Предмет, задачи и методы психологии
Предмет, задачи и методы психологии
Психология (от греческого «психе» — душа) — это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека и животных, то есть наука о психике.
Этапы развития психологической науки:
1 этап — психология как наука о душе.
2 этап — психология как наука о сознании.
3 этап — психология как наука о поведении.
4 этап — психология как наука о психике.
В самостоятельную науку психология выделилась из философии во второй половине XIX века. Это событие связывают с открытием немецким психологом В. Вунд-том в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспериментальной психологии.
Объект психологии — это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.
Предмет психологии — это происхождение, закономерности развития и функционирования психики человека и животных.
Задачи психологии:
• научиться понимать сущность психических явлений;
• научиться управлять ими;
• использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;
• быть теоретической основой практики психологической службы.
Методы психологии:
• методы сбора информации (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов, метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).
• методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы).
• методы психологического воздействия (дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и другие).
Понятие о психике и ее структуре
Психика это свойство животных и человека отра-| т. объективный мир в его связях и отношениях.
Психическое отражение — это активное отражение мира | СВЯЗИ С какими-то потребностями. Это субъективное, и |бирательное отражение. При этом существующая незави-• и мп от человека объективная реальность преобразуется в с объективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и ни гельности.
Психика человека состоит из трех групп психических явлений:
• психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные и другие);
• психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);
• психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности);
Психическая деятельность зависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:
• сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов);
• моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);
• ассоциативные зоны (служат для переработки информации).
В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное.
Главное отличие психики человека от психики животных — это наличие сознания, особенно самосознания.
Ощущение, восприятие и представление.
Внимание и память
Мышление
Мышление — это психический процесс отражения реальности в ее наиболее существенных связях и отношениях, высшая форма творческой активности человека. Мышление можно представить как познавательный процесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и решение. Мыслительный процесс совершается в понятиях и образах. Его можно рассматривать как одну из форм деятельности человека (мыслительная деятельность).
Виды мышления:
• Наглядно-действенное — отличается тем, что решение нестандартной задачи (практической или теоретической) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления.
• Наглядно-образное ~ осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы представлений; дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.
• Абстрактно-логическое, оно же словесно-логическое, вербально-логическое или дискурсивное — это опосредованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с по- \ нятиями (сравнение, аналиа, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая по-
Виды мышления:
• Наглядно-действенное — отличается тем, что решение нестандартной задачи (практической или теоретической) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления.
• Наглядно-образное — осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы представлений; дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.
• Абстрактно-логическое, оно же словесно-логическое, вербально-логическое или дискурсивное — это опосредованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с понятиями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая по-следующая мысль обусловлена предшествующей. Это различного вида дедуктивные и индуктивные умозаключения, способы доказательств и т.д.
Процессам мышления людей присущи значительные индивидуальные различия, которые проявляются в Качествах ума: Самостоятельность мышления. Широта и глубина ума. Гибкость мысли. Быстрота и критичность ума.
Язык и речь
Человеческое мышление тесно связано с речью.И речь, и мышление протекают на одной и той же основе - на основе языка, который можно рассматривать как знаковую систему, служащую для фиксации, хранения, осмысления и передачи информации. Язык служит средством общения между людьми. Собственно, языки и сформировались вместе с мышлением из потребности людей в общении и в процессе общения.
Речь — это словесный (вербальный ) язык в действии, процесс практического применения человеком именно словесного языка, а не какого-нибудь другого (языка жестов, звуков, красок, программирования)
Виды речи:
• Внутренняя речь — это словесная форма мышления. Результатом внутренней речи являются мысли. Хотя при внутренней речи человек и не говорит вслух, его мысли все равно облекаются в форму слов. Внутренняя речь коротка, свернута, часто целое предложение сокращается до одного слова.
• Внешняя речь — бывает устной и письменной. Устная делится на монологическую и диалогическую, когда в разговоре участвуют два человека и более (беседа, диспут, дискуссия).
Свойства речи:
• Содержательность речи - зависит прежде всего от ценности и объема содержащейся в ней информации.
• Понятность речи — зависит от ее смыслового значения, языковых особенностей, а также от уровня развития слушателей.
• Выразительность речи — определяется отчетливостью произношения (дикцией), а также интонацией как совокупностью темпа, тона, ритма и пауз.
Воображение
Воображение — это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Это возможно на основе изменения и преобразования уже имеющихся в сознании образов, а точнее — представлений памяти.
Воображения создаются с помощью следующих приемов:
• вычленение из целостного образа каких-либо элементов (например, представление о величине палки как средстве удлинить руку);
• изменение величины воображаемых объектов (отсюда великаны, гномики и т.д.);
• агглютинация — соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.);
• конструирование предметов в зависимости от их назначения (топор, луноход и т.п.);
• гиперболизация — мысленное усиление или ослабление отдельных свойств объектов (хитрость лисы, трусость зайца, бессилие волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!» и т.д.);
• перенос какого-либо свойства на другие объекты (был тише воды и ниже травы и т.п.);
• типизация — создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (создание образов в художественной литературе: Евгений Онегин, Наташа Ростова и т.д.);
Таким образом, воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Самый фантастический вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни, из прошлого опыта.
Виды воображения:
• Непроизвольное (пассивное) — когда образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека (в сновидениях, при чтении книг и т.д.).
• Произвольное (активное) — когда образы вызываются по собственному желанию, под воздействием волевых усилий: а) воссоздающее - создание образов на основе личного опыта, текста, чертежа, карты и т.д.
б) творческое — (более сложный вид воображения) — самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности.
• Фантазии — это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности.
• Менты — нацелены на будущее, это образы желаемого будущего.
• Грезы — мечты, которые очень слабо связаны с реальностью и которые никогда не реализуются.
Виды социальных ролей
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина -- это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом ТолкотомПарсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.
1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая -- размыта.
2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.
Управление конфликтами
Конфликты — это явления прогнозируемые. Они могут быть частично либо полностью управляемыми. При частичном разрешении конфликтов устраняются конфликтные действия, но сохраняются побуждения к конфликту. При полном разрешении конфликт преодолевается на уровне поведения и на уровне внутренних побуждений.
Методы управления конфликтами:
• Внутриличностные методы — касаются отдельной личности и состоят в правильной организации своего собственного поведения. При этом нужно уметь высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции у оппонента. Не стоит и самому поддаваться действию закона эмоционального заражения.
• Межличностные методы — предполагают создание определенных условий взаимодействия, которые могут привести к конструктивному разрешению конфликта. Для обеспечения конструктивного поведения в конфликте важно создать атмосферу взаимного доверия. После выяснения причин конфликта не менее важно найти взаимоприемлемое для конфликтующих решение.
• Структурные методы — касаются преимущественно конфликтов в организациях. Для их эффективного разре-
шения психологи рекомендуют после выявления причин выбрать одну из пяти основных стратегий поведения в конфликтной ситуации:
• Настойчивость (принуждение). Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало. Его не интересуют мнения другой стороны. Эта стратегия может быть эффективной в ситуации, угрожающей существованию организации или достижению ее важных целей.
• Уход (уклонение) — стремление уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой.
• Приспособление (уступчивость) — предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Эта стратегия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной.
• Компромисс — характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.
• Сотрудничество — участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и выражают готовность ко взаимопониманию. Это дает возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.
предмет, задачи и методы психологии
Психология (от греческого «психе» — душа) — это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека и животных, то есть наука о психике.
Этапы развития психологической науки:
1 этап — психология как наука о душе.
2 этап — психология как наука о сознании.
3 этап — психология как наука о поведении.
4 этап — психология как наука о психике.
В самостоятельную науку психология выделилась из философии во второй половине XIX века. Это событие связывают с открытием немецким психологом В. Вунд-том в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспериментальной психологии.
Объект психологии — это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.
Предмет психологии — это происхождение, закономерности развития и функционирования психики человека и животных.
Задачи психологии:
• научиться понимать сущность психических явлений;
• научиться управлять ими;
• использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;
• быть теоретической основой практики психологической службы.
Методы психологии:
• методы сбора информации (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов, метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).
• методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы).
• методы психологического воздействия (дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и другие).