятийном аппарате конкретной науки можно выделить одно центральное понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук.
Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет «педагогический процесс».
Педагогический процесс может быть рассмотрен с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нём прежде всего педагогическую систему.
Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общей образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Образующие системные компоненты - целевой, содержательный, деятельностный, результативный. ( Например, школа, как образовательная система и т.д.)
Педагогический процесс(учебно-воспитательный)- специально организованноевзаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение целей образования и воспитания в условиях педагогической системы
Впедагогическом процессе воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе с условиями, формами, методами их протекания.
Главные этапы — подготовительный, основной, заключительный.
Пед. процесс рассматриваются как система, компонентами которой являются педагоги, воспитанники, условия воспитания.
Педагогическое взаимодействиесоставляет сущностную характеристику педагогического процесса. Это преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическая деятельность— особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования.
В профессиональной деятельности педагог использует педагогические технологии
Под педагогической технологией понимается такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определённой целостности и последовательности, а их реализация предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.
Единицей педагогического процесса является педагогическая задача – педагогическая цель, данная в определённых условиях;
или
педагогическая задача - педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.
Педагогическая цель – цель, предполагающая изменения в личности воспитанника.