Предмет, задачи и методы психологии

Предмет, задачи и методы психологии

Психология (от греческого «психе» — душа) — это об­ласть знаний о внутреннем (психическом) мире челове­ка и животных, то есть наука о психике.

Этапы развития психологической науки:

1 этап — психология как наука о душе.

2 этап — психология как наука о сознании.

3 этап — психология как наука о поведении.

4 этап — психология как наука о психике.

В самостоятельную науку психология выделилась из философии во второй половине XIX века. Это событие связывают с открытием немецким психологом В. Вунд-том в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспе­риментальной психологии.

Объект психологии — это совокупность различных но­сителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Предмет психологии — это происхождение, законо­мерности развития и функционирования психики чело­века и животных.

Задачи психологии:

• научиться понимать сущность психических явлений;

• научиться управлять ими;

• использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;

• быть теоретической основой практики психологиче­ской службы.

Методы психологии:

• методы сбора информации (наблюдение, изучение ре­зультатов деятельности, изучение документов, метод оп­роса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

• методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы).

• методы психологического воздействия (дискуссия, тре­нинг, формирующий эксперимент, убеждение, внуше­ние, релаксация и другие).

Понятие о психике и ее структуре

Психика это свойство животных и человека отра-| т. объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение — это активное отражение мира | СВЯЗИ С какими-то потребностями. Это субъективное, и |бирательное отражение. При этом существующая незави-• и мп от человека объективная реальность преобразуется в с объективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и ни гельности.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

• психические процессы (познавательные, эмоциональ­ные, волевые, мотивационные и другие);

• психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

• психические свойства человека (темперамент, способ­ности, характер, направленность личности);

Психическая деятельность зависит от особенностей че­ловеческого организма и функционирования коры го­ловного мозга, в которой выделяют:

• сенсорные зоны (принимают и обрабатывают инфор­мацию от органов чувств и рецепторов);

• моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

• ассоциативные зоны (служат для переработки инфор­мации).

В психологии существуют и другие представления о струк­туре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессозна­тельное, предсознательное и сознательное.

Главное отличие психики человека от психики живот­ных — это наличие сознания, особенно самосознания.

Ощущение, восприятие и представление.

Внимание и память

Мышление

Мышление — это психический процесс отражения ре­альности в ее наиболее существенных связях и отноше­ниях, высшая форма творческой активности человека. Мышление можно представить как познавательный про­цесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и ре­шение. Мыслительный процесс совершается в понятиях и образах. Его можно рассматривать как одну из форм деятельности человека (мыслительная деятельность).

Виды мышления:

• Наглядно-действенное — отличается тем, что решение нестандартной задачи (практической или теоретической) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразова­ний, в которых принимает участие сам субъект мышления.

• Наглядно-образное ~ осуществляется на основе преоб­разований образов восприятия в образы представлений; дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих от­ражение реальности в образно-концептуальной форме.

• Абстрактно-логическое, оно же словесно-логическое, вербально-логическое или дискурсивное — это опосре­дованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с по- \ нятиями (сравнение, аналиа, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связ­ного логического рассуждения, в котором каждая по-

Виды мышления:

• Наглядно-действенное — отличается тем, что решение нестандартной задачи (практической или теоретической) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразова­ний, в которых принимает участие сам субъект мышления.

• Наглядно-образное — осуществляется на основе преоб­разований образов восприятия в образы представлений; дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих от­ражение реальности в образно-концептуальной форме.

• Абстрактно-логическое, оно же словесно-логическое, вербально-логическое или дискурсивное — это опосре­дованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с по­нятиями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связ­ного логического рассуждения, в котором каждая по-следующая мысль обусловлена предшествующей. Это раз­личного вида дедуктивные и индуктивные умозаключе­ния, способы доказательств и т.д.

Процессам мышления людей присущи значительные индивидуальные различия, которые проявляются в Каче­ствах ума: Самостоятельность мышления. Широта и глубина ума. Гибкость мысли. Быстрота и критичность ума.

Язык и речь

Человеческое мышление тесно связано с речью.И речь, и мышление протекают на одной и той же основе - на основе языка, который можно рассматривать как знако­вую систему, служащую для фиксации, хранения, ос­мысления и передачи информации. Язык служит средст­вом общения между людьми. Собственно, языки и сфор­мировались вместе с мышлением из потребности людей в общении и в процессе общения.

Речь — это словесный (вербальный ) язык в действии, процесс практического применения человеком именно сло­весного языка, а не какого-нибудь другого (языка жестов, звуков, красок, программирования)

Виды речи:

• Внутренняя речь — это словесная форма мышления. Результатом внутренней речи являются мысли. Хотя при внутренней речи человек и не говорит вслух, его мысли все равно облекаются в форму слов. Внутренняя речь ко­ротка, свернута, часто целое предложение сокращается до одного слова.

• Внешняя речь — бывает устной и письменной. Устная делится на монологическую и диалогическую, когда в разговоре участвуют два человека и более (беседа, дис­пут, дискуссия).

Свойства речи:

• Содержательность речи - зависит прежде всего от ценности и объема содержащейся в ней информации.

• Понятность речи — зависит от ее смыслового значе­ния, языковых особенностей, а также от уровня разви­тия слушателей.

• Выразительность речи — определяется отчетливостью произношения (дикцией), а также интонацией как со­вокупностью темпа, тона, ритма и пауз.

Воображение

Воображение — это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались челове­ком раньше. Это возможно на основе изменения и пре­образования уже имеющихся в сознании образов, а точ­нее — представлений памяти.

Воображения создаются с помощью следующих приемов:

• вычленение из целостного образа каких-либо элемен­тов (например, представление о величине палки как сред­стве удлинить руку);

• изменение величины воображаемых объектов (отсюда великаны, гномики и т.д.);

• агглютинация — соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.);

• конструирование предметов в зависимости от их на­значения (топор, луноход и т.п.);

• гиперболизация — мысленное усиление или ослабле­ние отдельных свойств объектов (хитрость лисы, тру­сость зайца, бессилие волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!» и т.д.);

• перенос какого-либо свойства на другие объекты (был тише воды и ниже травы и т.п.);

• типизация — создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объ­ектов (создание образов в художественной литературе: Ев­гений Онегин, Наташа Ростова и т.д.);

Таким образом, воображение основано на преобра­зовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Самый фантастиче­ский вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жиз­ни, из прошлого опыта.

Виды воображения:

• Непроизвольное (пассивное) — когда образы возника­ют спонтанно, помимо воли и желания человека (в снови­дениях, при чтении книг и т.д.).

• Произвольное (активное) — когда образы вызываются по собственному желанию, под воздействием волевых усилий: а) воссоздающее - создание образов на основе лично­го опыта, текста, чертежа, карты и т.д.

б) творческое — (более сложный вид воображения) — самостоятельное создание новых образов в процессе твор­ческой деятельности.

• Фантазии — это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности.

• Менты — нацелены на будущее, это образы желае­мого будущего.

• Грезы — мечты, которые очень слабо связаны с реаль­ностью и которые никогда не реализуются.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина -- это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом ТолкотомПарсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая -- размыта.

2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Управление конфликтами

Конфликты — это явления прогнозируемые. Они мо­гут быть частично либо полностью управляемыми. При час­тичном разрешении конфликтов устраняются конфликт­ные действия, но сохраняются побуждения к конфликту. При полном разрешении конфликт преодолевается на уров­не поведения и на уровне внутренних побуждений.

Методы управления конфликтами:

• Внутриличностные методы — касаются отдельной лич­ности и состоят в правильной организации своего собст­венного поведения. При этом нужно уметь высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции у оп­понента. Не стоит и самому поддаваться действию закона эмоционального заражения.

• Межличностные методы — предполагают создание определенных условий взаимодействия, которые могут привести к конструктивному разрешению конфликта. Для обеспечения конструктивного поведения в конфликте важно создать атмосферу взаимного доверия. После вы­яснения причин конфликта не менее важно найти взаи­моприемлемое для конфликтующих решение.

• Структурные методы — касаются преимущественно конфликтов в организациях. Для их эффективного разре-

шения психологи рекомендуют после выявления причин выбрать одну из пяти основных стратегий поведения в конфликтной ситуации:

• Настойчивость (принуждение). Тот, кто придержива­ется этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало. Его не интересуют мнения другой стороны. Эта стратегия может быть эф­фективной в ситуации, угрожающей существованию ор­ганизации или достижению ее важных целей.

• Уход (уклонение) — стремление уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой цен­ности, если ситуация может разрешиться сама собой.

• Приспособление (уступчивость) — предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принес­ти их в жертву другому, пойти ему навстречу. Эта страте­гия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной.

• Компромисс — характеризуется принятием точки зре­ния другой стороны, но лишь до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется за счет вза­имных уступок.

• Сотрудничество — участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и выражают го­товность ко взаимопониманию. Это дает возможность про­анализировать причины разногласий и найти приемле­мый для всех выход.

предмет, задачи и методы психологии

Психология (от греческого «психе» — душа) — это об­ласть знаний о внутреннем (психическом) мире челове­ка и животных, то есть наука о психике.

Этапы развития психологической науки:

1 этап — психология как наука о душе.

2 этап — психология как наука о сознании.

3 этап — психология как наука о поведении.

4 этап — психология как наука о психике.

В самостоятельную науку психология выделилась из философии во второй половине XIX века. Это событие связывают с открытием немецким психологом В. Вунд-том в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспе­риментальной психологии.

Объект психологии — это совокупность различных но­сителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Предмет психологии — это происхождение, законо­мерности развития и функционирования психики чело­века и животных.

Задачи психологии:

• научиться понимать сущность психических явлений;

• научиться управлять ими;

• использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;

• быть теоретической основой практики психологиче­ской службы.

Методы психологии:

• методы сбора информации (наблюдение, изучение ре­зультатов деятельности, изучение документов, метод оп­роса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

• методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы).

• методы психологического воздействия (дискуссия, тре­нинг, формирующий эксперимент, убеждение, внуше­ние, релаксация и другие).

Наши рекомендации