Л Р Формирование представлений и знаний о посуде
Дефектолог. Давайте сходим в гости к нашей старой знакомой кукле Кате.
Катя (взрослый с куклой в руках). Здравствуйте, ребята! Очень хорошо, что вы пришли. Помогите мне, пожалуйста! Сейчас придут мои гости: белочка Рыжинка, зайчик Степашка, медвежонок Топтыжка. Я бы хотела их угостить чаем, но не знаю, что для этого нужно.
Учитель-дефектолог. Поможем Кате! Что нужно сделать сначала? (Набрать в чайник воду.)
—Что нужно сделать потом? (Поставить чайник на огонь, кипятить воду.)
— Скажем вместе и запомним: ВОДУ ДЛЯ ЧАЯ КИПЯТЯТ В ЧАЙНИКЕ
— У Кати вся посуда стоит в буфете. Найдите в буфете чайник.
— Вода закипела. Что нужно поставить на стол для чая? Из чего пьют чай? (Из чашки.)
— В чем заваривают чай? (В чайнике для заварки.)
— Откуда берут сахар? (Из сахарницы.)
— Куда можно положить кусочек торта? (На блюдце.)
— Чем можно размешать сахар в чашке? (Ложечкой.)
— Где лежит масло? (В масленке.)
—А торт?
— Посмотрите картинки, которые я поставил на наборное полотно. Это все, что нужно для чаепития. Как все эти предметы можно назвать одним словом? ПОСУДА
— Но это не просто посуда, а посуда для чая. Поэтому она так и называется. Как? ЧАЙНАЯ ПОСУДА
— Как называется посуда для чаепития? Г Согласование числительных с существительными
— Давайте посчитаем, сколько гостей пригласила Катя. ОДИН — белочка, ДВА — зайчик, ТРИ — медвежонок.
Катя. Я пригласила еще волчонка и лисенка.
Учитель-дефектолог. Сколько всего будет гостей? ДВА плюс ТРИ Равно... (ПЯТЬ гостей.)
— Сколько посуды надо поставить (положить) на стол?
ОДИН ЧАЙНИК ДЛЯ ЗАВАРКИ ПЯТЬ ЧАШЕК
ОДНУ МАСЛЕНКУ ПЯТЬ ЧАЙНЫХ ЛОЖЕК
ОДНУ САХАРНИЦУ ПЯТЬ БЛЮДЕЦ
ОДНУ ЛОЖКУ ДЛЯ САХАРА
— Вы забыли про хозяйку. Для нее тоже нужно поставить и положить..
ОДНУ ЧАШКУ ОДНО БЛЮДЦЕ ОДНУ ЧАЙНУЮ ЛОЖКУ
— Теперь осталось выбрать стол, который будем накрывать к чаю: ПИСЬМЕННЫЙ ЖУРНАЛЬНЫЙ КУХОННЫЙ
— Почему кухонный? Р Составление развернутой фразы, оречевление действий
— Кто поможет Кате? Рассказывайте, что вы делаете.
Я СТАВЛЮ НА СТОЛ ШЕСТЬ ЧАЙНЫХ ЧАШЕК
Я СТАВЛЮ НА СТОЛ ШЕСТЬ БЛЮДЕЦ
Я КЛАДУ ПЯТЬ ЧАЙНЫХ ЛОЖЕК
Я НАСЫПАЮ В САХАРНИЦУ САХАР и т. д. Г Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных от названий посуды
— Посмотрите, как красиво мы накрыли стол. Только посуда у нас игрушечная, маленькая. Назовите ее.
ЧАШЕЧКА ЛОЖЕЧКА БЛЮДЕЧКО ЧАЙНИЧЕК и т. д. Р Игра-драматизация «Катя принимает гостей»
Гости (дети в роли зверушек) приходят и вручают Кате свои подарки-игрушки, описывают их внешний вид.
Мишка. Я ДАРЮ КАТЕ МЯЧ. ОН БОЛЬШОЙ, НАДУВНОЙ, ПОЛОСАТЫЙ. Б е ло ч к а. Я ДАРЮ КАТЕ МАТРЕШКУ ОНА... 3 а й ч и к. Я ДАРЮ КАТЕ ПИРАМИДКУ ОНА... Лисенок. ... Волчонок. ... Г Закрепление падежных форм существительных с предлогами и без предлогов
Катя приглашает всех к столу: ПЕЙТЕ, ГОСТИ, ЧАЙ, ПОЖАЛУЙСТА!
— Из чего пьют чай? (Из чашки.)
— Во что насыпан сахар? (В сахарницу.)
— Из чего берут сахар? (Из сахарницы.)
— На чем лежит торт?
— Куда кладут кусочек торта? (На блюдце.)
— Чем разрезают торт? (Ножам.)
— Чем размешивают сахар?
— Откуда достают масло? (Из масленки.)
_ Чем достают масло? (Ножом.)
_ Из чего наливают воду? (Из чайника.) и т. д.
__ Разошлись гости, будем убирать со стола. Что теперь нужно сделать с посудой? (Вымыть.)
_ Почему с посудой нужно обращаться аккуратно? (Она может разбиться.)
— Из какого материала сделана чайная посуда? (Из фарфора, стекла.) Л Называние деталей предметов посуды
— Посмотрите внимательно на эту чашку. У нее есть... (показ) РУЧКА, ДОНЫШКО.
— Что есть у чайника? (Ручка, донышко, носик, крышка.)
— Что есть у сахарницы? У масленки?
П Отгадывание загадок
КАК НАЧНЕТ ГОВОРИТЬ-РАЗГОВАРИВАТЬ, НАДО ЧАЙ ПОСКОРЕЕ ЗАВАРИВАТЬ.
(Чайник.)
БУДЬ ТО СУП ИЛИ КАРТОШКА, ДЛЯ ОБЕДА НУЖНА... (ложка).
№ 2 Тема«Посуда» Задачи:
— знакомить дошкольников с посудой и ее назначением, формировать понятие «посуда»;
— совершенствовать навык образования относительных прилагательных и их согласования с существительными в роде, числе, падеже;
—добиваться практического использования слов с суффиксами -ниц-, -онк-;
—упражнять детей в составлении предложений по предметным картинкам. П Восприятие нарисованных картинок(рис. 45)
—Назовите все предметы, которые вы видите на этой необычной картинке.
КАСТРЮЛЯ ЛОЖКА СТАКАН ЧАШКА НОЖ Л Накопление словаря по теме, формирование понятия «посуда»
—Утром почтальон принес нам письма. Чтобы получить письмо, надо назвать свою фамилию и имя.
— Открывайте конверты и прочитайте письмо (в конверте картинки с изображениями предметов посуды).
ХЛЕБНИЦА ЧАШКА САХАРНИЦА КАСТРЮЛЯ |
ЧАЙНИК СУПНИЦА МАСЛЕНКА СКОВОРОДА |
— Что лежит в ваших конвертах? Давайте поставим письма на наборное полотно и назовем все предметы.
НОЖ ВИЛКА ЛОЖКА СТАКАН ВЕДРО и т. д — Вспомните, каким словом можно назвать все эти предметы. ПОСУДА — Для чего нужна поезда? Где в доме хранится посуда? |
ТАРЕЛКА ПОЛОВНИК СТАКАН СОЛОНКА
Л Г Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Образование относительных прилагательных
— Где покупают посуду?
— Из чего она сделана?
ИЗ СТЕКЛА — СТЕКЛЯННАЯ ПОСУДА ИЗ ФАРФОРА — ФАРФОРОВАЯ ПОСУДА
ИЗ МЕТАЛЛА—МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ПОСУДА ИЗ ДЕРЕВА -— ДЕРЕВЯННАЯ ПОСУДА
ИЗ ПЛАСТМАССЫ—ПЛАСТМАССОВАЯ ПОСУДА
—Посмотрите на посуду, которая стоит у меня на столе, и скажите, из какого материала она сделана.
ЧАЙНИК МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ТАРЕЛКА ФАРФОРОВАЯ КУВШИН ГЛИНЯНЫЙ ВАЗА ХРУСТАЛЬНАЯ КАСТРЮЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ |
СТАКАН СТЕКЛЯННЫЙ
ВЕДРО ПЛАСТМАССОВОЕ
СОЛОНКА ДЕРЕВЯННАЯ
ЧАЙНИК ФАРФОРОВЫЙ
ГРАФИН СТЕКЛЯННЫЙ
Г Образование формы множественного числа существительных
— У меня большая картинка, а у вас — маленькие. Я буду показывать посуду, а вы среди своих картинок находите такую же. Скажите об этом так:
У ВАС ТАРЕЛКА, А У НАС ТАРЕЛКИ У ВАС СТАКАН, А У НАС СТАКАНЫ и т. д.
Л Г Образование существительных с суффиксами -ниц-, -онк-
— У меня на столе — продукты и посуда. Подумайте, какая посуда предназначена для какого продукта. Давайте разложим все правильно.
САХАР В САХАРНИЦУ ХЛЕБ В ХЛЕБНИЦУ ПЕРЕЦ В ПЕРЕЧНИЦУ
СУП В СУПНИЦУ СУХАРИ В СУХАРНИЦУ
—Эти слова очень похожи. Давайте еще раз их повторим и покажем посуду. Как называется эта посуда? {СОЛОНКА.)
—А эта? {МАСЛЕНКА.)
- Для чего нужны солонка и масленка?
Л Г Составление предложений по предметным картинкам и схемам {рис. 46)
Рис. 46
— Рассмотрите картинки и составьте предложения с этими словами.
Слова: САХАРНИЦА СУХАРНИЦА СОЛОНКА
ХЛЕБНИЦА СУПНИЦА МАСЛЕНКА
№ 3 Тема«Посуда» Задачи:
— продолжать формировать понятие «посуда», учить детей сравнивать посуду по внешнему виду и назначению;
— обращать внимание дошкольников на правильное согласование прилагательных с существительными при составлении рассказа-описания предметов посуды;
—учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
— упражнять в подборе слов-антонимов к прилагательным.
? Выделение лишнего из группы предметов (рис. 47)
Рис. 47
— Найдите картинку, которая не подходит ко всем остальным (лишняя).Л Называние предметов посуды, введение в активный словарь новых слов
— Где стоит посуда? (В буфете, в кухонном шкафу, на полке.)
— Назовите и покажите посуду на картинках.
— Разделите картинки, на которых нарисована посуда, на две группы:
1. Посуда, из которой КУШАЮТ, которую СТАВЯТ НА СТОЛ.
ЧАШКА СКОВОРОДА СУПНИЦА ПОЛОВНИК МАСЛЕНКА ЛОЖКА СУХАРНИЦА |
2. Посуда, в которой ВАРЯТ, ЖАРЯТ, КИПЯТЯТ, в которой ГОТОВЯТ ЕДУ
Картинки: ВИЛКА ЧАЙНИК
НОЖ КАСТРЮЛЯ
ТАРЕЛКА БИДОН
БЛЮДЦЕ ВЕДРО
ХЛЕБНИЦА СОЛОНКА
ЧАЙНИК ДЛЯ ЗАВАРКИ
—Посуда, из которой кушают, которую ставят на обеденный стол, называется так СТОЛОВАЯ ПОСУДА
— Посуда, в которой готовят еду, жарят, варят, кипятят, называется так: КУХОННАЯ ПОСУДА Г Образование уменьшительно-ласкательной формы сушествительных от названий предметов посуды
—Помните, мы читали сказку «Три медведя». Там был большой медведь — Михайло Иванович и маленький медвежонок Мишутка. Какой ложкой ел большой медведь? {Большой.) А Мишутка? {Маленькой ЛОЖЕЧКОЙ.) У медведя была большая чашка, а у Мишутки — маленькая... {ЧАШЕЧКА.) Я буду показывать посуду большого медведя, а вы называйте ту, которая была у Мишутки.
БЛЮДЦЕ—БЛЮДЕЧКО СТАКАН — СТАКАНЧИК
КАСТРЮЛЯ — КАСТРЮЛЬКА БИДОН — БИДОНЧИК ТАРЕЛКА — ТАРЕЛОЧКА и т. д. Л Г Дидактическая игра «Дежурные». Описание внешнего вида посуды с помощью картинок-символов
— Каждый день в нашей группе есть дежурные. Какие у них обязанности? Как одеты дежурные? Сейчас вы все будете ими. Надевайте белые колпаки и фартуки. Накроем стол к обеду. Вот посуда. Возьмите любой предмет, поставьте на стол и расскажите онем. Вам помогут картинки-символы.
образцы материалов
1 ЧТО ЭТО?
2 КАКОЙ ПО ВЕЛИЧИНЕ?
3 ИЗ КАКОГО МАТЕРИАЛА?
4 КАКОЙ ПО ЦВЕТУ?
5. КАК ИСПОЛЬЗУЕТСЯ?
Например: ЭТО ЧАШКА. ЧАШКА БОЛЬШАЯ, ФАРФОРОВАЯ, БЕЛАЯ. НА НЕЙ КРАСНЫЕ ЦВЕТОЧКИ. ИЗ ЧАШКИ ПЬЮТ ЧАЙ.
ЭТО СТОЛОВАЯ ЛОЖКА. ЛОЖКА БОЛЬШАЯ, МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ. ЛОЖКОЙ ЕДЯТ СУП.
Аналогично: СОЛОНКА, ТАРЕЛКА и т. д.
Р Сравнение предметов по внешнему виду (рис. 49)
— Давайте скажем, чем отличаются и чем похожи ТАРЕЛКА и БЛЮДЦЕ.
Рис. 49
ЭТО — ТАРЕЛКА, А ЭТО — БЛЮДЦЕ. ТАРЕЛКА БОЛЬШАЯ, А БЛЮДЦЕ МАЛЕНЬКОЕ. ТАРЕЛКА ГЛУБОКАЯ, А БЛЮДЦЕ МЕЛКОЕ ТАРЕЛКА БЕЛАЯ, А БЛЮДЦЕ ГОЛУБОЕ ТАРЕЛКА ФАРФОРОВАЯ, А БЛЮДЦЕ ПЛАСТМАССОВОЕ ИЗ ТАРЕЛКИ ЕДЯТ СУП, А НА БЛЮДЦЕ СТАВЯТ ЧАШКУ
Аналогично: ЧАШКА — СТАКАН, ЛОЖКА — ВИЛКА и т. д. Р Составление предложений по сюжетным картинкам (индивидуально)
—Что вы видите на картинке? Составьте предложение. Л Подбор слов-антонимов к прилагательным
—Как сказать наоборот? Подбирайте к моим словам слова с противоположным значением.
ЧИСТЫЙ СТАКАН—ГРЯЗНЫЙ СТАКАН МОКРАЯ ЛОЖКА — ...
ГЛУБОКАЯ ТАРЕЛКА — ... ГОРЯЧАЯ СКОВОРОДА — ...
НОВАЯ КАСТРЮЛЯ — ... и т. д.