Функции педагогической науки

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уров­нях:

описательном, диагностическом , прогностическом ( прогноз)

Технологическая функция:

1) проективный — связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников)

2) преобразовательный — направленный на внедрение дости­жений педагогической

3) рефлексивный и корректировочный, предполагающий оцен­ку влияния результатов научных исследований на практику.

Основные задачи педагогики:

изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе;

разработка методологии и методики педагогического ис­следования;

создание адекватных педагогических теорий;

разработка педагогических технологий, форм, методов и средств и т.д..

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование.

Воспитание— это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Воспитание - целенаправленная деятельность, призванная формировать у воспитанников систему качеств личности, взглядов, убеждений

В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком социальном смысле— это передача (освоение) накопленного опыта от старших поколений к младшим.

Понятие воспитание в педагогическом смысле может употребляться в широком и узком педагогическом значении.

Сравните:

В широком педагогическом значении воспитание - сумма всех воздействий

( взаимодействий), весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни

В узком педагогическом значении воспитание - формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие.

Или
В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Или

Воспитание — это специально организованная деятельность пе­дагогов и воспитанников для реализации целей образования в услови­ях педагогического процесса.

Обучение

Это процесс взаимодействия учителей и учеников. Его цель — освоениение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.

Это- совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование и воспитание

Это— специфический способ об­разования, направленный на развитие личности посредством органи­зации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности

Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН),

Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки;

Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний,

Навыки — умения, доведённые до автоматизма.

Образование -более широкое понятие, чем обучение и воспитание

Образование— результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека.

Образование— система накопленных в процессе обучения знаний, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Образование - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощённом в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру

Образование- единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеаль­ные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

К межпредметныи терминам относится термин формирование -становление человека как биологического вида и как социального существа. Понятие, включающие и наследственность и среду и воспитание.

Образование как социальный феномен

Человек становится личностью в процессе социализации ( вхождения в социум)

Социализация предполагает и развитие, и самоопределение, и самореали­зацию личности.

Это более широкое понятие, чем образование

Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи

( освоения) знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества.

Образование как социальное явление —обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями, нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества

Культурно-гуманистические функции образования:

обеспечение возможностей для личностного и профессио­нального роста и для осуществления самореализации;

создание условий для саморазвития творческой индивидуальности

Образование как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики

В понятийном аппарате конкретной науки можно выделить одно центральное понятие, которое обо­значает всю изучаемую область и отличает ее от предметных обла­стей других наук.

Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет «педагогический процесс».

Педагогический процесс может быть рассмот­рен с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нём прежде всего педагогическую систему.

Под педагогической системой нужно понимать мно­жество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общей образовательной целью развития личности и функционирую­щих в целостном педагогическом процессе. Образующие системные компоненты - целевой, содержательный, деятельностный, результативный. ( Например, школа, как образовательная система и т.д.)

Педагогический процесс(учебно-воспитательный)- специально организованноевзаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение целей образования и воспитания в условиях педагогической системы

Впедагогическом процессе воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе с условиями, формами, методами их протекания.

Главные этапы — подготовительный, основной, заключительный.

Пед. процесс рассматриваются как система, компонентами которой являются педагоги, воспитанники, условия воспитания.

Педагогическое взаимо­действиесоставляет сущностную характеристику педагогического процесса. Это преднамеренный контакт (длительный или времен­ный) педагога и воспитанников, следствием которого являются вза­имные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическая деятельность— особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования.

В профессиональной деятельности педагог использует педагогические технологии

Под педагогической технологией понимается такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определённой целостности и последовательности, а их реализация предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.

Единицей педагогиче­ского процесса является педагогическая задача – педагогическая цель, данная в определённых условиях;

или

педагогическая задача - педагогическая ситуация, ха­рактеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с оп­ределенной целью.

Педагогическая цель – цель, предполагающая изменения в личности воспитанника.

Наши рекомендации