Упражнения, направленные на формирование умения выделять имя существительное в тексте, а также на формирование представлений об определенных классах имен существительных.

Задание. Выделите из текста М. Цветаевой «Мой Пушкин» имена существительные. Определите, какие из них обладают конкретно-предметным значением, а какие вещественным или абстрактным. Укажите случаи перехода слов разных частей речи в существительное.

Начинается как глава настольного романа всех наших бабушек и матерей “Jane Eyre” (“Джен Эйр” – роман английской писательницы XIX века Шарлотты Бронте) – “Тайна красной комнаты”.

В красной комнате был тайный шкаф. Но до тайного шкафа было другое, была картина в спальне матери – "Дуэль".

Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят третьего, под мышки, к саням – а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый – Пушкин, отходящий – Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил его на снег и там, между черных безлистых деревец, убил.

Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его из пистолета в живот. Так я трех лет твердо узнала, что у поэта есть живот, и – вспоминаю всех поэтов, с которыми когда-либо встречалась, – об этом животе поэта, который так часто не-сыт и в который Пушкин был убит, пеклась не меньше, чем о его душе. С пушкинской дуэли во мне началась сестра. Больше скажу – в слове живот для меня что-то священное, – даже простое "болит живот" меня заливает волной содрогающегося сочувствия, исключающего всякий юмор. Нас этим выстрелом всех в живот ранили (М. Цветаева «Мой Пушкин»).

2. Упражнения, направленные на формирование умений определять парадигматические грамматические признаки имени существительного (род, число, падеж, склонение, одушевленность/неодушевленность, собственное/нарицательное). Учитель должен акцентировать внимание на сложных случаях.

Задание1.Определите род имен существительных. Выделите имена существительные общего рода.

Дом, соня, домище, учитель, учительница, учительство, Конго, кенгуру, Того, Гоби, Тбилиси, «Таймс», МГУ, невежа, растеряха, ВГУ, вуз, ПТУ, ВЛКСМ, глава, глаз, глазище, танго, февраль, фойе, бигуди, атташе, фрау, глупышка, фламинго, мадам, кофе, торнадо, сирокко (ветер), бенгали, пушту, цеце, колибри, авеню, салями, иваси, кольраби, сулугуни, протеже, визави, хиппи, инкогнито.

Задание 2. Определите число имен существительных. Какие существительные употребляются только в единственном, а какие только во множественном числе. Докажите свою точку зрения.

Чернила, медь, уксус, сливки, баранина, времена, дебаты, беднота, мошка, терпение, гордость, брюки, сани, консервы, хлопоты.

Задание 3.Образуйте от существительных форму множественного числа. Назовите имена существительные, которые при этом меняют лексическое значение. Докажите свою точку зрения.

Ребенок, теленок, дочь, гражданин, лист, погреб, блюдце, снег, вода, огонь, человек, гром, котенок, имя, крестьянин.

Задание 4.Определите склонение имен существительных. Назовите разносклоняемые и несклоняемые имена существительные, а также имена существительные, которые изменяются как прилагательные.

Портной, булочная, тень, путь, здание, знамя, дитя, сирота, папа, мужчина, поле, подмастерье, поле, горючее, манго, рулевой, коллега, самбо, бордо, кенгуру, столовая, набережная, снотворное, пламя, стремя, знамя, семя, врач, профессор, бремя, время, имя, племя, поэт, месье, шимпанзе, фламинго, мадам, кофе, торнадо, сирокко (ветер), бенгали, пушту, цеце, колибри, авеню, салями, иваси, кольраби, сулугуни, протеже, визави, хиппи, инкогнито.

Задание 5. Выпишите из текста М.Ю. Лермонтова имена существительные и определите их падеж. (Может быть предложено и другое задание: выпишите имена существительные, стоящие в винительном (или ином) падеже).

Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как "последняя туча рассеянной бури"; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, – а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом... Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?..

Задание 6. Составьте предложения, в которых указанные имена существительные реализуются и как собственные, и как нарицательные. Объясните, каковы экстралингвистические причины перехода слов из одной категории в другую.

МЕЦЕНАТ, МАКИНТОШ, КАЛАШНИКОВ, МАУЗЕР, ОЛИВЬЕ, «ВОЛНА», БРАУНИНГ, ХАМ, ИУДА, ОРЕЛ, ПАГАНИНИ, БЕТХОВЕН, ДОН ЖУАН, НОСТРАДАМУС, ЖАННА Д`АРК.

Задание 7. Определите одушевленность / неодушевленность существительных. Аргументируйте свой ответ, исходя из понятия «грамматическая одушевленность / неодушевленность». Проведите свое исследование-размышление и предложите собственное объяснение «логики поведения» языка: почему язык «оживляет» или не «оживляет» тот или иной языковой объект?

Дуб, слон, кукла, эмбрион, микроб, мертвец, покойник, труп, ферзь, валет, народ, толпа, масса, игрушка, туз, козырь, змей (воздушный), матрешка, марионетка.

Упражнения, направленные на формирование умения видеть грамматические ошибки, связанные с нарушением нормы, и исправлять их, а также понимать, что грамматические нормы изменяются (в некоторых случаях отступления от норм использования языковых средств может становиться особым художественным приемом).

Задание 1. Найдите ошибки в употреблении форм существительного и исправьте их.

В качестве материала для анализа могут быть предложены

– выдержки из сочинений одноклассников;

– типичные ошибки в употреблении форм существительных (например: По прибытию на место мы сразу разбили палатку);

– упражнения, направленные на выбор учащимися грамматических форм, соответствующих нормам литературного языка.

Например: образуйте

– формы именительного падежа множественного числа существительных: инструктор, профессор, офицер, кондуктор, шофер, токарь, фронт, якорь;

– формы родительного падежа множественного числа существительных: блюдце, будни, граммы, помидоры, апельсины, томаты, буряты, грузины, сапоги.

Задание 2. В предложениях, извлеченных из произведений писателей ХIХ века, найдите случаи расхождения с нормами литературного языка ХХ века. Для анализа могут быть представлены случаи:

– движения нормы, связанные с изменением предложно-падежного управления существительных.

Например: 1. Теме казалось, что она [ Жучка] просила его исполнением обещания (Н. Гарин-Михайловский).2. Красавиц новых поколенье, Журналов вняв молящий глас, К грамматике приучит нас (А. Пушкин);

– динамика норм, связанная с изменением родовой принадлежности существительных.

Например: 1. Расправил волоса рукой, Вошел, Полна народу зала; Музыка уж греметь устала (А. Пушкин).2. Не для него гостеприимной Деревья сенью разрослись, не для него, как облак дымный, Фонтан на воздухе повис (Ф. Тютчев). 3. Проезжий не спрашивал себе ни чаю, ни кофию, поглядывал в окно и посвистывал к великому неудовольствию смотрительши (А. Пушкин).

Задание 3. Найдите намеренное нарушение нормативного употребления имени существительного в поэтическом тексте. Объясните, почему, на ваш взгляд, поэты и писатели прибегают к ненормативной форме.

1. Что-то случилось, нас все покидают. Старые дружбы, как листья, опали....Что-то тарелки давно не летают. Снежные люди куда-то пропали (Ю. Левитанский). 2.Идут белые снеги, Как по нитке скользя… Жить и жить бы на свете, Но, наверно, нельзя. Что-то души бесследно, Растворяясь вдали, Словно белые снеги, Идут в небо с земли. Идут белые снеги… И я тоже уйду. Не печалюсь о смерти И бессмертия жду (Е. Евтушенко).2. Довольно мне этих отдыхов! (И. Бунин).

Упражнения, направленные на формирование умения осознавать целостность категории «имя существительное» как языкового явления, видеть не только совокупность его признаков, но и их системность.

Задание. Составьте и запишите сказку или фантастическую историю (учитель может предложить работу и в ином жанре в зависимости от возраста учащихся), повествующую о «характере» главного героя (или героини) – Имени Существительного. В вашем повествовании должны быть представлены «психологические» характеристики «персонажа» – его грамматические категории.

В старших классах следует избрать иной подход. Например:

– составьте (письменно) словарную статью по теме «Имя существительное» для лингвистической энциклопедии; подготовьте доклад по своей статье;

– продумайте и нарисуйте опорный конспект по теме «Имя существительное»; подготовьте сообщение на основе этого конспекта.

Упражнения направленные на реализацию стилистических ресурсов морфологии (они находятся в сфере соотносительности: особенности употребления того или иного слова, зависящего от выбора говорящего).

Задание. Определите, какие из существительных не имеют соотносительных женских форм. Если образование соотносительной формы женского рода возможно, то определите, что обозначают эти наименования и в каких стилях речи могут употребляться. Исходя из анализа примеров, ответьте на вопрос, почему А. Ахматова говорила, что она не поэтесса, она поэт?

Генерал, командир, печник, лектор, министр, сапожник, поэт, полковник, техник; жнец, повар, портной, преподаватель; кавалер, бог, князь, филолог, геолог.

Наши рекомендации