Понятие полномочий МСУ и формы их осуществления. Соотношение компетенции представительного органа МСУ и иных органов МСУ
Полномочия МСУ – закрепляемые нормами МуП за населением, органами и должностными лицами МСУ, за МО в целом как субъектами правовых отношений права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций МСУ (к ним также относятся отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы МСУ).
Полномочия МСУ: 1) Реализуются непосредственно населением МО (право избирать представительные и иные выборные органы МСУ, выборных должностных лиц, выражать свою волю, используя иные формы прямой демократии (местный референдум, сход, голосования по отзыву выборных лиц; в случаях, предусмотренных законодательством, население непосредственно (на сходе) вправе осуществлять исключительные полномочия представительного органа; право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения).
2) Осуществляются органами и должностными лицами МСУ (выступают основным элементом их правового статуса, входят в их компетенцию; определяются законодательством о МСУ, уставами МО, иными НПА МО).
Полномочия МСУ:
1) Собственные полномочия МСУ (признаваемые за МО государством и обеспечивающие самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также иных вопросов, связанных с организацией и осуществлением МСУ).
2) Отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы МСУ. (наделение осуществляется только ФЗ и законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств).
Государственные органы не вправе осуществлять полномочия МСУ (ст.75 ФЗ 2003 устанавливает случаи временного осуществления органами государственной власти субъектов РФ полномочий МСУ – стихийные бедствия; просроченная задолженность МО по исполнению своих долговых обязательств, превышающая 30% доходов бюджетов МО; нецелевое расходование субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий).
Не могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ полномочия органов МСУ по (принятию устава МО, внесению в него изменений и дополнений, установлению структуры органов МСУ, изменению границ территории МО, преобразованию МО).
Предметы ведения органа МСУ – круг определенных КРФ, ФЗ, законами субъектов РФ, уставом МО вопросов, обусловленных задачами и целями МСУ, решение по которым принимает соответствующий орган МСУ, наделенный для этого собственными полномочиями (в совокупности они определяют сферы местной жизни, организации и осуществления МСУ, в рамках которых орган МСУ правомочен принимать решения).
Предметы ведения органов МСУ обусловлены задачами и функциями МСУ, предметами ведения МО, вопросами, связанными с реализацией отдельных государственных полномочий (закрепляются в соответствии с ФЗ, законами субъектов РФ в уставах МО, других НПА МО, определяющих статус органов МСУ).
Предметы ведения органа МСУ включают вопросы:
· местного значения (по их решению орган МСУ наделяется собственными полномочиями);
· связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий (ими он может наделяться);
· которые не относятся ФЗ 2003 к вопросам местного значения, не являются государственными полномочиями, не отнесены к компетенции иных органов публичной власти и не исключены из компетенции органов МСУ (органы МСУ вправе решать их только при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов);
· формирования и организации работы органов и должностных лиц МСУ.
Органы общей компетенции – представительные органы МСУ и местная администрация, предметы ведения которых охватывают большинство вопросов местной жизни.
Органы специальной компетенции – органы МСУ, ведающие отдельными сферами местной жизни или выполняющие отдельные функции в отношении всех или многих областей местной жизни (контрольный орган МСУ; отраслевые органы местной администрации).
Права и обязанности органов МСУ (свои функции и задачи они реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей).
Полномочия, осуществляемые органами МСУ:
1) полномочия общего характера (определяют задачи, направления работы органов МСУ);
2) полномочия конкретного характера (связаны с решением определенных вопросов текущего и оперативного управления, обеспечивая одновременно реализацию полномочий общего характера).
Компетенция органа МСУ – установленная нормами МуП совокупность полномочий, необходимых для самостоятельного решения органом МСУ вопросов, отнесенных к его ведению и обусловленных задачами и функциями МСУ.
Принципы правового регулирования и реализации компетенции органов МСУ:
· Перечень вопросов местного значения не может быть изменен только путем внесения изменений в ФЗ 2003;
· Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц МСУ по решению вопросов местного значения – полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ;
· Органы государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляют регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц МСУ при осуществлении отдельных государственных полномочий;
· Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов;
· Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий в отношении органов МСУ осуществляется органами государственной власти РФ в случаях и порядке, установленных КРФ и ФЗ (субъектов РФ – КРФ, ФЗ и законами субъектов РФ));
· По вопросам местного значения органами и должностными лицами МСУ принимаются МуПА, подлежащие обязательному исполнению на всей территории МО;
· При решении вопросов местного значения органы МСУ могут заключать договоры и соглашения;
· Органы МСУ поселений и городских округов вправе в соответствии с уставами МО принимать решения о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ в целях решения вопросов местного значения;
· В целях решения вопросов местного значения органы МСУ поселений, муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями (принятие устава, издание МуПА; установление официальных символов МО; создание муниципальных предприятий и учреждений, установление тарифов на их услуги; обеспечение подготовки муниципальных выборов, местного референдума; принятие планов и программ развития МО; учреждение СМИ; осуществление международных связей);
· Подчиненность органа или должностного лица МСУ одного МО органу или должностному лицу другого МО не допускается.
Соотношение и взаимодействие представительного органа МО и иных органов МСУ (ФЗ 2003 обязывает МО предусматривать в структуре их органов представительный орган, главу МО, местную администрацию, определяет порядок их формирования и основы их компетенции, которая должна быть закреплена в уставе МО).
Вопросы исключительной компетенции представительных органа МО (принятие устава МО и внесение в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; принятие планов и программ развития МО; определение порядка – управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, установлении тарифов на их услуги; участия МО в организациях межмуниципального сотрудничества; обеспечения деятельности органов МСУ; контроль за исполнением органами и должностными лицами МСУ полномочий по решению вопросов местного значения).
Иные полномочия представительных органов МО определяются ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, уставами МО (назначение референдума, муниципальных выборов, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица МСУ, голосования по вопросам изменения границ МО, его преобразования; установление границ территории, на которой осуществляется ТОС).
Вопросы компетенции главы МО (представляет МО в отношениях с органами МСУ других МО, органами государственной власти, гражданами и организациями; подписывает и обнародует НПА, принятые представительным органом МО; издает в пределах своих полномочий НПА; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа МО) (подотчетен и подконтролен населению и представительному органу МО).
Вопросы компетенции местной администрации (наделяется уставом МО полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий) (глава местной администрации руководит ей на принципах единоначалия – глава МО или лицо, назначаемое на данную должность по контракту; структура местной администрации утверждается предст.органом МО).
Глава местной администрации может от имени МО приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности. Контрольный орган МО создается в целях контроля за использованием бюджетных средств и муниципального имущества (проводит проверки, результаты которых подлежат опубликованию; органы и должностные лица МСУ обязаны представлять по его требованию необходимую информацию и документы, относящиеся к их компетенции) (формируется на муниципальных выборах или представительным органом).
58. Полномочия МСУ в планово-финансовой деятельности
В системе МСУ планирование служит повышению эффективности управления экономическими, социальными и экологическими процессами на местном уровне, обеспечению комплексного развития МО.
ФЗ 2003 не относит комплексное социально-экономическое развитие МО к вопросам местного значения, но наделяет органы МСУ полномочиями в этой сфере.
Планирование в муниципальной деятельности используется в целях:
1) обеспечения комплексного социально-экономического развития МО (принятие его планов и программ – исключительная компетенция представительного органа; проекты должны выноситься на публичные слушания; принимаются на долгосрочный период и определяют стратегию развития МО; их разработка осуществляется местной администрацией);
2) обеспечения градостроительной деятельности (утверждение генеральных планов поселения, городского округа, схем территориального планирования муниципального района);
3) обеспечения деятельности по решению отдельных проблем местной жизни (программа ликвидации аварийного жилищного фонда и др.);
4) приватизации муниципального имущества (в соответствии с ФЗ о приватизации государственного и муниципального имущества);
5) организации работы органов и должностных лиц МСУ (планы работы представительного органа МО, местной администрации, контрольного органа).
Планы и программы развития МО должны основываться на принципах:
1) ориентации на саморазвитие территории, мобилизацию собственных возможностей и ресурсов;
2) содействие формированию рыночной инфраструктуры;
3) приоритетное решение острых проблем жизнеобеспечения населения МО;
4) ориентация на развитие реального МСУ с созданием адекватной материально-финансовой базы;
5) развитие вертикального и горизонтального взаимодействия.
Планирование социально-экономического развития МО должно сочетаться с региональными планами и программами, принимаемыми органами государственной власти субъектов РФ (органы МСУ в ряде случаев привлекаются органами государственной власти субъекта РФ к реализации региональных программ в качестве соисполнителей).
Полномочия органов МСУ в бюджетно-финансовой сфере устанавливаются КРФ, ФЗ, законами субъектов РФ, уставами и иными НПА МО (должны соблюдаться требования Европейской хартии МСУ).
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами МСУ самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ, ФЗ 2003, а также принимаемыми в соответствии с ними законов субъектов РФ (ФЗ 2003).
Обязательному опубликованию подлежат (проект местного бюджета, решение о его утверждении, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе его исполнения и о численности муниципальных служащих органов МСУ).
Составление проектов местных бюджетов, их утверждение и исполнение осуществляются согласно бюджетной классификации (группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов).
Федеральные органы государственной власти при осуществлении бюджетных полномочий устанавливают (порядок разграничения бюджетных обязательств РФ, субъектов РФ и МО; порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов; порядок осуществления заимствований МО, управления долгом МО; единый порядок ведения бюджетного учета; основания и порядок временного осуществления органами государственной власти субъектов РФ бюджетных полномочий органов МСУ).
Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов РФ (установление порядка представления в исполнительные органы субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об их исполнении; определение порядка установления и исполнения расходных обязательств МО, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ; установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов МСУ).
Органы государственной власти городов федерального значения осуществляют дополнительно бюджетные полномочия (определяют источники доходов бюджетов внутригородских МО, объем и порядок предоставления межбюджетных трансфертов их бюджетам, порядок ведения реестра расходных обязательств внутригородских МО).
Бюджетные полномочия органов МСУ:
1) устанавливают порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, его утверждения и исполнения, осуществления контроля и утверждения отчета об исполнении; 2) составляют, рассматривают проект, утверждают и исполняют местный бюджет, составляют и утверждают отчет об исполнении; 3) устанавливают и исполняют расходные обязательства МО; 4) определяют порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов и предоставляют их; 5) осуществляют муниципальные заимствования, управление муниципальным долгом; 6) детализируют объекты бюджетной классификации РФ в части, относящейся к местному бюджету.
Органы МСУ муниципальных районов также (устанавливают порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов (район – поселение); определяют цели и порядок предоставления субвенций (поселение – район) на решение вопросов межмуниципального характера; составляют отчет об исполнении консолидированного бюджета муниципального района).
Бюджетный процесс в МО – регламентируемая нормами права деятельность органов МСУ и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта местного бюджета, утверждению и исполнению местного бюджета, а также по контролю за его исполнением.
Проект местного бюджета разрабатывает финансовый орган МО (разработка прогноза развития – местная администрация; составлению проекта предшествует подготовка сводного финансового баланса) (одновременно с проектом местного бюджета составляются адресная инвестиционная программа, план развития муниципального сектора экономики, структура муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований).
В проекте решения о местном бюджете устанавливаются (расходы бюджета по функциональной классификации расходов бюджетов РФ; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; расходы и доходы целевых бюджетных фондов; распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета).
Рассмотрение и утверждение проекта местного бюджета осуществляется представительным органом МО (проект вносится на рассмотрение местной администрацией; рассмотрение проекта начинается не позднее чем за месяц до начала финансового года).
Исполнение местного бюджета производится местной администрацией (организация исполнения бюджета возлагается на финансовый орган местной администрации; бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов; исполнение доходной части местного бюджета осуществляется за счет налоговых и неналоговых поступлений; исполнение бюджета осуществляется на основании бюджетной росписи, составляемой главным распорядителем бюджетных средств МО по распорядителям и получателям бюджетных средств).
В процессе исполнения местного бюджета размещается муниципальный заказ на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом МО (заказчик – органы или должностные лица МСУ).
Муниципальные заимствования могут проходить в соответствии с утвержденным местным бюджетом в целях реализации программ и проектов развития МО.
Контроль за исполнением местного бюджета осуществляет представительный орган МО (самостоятельно определяет формы контроля; вправе привлекать аудиторов; контрольный орган МО) (местная администрация информирует о ходе и прогнозах исполнения бюджета представительный орган МО, который анализирует и проверяет своевременность и правильность его исполнения, оценивает качество принятых по его исполнению решений, проверяет эффективность использования бюджетных средств и средств целевых бюджетных фондов).
Отдельные полномочия органов МСУ могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ в случаях:
1) возникновения просроченной задолженности МО по исполнению своих долговых обязательств (решением арбитражного суда субъекта РФ вводится временная финансовая администрация на срок до года);
2) осуществления отдельных государственных полномочий за счет субвенций органами МСУ было допущено нецелевое расходование бюджетных средств (решение принимается исполнительным органом субъекта РФ с изъятием субвенций).
Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности осуществляется путем предоставления дотаций из специально формируемых фондов (ФЗ 2003 также определяет иные средства финансовой помощи местным бюджетам и устанавливает порядок предоставления субвенций местным бюджетам).
Запрещено определять ФЗ, законами субъектов РФ объем расходов за счет средств местного бюджета (ФЗ 2003 закрепляет также иные гарантии самостоятельности местных бюджетов).
59. Полномочия МСУ в области управления муниципальной собственностью. Взаимоотношения органов МСУ с муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями. Межмуниципальное сотрудничество
МСУ в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст.130 КРФ) (особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственность, порядок учета муниципального имущества устанавливаются ФЗ).
Полномочия органов МСУ в области управления и распоряжения муниципальным имуществом:
1) установление порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом;
2) образование исполнительно-распорядительных органов МСУ;
3) владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом;
4) развитие межмуниципального экономического сотрудничества, осуществление международных и внешнеэкономических связей;
5) организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы МО;
6) осуществление соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Правовую основу управления и распоряжения органами МСУ муниципальным имуществом составляют (КРФ, ГК РФ, ФЗ 2003, другие ФЗ и НПА РФ, законы и НПА субъектов РФ (принятые в пределах их полномочий)).
К исключительной компетенции представительного органа относятся (принятие планов и программ развития МО; утверждение местного бюджета; определение порядка – управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений и установлении тарифов на их услуги; участия МО в организациях межмуниципального сотрудничества; обеспечения деятельность органов МСУ).
Управление и распоряжение муниципальным имуществом осуществляется органами МСУ на основе положения, принимаемого представительным органом МО (определяет цели и задачи).
Цель управления и распоряжения муниципальным имуществом (решение социально-экономических задач МО, сохранение и создание новых рабочих мест; привлечение инвестиций и стимулирование предпринимательской активности, повышение благосостояния и жизненного уровня населения, обеспечение доходной части бюджета).
Задачи, решаемые при достижении указанной цели (определение и применение наиболее эффективных способов использования имущества; оптимизация структуры собственности МО; пообъектный учет его имущества и его движения; получение нарастающих доходов от имущественных комплексов МУП и муниципальных учреждений, долей в хозяйственных обществах; совершенствование нормативно-правовой базы управления собственностью; контроль за сохранностью и использованием муниципального имущества по целевому назначению).
В Положении о порядке управления муниципальным имуществом содержатся разделы (формирование, состав и учет муниципального имущества; полномочия органов МСУ в сфере управления и распоряжения им; формы и способы управления и распоряжения; финансовое обеспечение управления; отчетность и контроль).
В развитие указанного положения представительный орган принимает НПА, устанавливающие порядок (создания, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности; владения, пользования, управления и распоряжения имуществом, переданным предприятиям; управления и распоряжения муниципальными акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ; приватизации объектов муниципальной собственности; направления в местный бюджет доходов от использования муниципальной собственности).
Особенности полномочий органов МСУ в области управления и распоряжения имуществом обусловлены правовым статусом МО (хозяйственная деятельность МО ведется в интересах как получения дохода и решения социально-экономических проблем, так и регулирования общего хозяйственного оборота в МО).
Управление и распоряжение муниципальным имуществом осуществляет местная администрация:
· принимает в пределах своих полномочий правовые акты по управлению муниципальным имуществом;
· осуществляет управление финансовыми средствами МО;
· принимает решения о создании коммерческих и некоммерческих организаций или участии в них с использованием муниципальной собственности;
· принимает решения по вопросам управления муниципальными предприятиями и учреждениями;
· принимает решения о приобретении имущества в муниципальную собственность;
· организует разработку и выполнение программ приватизации муниципального имущества;
· определяет размер и виды затрат на организацию и проведение указанной приватизации;
· определяет порядок ведения специализированного учета муниципального имущества;
· принимает решения о приобретении в муниципальную собственность акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ;
· устанавливает размеры ставок арендной платы за пользование объектами муниципальной собственности;
· осуществляет контроль за использованием объектов муниципальной собственности.
Комитет по управлению муниципальным имуществом (орган местной администрации; наделен правами юридического лица; положение о нем принимает представительный орган МО) (осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом – заключение договоров аренды земельных участков и движимого имущества, осуществление контроля за поступлением средств от аренды в местный бюджет; утверждение уставов МУП, согласование уставов муниципальных учреждений; осуществление контроля за сохранностью и использованием по назначению имущества, переданного предприятиям; подготовка программы приватизации муниципального имущества, обеспечение ее выполнения и отчет о ее реализации; разработка и ведение специализированного учета объектов муниципальной собственности; обеспечение проведения ее инвентаризации).
Учет муниципального имущества производится – ведение реестра объектов муниципальной собственности (муниципальная информационная система, представляющая совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах муниципальных баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них).
Объекты учета реестра (МУП и муниципальные учреждения, здания, строения, сооружения, объекты инженерного и коммунального назначения, доли в уставном капитале хозяйственных обществ, объекты муниципальной собственности, переданные в пользование, аренду, залог, автотранспорт МУП и муниципальных учреждений) (держатель реестра – комитет по управлению муниципальным имуществом; порядок ведения реестра определяется в положении, принимаемом представительным органом МО; собственник реестра - МО).
Способы распоряжения муниципальным имуществом:
1) аренда (передача в возмездное срочное пользование муниципального имущества, находящегося в составе казны МО);
2) ссуда (передача в безвозмездное срочное пользование имущества казны);
3) приватизация (возмездное отчуждение в частную собственность имущества казны) (проводится на основе ежегодного прогнозного плана приватизации муниц. имущества на очередной финансовый год);
4) совершение гражданско-правовых сделок в процессе хозяйственной деятельности МУП и муницип. учреждений, у которых данное имущество находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Органы МСУ обладают большими правами в отношении МУП, муниципальных учреждений (определение порядка принятия решений об их создании, реорганизации и ликвидации и установлении тарифов на их услуги – исключительная компетенция представит. органа МО).
Часть муниципального имущества закрепляется за МУПП и муниципальными учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления (другая часть муниципального имущества (нераспределенная) – казан МО).
Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается им в пределах, определяемых ГК РФ (не вправе продавать его, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ или иным способом распоряжаться им без согласия органа МСУ, осуществляющего от имени МО право собственника муниципального имущества).
Муниципальные учреждения в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, осуществляют права владения, пользования и распоряжения им в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника (органы МСУ от имени МО субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений).
Органы МСУ в отношении организаций, находящихся в муниципальной собственности (определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги); утверждают их уставы; назначают и увольняют их руководителей, заслушивают их отчеты).
Органы МСУ могут участвовать в создании хозяйственных обществ (в том числе межмуниципальных), необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения (в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с ФЗ и НПА представительных органов МО) (указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов МСУ).
Порядок участия МО в организациях межмуниципального сотрудничества – исключительная компетенция представительного органа МО (межмуниципальные хозяйственные общества осуществляют деятельность в соответствии с ГК РФ и иными ФЗ; подлежат государственной регистрации) (некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов осуществляют деятельность в соответствии с ГК РФ, ФЗ о некоммерческих организациях).
Контроль за управлением и распоряжением муниципальным имуществом осуществляется в целях сохранности имущества, его эффективного и целевого использования, обоснованности затрат на его содержание (контроль – исключительная компетенция представит. органа МО; предусмотрена возможность создания контрольного органа МО, в который органы и должностные лица МСУ должны предоставлять необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к его ведению).
60. Полномочия МСУ в области использования и охраны земли и других природных ресурсов
Полномочия органов МСУ в данной сфере определяются Конституцией РФ и рядом законодательных и иных нормативных актов.
В целом можно определить, что органы МСУ в области использования земли и других природных ресурсов наделены исключительной компетенцией, а полномочия этих органов исходят, в данном случае, из вопросов местного ведения.
Так, Указом Президента РФ от 02.03.1992 № 213 "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан" главам местной администрации сельских районов предоставлено право устанавливать дифференцированную среднюю норму бесплатной передачи земли в собственность по выделяемым на территории района зонам с различной плотностью сельского населения.
Постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 № 105 утверждено Положение о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений. В соответствии с данным Положением работы по межеванию проводятся на основании постановлений органов МСУ или по заявкам владельцев недвижимости. Постановления органов МСУ о межевании и сроки его проведения должны опубликовываться в местной печати. При этом разработка проекта межевания территории может осуществляться по инициативе органов МСУ с утверждением проекта межевания территории решением органа МСУ, что является основанием для установления границ земельных участков на местности, закрепления их межевыми знаками и регистрации недвижимости в установленном порядке.
Указом Президента России от 07.03.1996 № 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" органам МСУ в целях укрепления индивидуального сектора на селе дано право увеличить в установленном порядке за счет земельных долей (паев) предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, а по заявлению собственника - выкупать его земельную долю в целях пополнения фонда перераспределения земель и передачи (продажи) юридическим лицам и гражданам РФ для производства сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с постановлением Правительства России от 08.06.1996 № 667 "Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в РФ, и режиме его использования" органы МСУ и органы исполнительной власти субъектов РФ по предложениям территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству вправе принимать решение о создании целевого земельного фонда; определять состав и содержание работ по формированию целевого земельного фонда; принимать решение о включении земельных участков в целевой земельный фонд и устанавливают режим их использования.
На основании постановления Правительства РФ от 15.03.1997 № 319 "О порядке определения нормативной цены земли" органам МСУ (администрации) по мере развития рынка земли предоставлено право своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную в соответствии с п. 1 данного постановления нормативную цену земли, но не более чем на 25%.
Полномочия МСУ в области использования земли и других природных ресурсов:
· правовое регулирование общественных отношений, связанных с использованием земли;
· планирование использования земель;
· формирование в структуре местной администрации органов, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
· владение, пользование, распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
· землеустройство;
· решение вопросов, связанных с установлением платы за землю;
· осуществление муниципального земельного контроля.
В муниципальной собственности находятся земельные участки (признанные таковыми ФЗ и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством) (в собственность МО могут передаваться безвозмездно земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами МО).
Органы МСУ в области земельных отношений в пределах своих полномочий могут согласно ЗК РФ издавать акты, содержащие нормы Земельного права (утверждают генеральные планы поселений, схемы территориального планирования муниципальных районов, правила землепользования и застройки; вправе разрабатывать и реализовывать местные программы использования и охраны земель).
Планирование использования земель (утверждение органами МСУ генеральных планов поселения, городского округа, схем территориального планирования муниципального района, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории МО, резервирование земельных участков для муниципальных нужд).
Органы МСУ, управляя и распоряжаясь муниципальной землей, предоставляют муниципальные земельные участки в собственность граждан и юридических лиц (за исключением тех, которые не могут находиться в частной собственности) и в аренду.
ЗК РФ закрепляет полномочия органов МСУ в сфере земельных отношений (устанавливает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности; особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из этих земель; порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков).
Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам