Взаимозвязь мпи, психологии и педагогики.

Представители раз­личных наук видят один и тот же объект по-разному, в разных системах понятий, свойственных каждой науке, и выделяют в нем разные стороны, разные связи и отношения. Обучение может быть объектом изучения и дидакта, и методиста, и психолога, и спе­циалиста по теории информации, кибернетике. Но каждый из них выделяет для изучения в этом объекте свое, ставит разные цели и формулирует эти цели, а также и результаты исследования по- взаимозвязь мпи, психологии и педагогики. - student2.ru разному. Это значит, что каждый специалист работает в своем предмете. Допустим, представители различных научных дисцип­лин собрались вместе и пришли на какой-то урок. Каждый из них будет смотреть на происходящее сквозь призму своей науки. Ди-дакт будет анализировать общедидактические методы, применяе­мые учителем, и общие принципы, которые он реализует в ходе урока. Методист обратит внимание на соответствие способов пре­подавания и содержания учебного материала целям обучения данному учебному предмету в школе. Психолога будут интересо­вать особенности усвоения материала школьниками как проявле­ние психологических закономерностей, а перед кибернетиком обучение предстанет как система управления с прямой и обрат­ной связью.

В настоящее время все чаще требуется объединение усилий уче­ных разных специальностей для решения сложных задач, стоящих перед теорией и практикой образования. Именно поэтому так важ­но, чтобы каждый участник педагогического процесса четко пред­ставлял себе предмет изучения, его особенности и правильно определял свое место в общей работе.

Смысл всех этих рассуждений не сводится к размежеванию дидактики с другими областями знания. Такое разграничение не самоцель. Необходимость существования этой научной дисципли­ны определяется в конечном счете влиянием ее результатов на практику. Именно для повышения эффективности дидактических исследований необходимо четко представлять себе научный ста­тус этой отрасли педагогик

Вопрос 2.

Образовательный процесс в современной школе. Основные факторы, (закономерности) процесса обучения истории. Компетентностный подход к проектированию образовательного процесса в преподавании истории.

(ЭТОТ ВОПРОС ДОСТАЛСЯ МНЕ. ОТВЕТИЛ НА ОТЛИЧНО)

Педагогический (образовательный) процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии (В.А. Сластенин).

Структурные элементы педагогического процесса:

- педагог как субъект, - воспитанник как субъект, - взаимодействие субъектов (совместная деятельность и общение) - цель взаимодействия, - содержание образования, - средства образования.

Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии (содержание образования). А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и средства - еще два компонента педагогического процесса. Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель.

Внешние закономерностизависят от социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе и т. д.

Внутренние закономерностисвязаны с целями, методами и формами обучения.

Назовем некоторые из этих закономерностей.

1. Процесс обучения носит как образовательный, так и воспитательный характер. В ходе его реализации влияние на ученика может склоняться в одну либо в другую сторону.

2. Процесс обучения требует постоянного повторения пройденного материала.

3. Процесс обучения требует интенсивности и сознательности работы ученика и учителя.

4. Процесс обучения требует от обучаемого применения поисковых методов и анализа изученного материала.

В процессе обучения, кроме дидактических законов, действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности.Они преимущественно определяют взаимоотношения ученика и учителя в процессе обучения.

СЕЙЧАС!

Компетентностный подход Знаниевая парадигма
Сегодня результат совпадает с целью и является прямым ориентиром, которому подчинены все факторы. КМВ – комплекс компетентностей (умения + знания + способность применять) Комплекс компетентностей = содержание + методы + возрастные особенности СОДЕРЖАНИЕ – это средство формирования. Оно вариативно, индивидуально è меняются методы обучения. Компетентность – способность решать задачи взаимозвязь мпи, психологии и педагогики. - student2.ru взаимозвязь мпи, психологии и педагогики. - student2.ru У у Организация самостоятельной деятельности ученика Результат: компетентность должна быть количественной (в баллах) и качественной (индивидуальные способности учащихся) Ребенок овладевает системой ЗУНов. Цель формирует содержание. взаимозвязь мпи, психологии и педагогики. - student2.ru взаимозвязь мпи, психологии и педагогики. - student2.ru У у

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

• Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

• Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

• Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

• Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования.

Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.


2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции.Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенцииозначают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенции личностного самосовершенствованиянаправлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Основные факторы процесса обучения истории (РАССКАЗАТЬ О КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ И КАК В СООТВЕТСТВИИ С НИМИ МЕНЯЮТСЯ ЦЕЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ВСЕ ЭТО ЕСТЬ В СТАНДАРТЕ который будет на экзамене)

ЦЕЛЬ Из стандарта

СОДЕРЖАНИЕ Из стандарта

МЕТОДЫ Из стандарта

РЕЗУЛЬТАТ Из стандарта

Вопрос 3.

Цели образования в современной школе. Цели исторического (обществоведческого, правового) образования. Подходы к определению цели в истории становления исторического образования и методике преподавания истории (обществоведческого, правового). Современные подходы к определению цели исторического образования.

(ОТВЕТ НА ЧЕТВЕРОЧКУ – ПРИДЕТСЯ ЕЩЕ ДОДУМАТЬ)

«Целеполагание в обучении - это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах». Являясь предельно понятным, это определение тем не менее вызывает много проблем в обучении. Главной из них является недопущение субъектности ученика, которое связано с непониманием роли постановки цели самим учеником в мотивации его учения.

Субъекты образовательного целеполагания.

Постановкой целей общего среднего образования занимаются различные субъекты образования: международные организации, государство, регионы, школы, окружающий социум, ученики, их родителя, педагоги и др. Они же являются и заказчиками образования. Перечислим и прокомментируем категории заказчиков образования в отношении их целей:

1) сам ученик является непосредственным, а с точки зрения личностной парадигмы - главным заказчиком своего образования;

2) его родители, семья, – претендуют на свою часть заказа в образовании своего ребенка – продолжателя рода, его специфики, традиций;

3) школа – выступает заказчиком на определенный тип образования сообразно своей педагогической концепции и образовательной программы;

4) регион, местный социум в лице муниципалитетов, культурных образований, промышленных предприятий, служб сервиса и т.п. – им также важно иметь людей с определенным типом образования и они явно или косвенно определяют заказ на общее среднее образование в своих школах. Такой заказ находит выражение в национально-региональном компоненте образования;

5) государство и общество устанавливают свой заказ в форме федерального компонента образовательного стандарта, других документов, а также косвенными способами, например, «модными» профессиями, общественным мнением, рекламой и др.;

6) человечество в целом вправе ожидать от каждого из людей продолжения своего развития, т.е. оно задает некий вектор заказа на образование, которое является условием самообразования и самоподдержания человечества;

7) окружающая среда также выступает заказчиком образования находящихся в ней людей, например, это относится к сфере живого на земле (биосфера), сфере разума (ноосфера), сфере духа (пневматосфера по П.Флоренскому), сфере космоса (К.Э.Циолковского называли гражданином Вселенной) и др.

Таким образом, общее образование и его цели должны проектироваться с учётом перечисленных групп заказчиков.

Цели школьного образования, с позиций компетентностного подхода, заключаются в следующем:

• Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.

• Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.

• Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы.

' • Научить ориентироваться в мире духовных ценностей,

отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы.

• Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.).

• Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).

• Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

цели общего образования конкретизируются в следующих задачах:

• усвоение необходимого уровня усвоения знаний;

• развитие интересов, способностей, мышления, внимания, воображения, памяти, чувств, воли, познавательных и практических умений;

• формирование научного мировоззрения, нравственных, эстетических и других качеств;

• формирование способностей к самообразованию и др.

Сначала надо сказать про цель царской истории – воспитание подданного царя, патриота отечества. В советское время главной целью исторического образования стало воспитание марксистского мировоззрения, история черпала задачи из программных установок съездов. В 90-х история стала орудием политической борьбы, встал ? о целях исторического образования.

Главной целью исторического образования является развитие исторического мышления учащихся как основы миропознания, формирование активной гражданской позиции, воспитание ценностно-ориентированной личности, обладающей высокими нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.

Компетентностный подход Знаниевая парадигма
Ориентация на умения и навыки, а не на единицы содержания. Цель ориентирует У и у на приоритет знания фактов, событий, умений работать с этими фактами в рамках классической методики. Ученик при помощи Учителя перерабатывает огромный пласт Минус: умения самостоятельной работы, самостоятельного исторического мышления и работы с источниками нет

Задачами школьного исторического образования являются:

- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об историческом пути и опыте человечества, служащих основой для социализации вступающего в жизнь человека, для понимания современного состояния общества и возможных перспектив его развития;

- выработка у школьников представлений о многообразии отражения и объяснения событий истории и современности, навыков работы с источниками исторических и гуманитарных знаний;

- формирование навыков самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, умения сравнивать факты, версии, оценки, альтернативы развития и сами источники исторической информации, строить свою аргументацию в оценке прошлого;

- формирование ценностных ориентации и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека, толерантного отношения к культуре и историческому прошлому иных народов;

- всестороннее развитие духовной культуры школьников, воспитание гуманистических, демократических, патриотических убеждений гражданина новой России.

Цели образования на конкретных образовательных ступенях:

  1. пропедевтический этап (3-4 класс): В 90 гг. несколько вариантов – история как ремесло, программа Саплиной – моя родословная, мой край. Гл. цель: развить интерес к предметы и первоначальные навыки работы. Самое главное – не навредить, не разрушить сказку – миф мир ребенка. Мы должны вписать историю в это образ: экземпляристкий и ризомный подход.
  2. этап естественно-исторического подхода (6-9 кл): гл.цель – заложить систему исторических знаний. Ученик начинает ориентироваться в связи явлений и процессов во времени и пространстве, выделять эпохи, характеризовать эти эпохи по основным признакам, сравнивать явления в рамках одной эпохи и т.д. 5 основных исторических умений:работа с фактами(связывать между собой, сравнивать), работа с теорией (причинно-следственные связи, обобщение, выводы, закономерности), временные представления, пространственные представления, работа с источниками
  3. 10-11 класс: гл.цель самостоятельно интерпретировать исторический процесс, оценивать, давать оценку, высказывать собственное мнение. Формы: проекты исследоват. Деятельность Проблемный уровень

Таксономия Блума

Автором одной из первых схемы педагогических целей был американский учёный Б. Блум. Им выпущена в свет первая часть «Таксономии» (1956 г.). В последующие десятилетия Д. Кратволем и другими учёными была создана вторая часть «Таксономии» (в аффективной области). Первая часть описывает цели познавательной (когнитивной) области. Сначала охарактеризуем области деятельности и соответственно цели, которые она охватывает.

1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.

2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

3. Психомоторная область. Сюда попадают цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.

Вопрос 4.

Содержание исторического образования: структура содержания, особенности отбора содержания на основных ступенях образования.

(НА ЧЕТВЕРОЧКУ. ДОБАВИТЬ ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ ИЗ СТАНДАРТА И ПОЛУЧИТСЯ ИДЕАЛЬНЫЙ ОТВЕТ!!! )

В современной педагогической науке и практике содержание образованияопределяется как педагогически адаптированная (т. е. приспособленная для передачи учащимся, учитывающая особенности их возрастного развития) система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которой должно обеспечить формирование всесторонне развитой личности, готовой к сохранению и развитию материальной и духовной культуры общества (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).

Однако накопленный людьми опыт столь огромен, что невозможно передать его новому поколению в полном объёме. Это диктует необходимость рационального отбора содержания образования.

Итак, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.
Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают

-потребности общества в образованных людях,

-цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой, на тех или иных этапах своего исторического развития,

-реальные возможности процесса обучения;

-средние и оптимальные возможности учащихся, а также

-потребности личности в образовании.

Не только общество выдвигает требования к образованию, которое время от времени изменяется под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и интересов общества и индивида в самом процессе обучения. Но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как

-Образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам, обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения.

Основанием для отбора содержания школьного образования служат общие

принципы, определяющие подход к его конструированию и критерии, выступающие

в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания

учебного материала в учебных дисциплинах.

Важнейшей детерминантой содержания образования является его цель -развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.

В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В. В. Краевским:

-принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности.

- Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общего образования

- Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования

- Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры.

- Принцип фундаментализации.

Сегодня в нашей стране сосуществуют различные концепции содержания образования. Согласно первой концепции содержание образования трактуется как педагогически адаптированные основы наук, изучае­мые в школе.

Согласно второй концепции содержание образования представляется как совокупность знаний, умений и навыков, кото­рые должны быть усвоены учениками.

Согласно 3-й концепции содержание образования рассматривается как пе­дагогически адаптированный социальный опыт человечества, изо­морфный, тождественный по структуре {разумеется, не по объ­ему) человеческой культуре, взятой в данном аспекте, во всей ее структурной полноте.

Содержание образования воплощает в себе социальный опыт, который присваивается человеком в процессе обучения, транс­формируется в его личный опыт, становится частью его собствен­ного опыта.

В соответствии с излагаемой концепцией содержание, изоморф­ное социальному опыту, состоит из четырех основных структурных элементов:

-опыта познавательной деятельности, фиксированной в фор­ме ее результатов — знаний;

-опыта осуществления известных способов деятельности — в форме умений действовать по образцу;

-опыта творческой деятельности — в форме умений прини­мать нестандартные решения в проблемных ситуациях;

-опыта осуществления эмоционально-ценностных отноше­ний — в форме личностных ориентаций.

Эти элементы образуют структуру содержания. Они связаны между собой таким образом, что каждый предшествующий эле­мент служит предпосылкой для перехода к следующему.

Основные документы и материалы, отражающие содержание.

  1. Стандарт (определяет тип содержания, обязательный для выполнения)
  2. Программа (отражает объем содержания и подходы к его реализации. Отличается мало чем от стандарта, небольшие формулировки. Материал скомпонован в соответствии с современными требованиями. Виды: 1) для традиционной общеобразовательной школы, где абсолютно четкая система и логика, Естественно-исторический подход, история личности не выступает как значимые факты 2) авторские, которые рассчитаны на углубленное изучение истории, на проблемный подход. В центре истории – человек. Они рассчитаны не на всех учеников. Больша затрата времени на работу источниками. Абсолютно соответствуют гуманистической парадигме 3) региональные)
  3. учебник (отражает не объем, а глубину исторического образования)

Государственный образовательный стандарт – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности и системы образования по достижению этого идеала (В. С. Леднёв).

Основные причины стандартизации содержания образования в стране заключаются в том, что:

- необходимо обеспечить единый уровень образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений России (имеется в виду минимально допустимый уровень);

- необходимо учесть тенденции развития образования в мире (в масштабах целой страны рациональней это делать централизованно, пользуясь новейшими научными данными).

В государственном стандарте общего среднего образования выделяется три компонента содержания образования:

1) федеральный – единый для всех школ России;

2) национально-региональный– единый для всех школ отдельного региона (области, края, республики, национального округа и т. д.) и отражающий его специфику;

3) школьный– отражающий специфику конкретной школы.

В образовательном стандарте определяется:

- содержание образования для каждой ступени (начального, основного, среднего);

- требования к минимально необходимой подготовленности учащихся в рамках указанного содержания образования;

- максимально допустимый объём учебной нагрузки на школьников.

Государственный образовательный стандарт выполняет ряд важных функций, среди которых выделяются:

- функция социального регулирования – обеспечение эквивалентности образования во всех образовательных учреждениях одного уровня (например, минимальный уровень образования для выпускника основной школы одинаков, независимо от того, учился он в селе или городе, в обычной школе или в гимназии);

- функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности: образовательный стандарт регламентирует только минимальный образовательный уровень, то образование, которое выше этого уровня, может дифференцироваться в зависимости от особенностей, потребностей, способностей личности учащихся;

- функция управления заключается в том, что стандартизация содержания образования позволяет упорядочить образовательные системы, использовать единые критерии качества образования, унифицировать оценки и т. д..;

- функция повышения качества образования осуществляется в масштабе целой страны благодаря возможности устанавливать нижнюю границу уровня образования и постоянной модернизации образовательного стандарта с целью повышения минимального образовательного уровня.

Нормативные документы, регламентирующие содержание образования –это 1) учебные планы; 2) учебные программы; 3) учебная литература.

Учебный план обычно имеет форму таблицы, в которой для каждого учебного предмета указано количество уроков в неделю для каждого года обучения. Существует три основных вида учебных планов:

- базисный учебный план школы (БУП) – основной нормативный документ, утверждённый Государственной Думой (для основных школ) и Министерством образования (для средних школ);

- типовые учебные планы – варианты БУПа, утверждённые Министерством образования или региональным управлением образования (для национально-регионального компонента) и рекомендуемые в качестве основы планирования для школ;

- учебный план образовательного учреждения – учебный план, по которому работает конкретная школа, составленный на основе одного из типовых планов с соблюдением нормативов БУПа.

Учебный план школы включает все три компонента содержания образования и подразделяется на две части: инвариантную («ядро» учебного плана, обязательное для всех учеников и обеспечивающее формирование у учащихся базовой культуры личности) и вариативную (учитывающую личностные особенности, интересы и склонности учащихся). В результате такого разделения содержания образования в школах выделяется три типа учебных занятий: обязательные (для всех учащихся), обязательные по выбору (выбрав предмет, ученик обязан посещать занятия) и факультативные (те, которые посещаются учащимися по желанию).

Учебные программы подразделяются на типовые и рабочие. Типовые программы утверждаются Министерством образования и имеют рекомендательный характер. Рабочие – те, по которым фактически работает школа. Рабочие программы разрабатываются на основе типовых программ и образовательного стандарта; они утверждаются педагогическим советом школы.

Особую группу учебных программ составляют авторские программы. Авторские программы учитывают требования образовательного стандарта, однако могут содержать иную логику построения учебного материала, быть направлены не прикладное использование изучаемых наук, носить интегративный, межпредметный характер (объединять, связывать несколько учебных предметов). Чаще всего авторские программы создаются для факультативных курсов или предметов обязательных по выбору. Авторские программы утверждаются педагогическим советом школы и (или) программно-экспертным советом при педагогическом вузе, управлении образования.

Учебные программы состоят из трёх основных элементов: 1) пояснительной записки, в которой определяются основные цели и задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности, а также главные идеи, лежащие в основе его построения; 2) содержание образования (тематический план, содержание тем, основные понятия и т. д.; 3) некоторые методические указания. Учебные программы содержат требования к обученности, к необходимому уровню усвоения учебного материала. Основными критериями обученности являются знания, умения и навыки (ЗУНы).

Содержание учебных программ конкретизируется в учебной литературе.

Учебная литература – это учебники, учебные и учебно-методические пособия, рекомендованные Министерством образования или Главным управлением образования региона (для регионального компонента).

Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине, в которой излагается система базовых знаний в соответствии с требованиями г

Наши рекомендации