Л Г Накопление глагольного словаря

— Некоторые продукты можно есть такими, какими они продаются в ма­газине. Например, ... (сметану, молоко, хлеб, масло, кефир).

— А некоторые продукты есть сырыми нельзя, их нужно приготовить. Какие это продукты? (Мясо, фарш, крупа, рыба.)

— Как готовят суп? (СУП ВАРЯТ.)

— А котлеты? (КОТЛЕТЫЖАРЯТ.)

— Пирожки, блинчики, сырники? (ПЕКУТ.)

— Итак, продукты можно ВАРИТЬ, ЖАРИТЬ, ПЕЧЬ.

— В чем варят суп? (В кастрюле.)

— На чем жарят котлеты? (На сковороде.)

— Где пекут пирожки? (В духовке.)

— Поиграем. Я буду называть различные блюда, а вы будете говорить как их готовят: варят, жарят или пекут. Не забудьте сказать, какая посуда нужна для этого.

Л Г Накопление глагольного словаря - student2.ru

ПИРОГ ПЕКУТ В ФОРМЕ ОЛАДЬИ ПЕКУТ НА СКОВОРОДЕ РЫБУ ЖАРЯТ НА СКОВОРОДЕ СОСИСКИ ВАРЯТ В КАСТРЮЛЕ КИСЕЛЬ ВАРЯТ В КАСТРЮЛЕ БЛИНЫ ПЕКУТ НА СКОВОРОДЕ КАРТОФЕЛЬ ВАРЯТ В КАСТРЮЛЕ КАРТОФЕЛЬ ЖАРЯТ НА СКОВОРОДЕ СУП ВАРЯТ В КАСТРЮЛЕ и т. д. Г Согласование прилагательных с существительными в роде, числе. Использование картинок-символов

Л Г Накопление глагольного словаря - student2.ru

— Вы пробовали соль? Какая она на вкус?

— А сахар?

— Какой на вкус лимон?

— А лекарство?

— Я буду называть продукты, а вы подбирайте картинку-символ и назы­вайте вкус продукта.

КЕФИР —КИСЛЫЙ ГОРЧИЦА —ГОРЬКАЯ

МОРОЖЕНОЕ — СЛАДКОЕ СОК — ...

ПЕРЕЦ—... ЛИМОНЫ—...

ТОРТ—... ПЕЧЕНЬЕ—...

КОНФЕТА— ... СОЛЬ — ... ит. д. Л Г Образование относительных прилагательных

— Вы любите кашу? Какую кашу мы сегодня ели на завтрак?

— Из чего варят кашу? (Из крупы.)

- Какую крупу вы знаете? Покажите и назовите крупу. ( в кружках -образцыкруп.)

Л Г Накопление глагольного словаря - student2.ru

— Как можно назвать кашу из риса? (РИСОВАЯ КАША.)

— Как называется каша из пшена? (ПШЕННАЯ КАША.)

— Каша из овсянки? (ОВСЯНАЯ КАША.)

— Каша из гречки? (ГРЕЧНЕВАЯ КАША.)

— Смотрите на стрелку на пособии и называйте кашу.

— Скажите, какую кашу вы любите. Я ЛЮБЛЮ РИСОВУЮ КАШУ МНЕ НРАВИТСЯ МАННАЯ КАША Г Р Распространение предложений дополнениями в родительном падеже с предлогом ИЗ

— Дополните мои предложения.

МАМА ВАРИТ СУП ИЗ... (из чего?) (Ответы детей.) БАБУШКА ИСПЕКЛА ОЛАДЬИ ИЗ... (КАБАЧКОВ) ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ КОМПОТ ИЗ... (ФРУКТОВ) КОЛБАСУ ДЕЛАЮТ ИЗ... и т. д. Л Подбор существительных к глаголам (по сюжетным картинкам)

— Отгадайте, что девочка пьет. ПЬЕТ... ЧАЙ, КОФЕ, МОРС, КИСЕЛЬ, ВОДУ, МОЛОКО, СОК, КОМПОТ

— Отгадайте, что мальчик ест. ЕСТ... КОТЛЕТУ, СУП, МЯСО, КАШУ, СМЕТАНУ, ХЛЕБ, БАТОН

— Отгадайте, что мама варит. ВАРИТ... СУП, КАРТОФЕЛЬ, КАШУ, КОМПОТ, КИСЕЛЬ, БОРЩ

— Отгадайте, что бабушка печет. ПЕЧЕТ... ПИРОГ, БУЛОЧКИ, ОЛАДЬИ, БЛИНЫ

№ 2 Тема«Продукты» Задачи:

— закреплять знания и представления детей о продуктах;

— учить различать род прилагательных;

— учить образовывать причастия и вводить их в активную речь;

— упражнять дошкольников в подборе определений к словам;

—учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;

— учить детей образовывать разнопрефиксальные глаголы. Г Различение прилагательных по родам

— Я загадаю вам загадки. Отгадайте. БЕЛЫЙ, РАССЫПЧАТЫЙ, СЛАДКИЙ (КЛАДУТ В ЧАЙ). (САХАР.)

БЕЛАЯ, РАССЫПЧАТАЯ, СОЛЕНАЯ (КЛАДУТ В СУП). (СОЛЬ.)

БЕЛОЕ, ЖИДКОЕ (ЛЮБЯТ ПИТЬ ДЕТИ). (МОЛОКО.) Л Р Закрепление понятия «продукты»

Л Г Накопление глагольного словаря - student2.ru

— Что такое продукты?

— Для чего нужны продукты?.

— Какие продукты вы знаете?

— Кто в саду готовит детям еду?

— Как называется утренняя еда? (ЗАВТРАК.) Дневная? (ОБЕД.) Вечер­няя? (УЖИН.)

— Рассмотрите картинку. Покажите, где дети завтракают, а где — обеда­ют. Почему вы так думаете?

— Завтрак, обед и ужин отличаются не только по времени, но и по количе­ству пищи или блюд. Что мы обычно едим на завтрак? А на обед?

— ОБЕД — это самая большая еда, в нем, как правило, 3 блюда:
1-е блюдо: СУП (БОРЩ, ЩИ).

2-е блюдо: МЯСО или РЫБА.

3-е блюдо: КОМПОТ (КИСЕЛЬ, МОРС, СОК).

— Сколько блюд бывает на завтрак? На полдник? На ужин?

— Вспомните, что вы вчера ели в саду на завтрак, на обед, на ужин.

Г Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных

______Подумайте и скажите, какие продукты вы любите кушать. Назовите ласково свои любимые продукты.

ХЛЕБУШЕК САХАРОК БАТОНЧИК

СОЛЬКА МОЛОЧКО КЕФИРЧИК

СЫРОК МЯСКО КОЛБАСКА

МАКАРОНЧИКИ СМЕТАНКА ТВОРОЖОК

МАСЛИЦЕ и т. д.

Л Г Образование причастий и введение их в активную речь. Использование картинок-символов.

— У каждого из вас картинки, на которых изображены продукты пита­ния. А на доске — картинки-символы (кастрюля, сковорода, чайник, разде­лочная доска). Положите свои картинки под подходящий символ и скажи­те, каким вы будете есть этот продукт.

Л Г Накопление глагольного словаря - student2.ru

Например: МЯСО, ЖАРЕННОЕ НА СКОВОРОДЕ КАРТОФЕЛЬ, ВАРЕННЫЙ В КАСТРЮЛЕ ЧАЙ, КИПЯЧЕННЫЙ В ЧАЙНИКЕ ТВОРОГ СЫРОЙ КАША, ВАРЕННАЯ В КОСТРЮЛЕ и т. д. Л Г Подбор определений к словам

— Подберите к моему слову подходящие слова. Кто больше?

КАША (какая?) — РИСОВАЯ, МАННАЯ, ГРЕЧНЕВАЯ, ПШЕННАЯ СУП (какой?)—РЫБНЫЙ, МОЛОЧНЫЙ, КАРТОФЕЛЬНЫЙ, ГОРОХОВЫЙ КОМПОТ (какой?) — ЯБЛОЧНЫЙ, ВИШНЕВЫЙ, МАЛИНОВЫЙ КОТЛЕТА (какая?) —РЫБНАЯ, КУРИНАЯ, МОРКОВНАЯ, СВЕКОЛЬНАЯ САЛАТ (какой?) — КАПУСТНЫЙ, ЛУКОВЫЙ, ОГУРЕЧНЫЙ и т. д. Л Г Образование разнопрефиксальных глаголовпо демонстрируемому действию

Например: НАСЫПАЛА — ПЕРЕСЫПАЛА—ВЫСЫПАЛА — ОТСЫ­ПАЛА и т. д.

НАЛИЛА — ПЕРЕЛИЛА — ВЫЛИЛА — ОТЛИЛА — ЗАЛИ­ЛА — РАЗЛИЛА и т. д.



ЗАНЯТИЕ «Дикие животные».

№ 1 Тема«Дикие животные» Задачи:

— уточнять знания и представления детей о диких животных;

— учить составлять рассказ с использованием схем-символов;

— учить образовывать падежные формы существительных множествен­ного числа. Л Уточнение представлений и знаний о диких животных

— Сегодня у нас необычный гость. Кто это? (Мурзилка.)

Мурзилка. Ребята, я ищу своих друзей. Может быть, вы их видели? У меня остались только их фотографии. (Рис. 55.)

Л Г Накопление глагольного словаря - student2.ru

Рис. 55

Учитель-дефектолог. Вы узнали друзей Мурзилки? Кто они?
ЕЖ БЕЛКА ЛИСА ЛОСЬ ЗАЯЦ

ОЛЕНЬ ВОЛК РЫСЬ МЕДВЕДЬ

— Как можно их всех назвать по-другому? ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

— Мурзилка, нам знакомы твои друзья. Только здесь, в детском саду, их нет. Куда нужно отправиться, чтобы их встретить? (В лес.)

— Давате пойдем вместе с Мурзилкой в лес искать его друзей.

— Вот и лес. Мурзилка, раздай ребятам фотографии, чтобы они знали, кого искать. Через минуту собираемся здесь, на лесной полянке. Ищите! Г Образование формы родительного падежа существительного

— Ну что, нашли? (Нет.)

НЕТ ЕЖА НЕТ БЕЛКИ НЕТ ЛИСЫ

НЕТ ЛОСЯ НЕТ ЗАЙЦА НЕТ ОЛЕНЯ

НЕТ ВОЛКА НЕТ РЫСИ НЕТ МЕДВЕДЯ

Странно. Почему мы не можем никого найти?! Давайте спросим у лесника.

. Кто это такой? (Человек, которые следит за порядком в лесу.)

Учитель-дефекголог надевает костюм лесника.

Лесник. Я покажу вам, где спрятались звери. (Показывает картинки с изоб­ражением жилища или ночлега разных животных.) Видите, вот под елкой юо-товырыл глубокую яму. Это... НОРА. В норе живет... ЛИСА. Для чего лисенужна нора?

— Кто еще живет в норе? (Барсук.)

— А сейчас пойдем в чащу леса. (Уточнить значение слова ЧАЩА.) Тамживут ЛОСЬ и ОЛЕНЬ. Они ищут тихое, защищенное от ветра местосреди деревьев и там устраивают себе ночлег. (Уточнить значе­ние слова НОЧЛЕГ.)

— Кто знает, где жилище белки? (В ДУПЛЕ.) Почему белка выбрала для себядупло? (Там зимой тепло, можно хранить запасенные на зиму шишки, орехи, грибы.)

— Вот кто-то живет под старой елью. Там огромная яма, сверху она при­крытаветками, хворостом. Что это? (БЕРЛОГА.)

— Кого мы можем найти в берлоге? (Медведя.)

— Волк тоже ищет себе жилище среди поваленных деревьев. Он устраи­вает себе... ЛОГОВО. Днем волк там спит, а ночью выходит на охоту.

— Где же живет заяц? У него есть жилище? (Заяц ночует в тихом месте под кустом, каждую ночь в новом месте.)

— Мы нашли всех животных? (Нет ежа.)

—Еж закопался в опавшие листья, нацепил их на колючки. Ему тепло и уютно.

Учитель-дефектолог. Давайте попрощаемся с Мурзилкой и лес­ником и пригласим их к нам в гости в детский сад. Лесник знает очень много ожизни диких животных и непременно что-нибудь расскажет нам в сле­дующий раз. Л Образование формы именительного и родительного падежа мно­жественного числа существительных

— Влесу живут разные звери. Давайте их назовем.

ЗАЙЦЫ МЕДВЕДИ РЫСИ ВОЛКИ ЛОСИ

ЛИСЫ КАБАНЫ БЕЛКИ ЕЖИ ОЛЕНИ

— Зверей в лесу много? Скажите об этом.

МНОГО ЗАЙЦЕВ МНОГО МЕДВЕДЕЙ МНОГО ЛИС МНОГО КАБАНОВ и т. д. Р Составление рассказа о животных с использованием картинок-символов

— У меня есть волшебная палочка. Я превращу вас в диких животных. В каких, вы узнаете, если бросите вверх этот кубик. Вам нужно узнать жи­вотное, изображенное на его грани, и рассказать все, что вы о нем знаете.


Свой рассказ начинайте со слов: Я — МЕДВЕДЬ (ВОЛК, ЛИСА, БЕЛКА и т. д.). Составить рассказ помогут картинки-символы. (Рис. 56.) Давайте сначала вспомним, что каждая из них обозначает.

1. КАК ВЫГЛЯДИТ ЖИВОТНОЕ?

2. ГДЕ ЖИВЕТ?

3. ГДЕ СПИТ?

4. ЧЕМ ПИТАЕТСЯ?

5. КАК ЗИМУЕТ?

6. КАК НАЗЫВАЮТСЯ ДЕТЕНЫШИ?

7. КАК ПОДАЕТ ГОЛОС?

Л Г Накопление глагольного словаря - student2.ru

8. ЧТО ЕЩЕ ТЫ ЗНАЕШЬ ОБ ЭТОМ ЖИВОТНОМ?
Учитель-дефектолог дотрагивается волшебной палочкой до кого-то из де­тей. Ребенок бросает кубик, начинает рассказ.

Пример: Я—ЗАЯЦ. У МЕНЯ ПУШИСТАЯ ШУБКА, ДЛИННЫЕ УШИ, КО­РОТКИЙ ХВОСТ. Я ЖИВУ В ЛЕСУ Я СПЛЮ В ТИХОМ МЕСТЕ ПОД КУС­ТОМ. Я ЛЮБЛЮ ЕСТЬ ТРАВУ ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ, КОРУ. ЗИМОЙ Я БЕЛЫЙ, А ЛЕТОМ—СЕРЫЙ. МОЙ ДЕТЕНЫШ—ЗАЙЧОНОК. Я УМЕЮ ПИЩАТЬ. П Выкладывание животного геометрической мозаикой. Развитие пространственного восприятия

—Из каких фигур сложены заяц, лиса? Выложите геометрической мозаи­кой по образцу таких же животных.

№ 2 Тема «Дикие животные» Задачи:

— формировать понятие «дикие животные», дифференцировать диких и домашних животных;

— учить детей подбирать прилагательные к существительным и согла­совывать их в роде;

- упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы су­ществительных;

- учить дошкольников согласовывать числительные с существительными. Л ? Различение диких и домашних животных. Дидактическая игра «Покатаем зверей на автобусе»

У каждого ребенка пластмассовые фигурки животных (по пять-семь штук), изображающие диких и домашних животных.

— Давайте покатаем животных на автобусе. Выберем шофера. Он будет подъезжать к каждой остановке (столу). Хотят покататься только дикие живот­ные. Выберите и посадите в автобус только их. Называйте каждое животное.

Л Закрепление названий частей тела диких животных. (Рис. 57.)

Л Г Накопление глагольного словаря - student2.ru —Назовите и покажите, какие части тела есть у диких животных ( волка, ­
лисы, белки).

(Если дети называют правильно — звенит колокольчик.)

Наши рекомендации