Кафедра педагогики и психологии

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

ПРОГРАММА

Для студентов Московского государственного университета культуры и искусств

Москва 2010

Утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии, протокол

№ 3 от 28 октября 2009 года.

СОСТАВИТЕЛИ ПРОГРАММЫ:

Л.С. Зорилова,

доктор культурологии, профессор

зав. кафедрой педагогики и психологии

К.К.Григорян,

кандидат психологических наук, профессор

Т.В.Христидис, доктор педагогических наук, профессор

Н.Ф.Спинжар, кандидат педагогических наук, профессор,

В.И.Флоря, кандидат педагогических наук, профессор

ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА

Программа дисциплины Психология и педагогика разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, типовой Программой, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации и предназначена для студентов Московского государственного университета культуры и искусств.

Будущие специалисты должны владеть знаниями в области психологии и педагогики, знать основные закономерности, утвердившиеся в зарубежной и отечественной науке прошлого и настоящего, современные идеи в области воспитания, образования, развития личности, усвоить основные психолого-педагогические понятия, формы, методы обучения и воспитания. Изучение курса психологии и педагогики будут способствовать: повышению общей и психолого-педагогической культуры студентов, формированию у них целостного представления о психологических особенностях человека, умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности, самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.

Усвоение содержания данной Программы осуществляется в процессе сочетания различных форм и методов обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, анализа ситуационных задач, ролевой, деловой игры и др.

Программа написана для студентов следующих специальностей:

1. Для специальностей: «Вокальное искусство», «Музыкальное искусство эстрады», «Дирижирование», «Народное художественное творчество», «Инструментальное исполнительство» -

психология – 72ч.( 2сем. –экзамен)

педагогика – 72ч. (4сем. –экзамен +курс/раб.)

Всего: 220ч. (144ауд./76ч. сам.раб.)

2. Для специальностей: «Государственное муниципальное право», «Управление персоналом», «Маркетинг», «Экономика и управление на предприятии (культура и искусство), «Таможенное дело» -

психология - 35ч. (1сем. – зачет)

педагогика - 35ч. (2сем. – экзамен)

Всего: 80ч.(70ч.ауд./10ч. сам.раб.)

3. Для специальности: «Библиотечно-информационная деятельность» -

психология – 52ч. (1сем. – экзамен + реферат)

педагогика – 52ч. (2сем. – экзамен+ реферат)

Всего: 260ч. (104ч.ауд./ 156ч. сам.р.)

4. Для специальностей: «Социально-культурная деятельность», «Звукорежиссура» - психология – 1сем. зачет

педагогика - 3 сем. экзамен

Всего: 168ч.( 72ч.ауд/96ч.сам.раб.)

5. Для специальностей: «Организация и работа с молодежью», «Культурология»- психология – 1сем. зачет

педагогика – 3сем. экзамен

Всего: 142ч. (72ч.ауд/70ч.сам.раб.)

6. Для специальности: «Режиссура театрализованных представлений и праздников» - психология -3,4сем. (4сем. – экзамен)

педагогика – 5,6сем (6сем. – экзамен +курс/раб.)

Всего: 200ч.(124ауд./76ч. с.р.)

7. Для специальностей: «Режиссура театра», «Народное художественное творчество (любительский театр)» -

психология -3,4сем. (4сем. – экзамен)

педагогика – 5,6сем (6сем. – экзамен +курс/раб.)

Всего: 246ч.(136ауд./110ч. с.р.)

8. Для специальности: «Актерское искусство» -

психология - 4сем. – зачет

педагогика – 6сем. – экзамен +курс/раб.

Всего: 200ч.(136ауд./64ч. с.р.)

9. Для специальности: «Народное художественное творчество (хореография)» -

психология -3,4сем. (4сем. – зачет)

педагогика – 5,6сем (6сем. – экзамен +курс/раб.)

Всего: 220ч.(144ауд./76ч. с.р.)

Программа включает в себя 2 основных раздела:

1. «Психология»;

2. «Педагогика»;

В первом разделе курса – «Психология» – рассматриваются предмет и задачи психологии, методы исследования, историко-теоретические особенности развития психологии как науки, современное состояние и перспективы развития отечественной психологии. Понятие «личность» в психологии, индивидуально-психологические свойства личности, сознание, самосознание и её компоненты – Я-образ, самооценка, уровень притязаний, психические процессы – познавательные, волевые, эмоциональные, формы активности – деятельность, общение, поведение.

Во втором разделе курса – «Педагогика» – рассматриваются предмет и задачи педагогики, методы научно-педагогических исследований, история развития педагогической мысли в России и за рубежом, методологические основы педагогики, система педагогических наук и связь педагогики с психологией, философией, этикой, эстетикой, другими науками о человеке. В данном разделе характеризуются различные теории воспитания, представлены основы дидактики, её категории, основные закономерности, принципы, методы, средства, и организационные формы обучения, содержание образования и самообразования, даны теоретические и практические основы педагогического мастерства преподавателя. Мастерство рассматривается как особая форма соотношения теоретических знаний и практических умений, необходимых для всех видов профессиональной педагогической деятельности.

1. Для специальностей: «Вокальное искусство», «Музыкальное искусство эстрады», «Дирижирование», «Народное художественное творчество», «Инструментальное исполнительство»

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА

Содержание курса

Цель курса «педагогика» –дать систему фундаментальных научных знаний в области педагогики, необходимых для дальнейшего изучения дисциплин общей профессиональной и предметной подготовки;сформировать у студентов адекватное представление о современной зарубежной и отечественной педагогической науке и практике; способствовать формированию профессионально значимых качеств личности будущих специалистов в области культуры и искусства.

Организационно-методическое построение раздела «педагогика». Курс состоит из лекций, семинаров, самостоятельной работы. На лекциях используется разнообразный иллюстративный материал – видеофильмы, схемы, рисунки, портреты. На семинарских занятиях обсуждается содержание рекомендованных к изучению первоисточников, студентами подготавливаются и заслушиваются доклады, даются рекомендации об организации самостоятельной работы с целью более успешного освоения педагогических знаний, становления умений и навыков в области обучения и воспитания личности.

Тема 1. Актуальные проблемы и предмет педагогики.Педагогика - наука о воспитании человека. Предмет педагогики. Система педагогических наук. Место педагогики в системе педагогических наук. Антропоцентризм,, индивидуализация образования и воспитания. Ориентация учебно-воспитательного процесса на реализацию системы непрерывного художественно-эстетического, духовно-личностного и творческого развития. Изучение и обобщение зарубежного опыта.

Литература: Основная

Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, - 4-е изд. - М.:Школа-Пресс, 2004. - 512с.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Роспедагентство, 1995. – 637с.

Дополнительная:

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для пед. вузов: В 2 кн. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Основная

Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, - 4-е изд. - М.:Школа-Пресс, 2004. - 512с.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Роспедагентство, 1995. – 637с.

Дополнительная:

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для пед. вузов: В 2 кн. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Семинар

Семинар

Тема 5 . Педагогическая мысль эпохи Возрождения. Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки. Демократическая и гуманистическая направленность педагогики. Идеи и их влияние на развитие педагогики. Педагогические идеи Я.А.Коменского, его труды. «Великая дидактика». Классно-урочная система. Возрастная периодизация. Значение педагогической теории Я.А. Коменского.

Литература:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. Учебное пособие. М.: Форум, 1998. С.

Джуринский А.Н. История педагогики. Учебное пособие.-М.:Владос, 2000. С.

История педагогики В 2-х ч. Учебное пособие, Под. Ред. А.И.Пискунова.-М.6Сфера, 1998. С.

Дополнительная :

Антология педагогической мысли за рубежом. Под ред А. Бабишина, -М.: 2005, С.

Тема 6.Развитие педагогики в период домонополистического капитализма. Педагогические взгляды Д. Локка и Р. Оуэна. Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо. Теория элементарного образования И.-Г. Песталоцци. Философские и психологические основы педагогики И.Ф. Гербарта. Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега. Марксистская теория воспитания. Критика школы и воспитания в буржуазном обществе. Прагматическая педагогика.

Литература:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. Учебное пособие. М.: Форум, 1998. С.

Джуринский А.Н. История педагогики. Учебное пособие.-М.:Владос, 2000. С.

История педагогики В 2-х ч. Учебное пособие, Под. Ред. А.И.Пискунова.-М.6Сфера, 1998. С.

Дополнительная :

Антология педагогической мысли за рубежом. Под ред А. Бабишина, -М.: 2005, С.

Семинар

Семинар

Дополнительная

История отечественного образования. IX- XIX в. Учебное пособие. Под ред. Забродина М. М.: 2003, С.

Тема 10.Идеалы воспитания в устном народном творчестве и педагогических памятниках России(«Поучение» Владимира Мономаха, «Домострой», «Великие Минеи Четии»). Педагогические идеи в литературных памятниках домонгольской Руси.

Проблемы воспитания в фольклоре и литературе Древней Руси. Древнерусская учебная литература. Педагогические воззрения в творчестве выдающихся деятелей культуры России XV – XVII веков.

Литература:

Основная:

Очерки истории российского образования в 3-х кн..- М.: МГПУ, 2002. С.

История отечественного образования. IX- XIX в. Учебное пособие. Под ред. Забродина М. М.: 2003, С.

Дополнительная:

Степашко Л.А. Философия и история образования. Учебное пособие. –М.: 1999. С.

Семинар

Тема 11.Киево-могилянская Академия – первое высшее учебное заведение на Руси. Славяно-греко-латинская академия. Симеон Полоцкий и его идеи «обмирщения» русской культуры и расширения светского образования. Педагогические реформы Петра I: особенности и содержание. Светское и духовное образование в России XVIII века.

Литература:

Основная:

Курочкина И.Н. Русская педагогика. Страницы становления ( VIII- XVIII в.). Учебное пособие. –М.: наука, 2002.

Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания с древнейших времен до наших времен. В 2-х ч. Учебное посмобие. –СПб. Алетейя, 2000. С.

Дополнительная:

Степашко Л.А. Философия и история образования. Учебное пособие. –М.: 1999. С.

Тема 12.Педагогические взгляды выдающихся деятелей России:Н.И. Пирогова, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина.В.Г. Белинского и А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова: общее и особенное в их педагогических взглядах.

Педагогическая деятельность

Литература:

Основная:

История отечественного образования. IX- XIX в. Учебное пособие. Под ред. Забродина М. М.: 2003, С.

Очерки истории российского образования в 3-х кн..- М.: МГПУ, 2002. С.

Дополнительная

Степашко Л.А. Философия и история образования. Учебное пособие. –М.: 1999. С.

Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания с древнейших времен до наших времен. В 2-х ч. Учебное посмобие. –СПб. Алетейя, 2000. С.

Семинар

Тема 13. Школа и педагогика в России в период капитализма.

К.Д. Ушинский – основоположник русской народной педагогики. Его учение о педагогике как о науке и искусстве. Цели и задачи воспитания в трудах К.Д. Ушинского. Роль религии в нравственном воспитании. Реформы К.Д. Ушинского в Смольном институте. К.Д. Ушинский о роли учителя в учебно-воспитательном процессе. Дидактика К.Д. Ушинского. Проблемы женского образования в русской дореволюционной педагогике.

Литература:

Основная:

Очерки истории российского образования в 3-х кн..- М.: МГПУ, 2002. С.

История отечественного образования. IX- XIX в. Учебное пособие. Под ред. Забродина М. М.: 2003, С.

Дополнительная:

Степашко Л.А. Философия и история образования. Учебное пособие. –М.: 1999. С.

Тема 14. Педагогическая теория Л.Н. Толстого. Яснополянская школа. Дидактические взгляды. Теория свободного воспитания.

Сеть высших учебных заведений в дореволюционной России. Петербургский и Московский университеты, Высшие женские курсы. Их роль в развитие русской науки, культуры и педагогики.

Литература:

Основная

Очерки истории российского образования в 3-х кн..- М.: МГПУ, 2002. С.

История отечественного образования. IX- XIX в. Учебное пособие. Под ред. Забродина М. М.: 2003, С.

Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания с древнейших времен до наших времен. В 2-х ч. Учебное посмобие. –СПб. Алетейя, 2000. С.

Дополнительная

Степашко Л.А. Философия и история образования. Учебное пособие. –М.: 1999. С.

Семинар

Основная

Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания с древнейших времен до наших времен. В 2-х ч. Учебное посмобие. –СПб. Алетейя, 2000. С.

Очерки истории российского образования в 3-х кн..- М.: МГПУ, 2002. С.

Дополнительная

Тема 16. Педагогическое наследие А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Коллективизм как основной принцип советской педагогики. Размышления о «дружном» педагогическом коллективе В.А. Сухомлинского. Критика сталинизма в педагогике советского периода. Современные реформы в сфере образования. Российская система образования в глобальной культуре. Болонское соглашение.

Литература:

Основная

Очерки истории российского образования в 3-х кн..- М.: МГПУ, 2002. С.

Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания с древнейших времен до наших времен. В 2-х ч. Учебное посмобие. –СПб. Алетейя, 2000. С.

Дополнительная

Степашко Л.А. Философия и история образования. Учебное пособие. –М.: 1999. С.

Семинар

Основная

Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Учебное пособие.. Под ред. В.А.Сластенина. –М.: Академия, 2000. С.

Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. Заведений. - М.:Академия, 2001. С..

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Роспедагентство, 1995. – 637с.

Дополнительная:

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для пед. вузов: В 2 кн. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Основная

Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Учебное пособие.. Под ред. В.А.Сластенина. –М.: Академия, 2000. С.

Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, - 4-е изд. - М.:Школа-Пресс, 2004. - 512с.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Роспедагентство, 1995. – 637с.

Дополнительная:

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для пед. вузов: В 2 кн. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Семинар

Литература: Основная

Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Учебное пособие.. Под ред. В.А.Сластенина. –М.: Академия, 2000. С.

Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, - 4-е изд. - М.:Школа-Пресс, 2004. - 512с.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Роспедагентство, 1995. – 637с.

Дополнительная:

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для пед. вузов: В 2 кн. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Литература: Основная

Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Учебное пособие.. Под ред. В.А.Сластенина. –М.: Академия, 2000. С.

Степашко Л.А. Философия и история образования. Учебное пособие. –М.: 1999. С.

Дополнительная:

Зорилова Л.С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве. Монография. М.: Академ- Пресс, 2008, С.

Семинар

Тема 22. Содержание, формы, Принципы и методы обучения

Общие определения дидактического принципа и правила. Дидактический принцип как основа педагогической деятельности. Классификация дидактических принципов и их анализ.

Общие понятия о методе обучения. Назначение и функции методов обучения. Метод и приём. Методы и средства обучения. Классификация методов обучения в современной дидактике. Активные методы обучения: педагогическая игра, учебная дискуссия, педагогическая задача, творческое задание. Методы проблемного обучения.

Выбор методов и средств обучения . Понятие о формах обучения. Классно-урочная система обучения, её характеристика. Классификация организационных форм обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные формы организации обучения. Урок, лекция, семинары, практические формы обучения. Самостоятельная работа учащихся.

Значение содержания обучения Критерии отбора учебного материала. Механизмы освоения знаний, умений и навыков. Характеристика учебных планов, программ и учебников, цикл предметов и межпредметных связей в высшей школе. Специфика содержания образования в учебных заведениях культуры.

Литература:

Основная:

Загвязинский В.И. Теория обучения. Современные интерпретации. Учебное пообие. М.:Академия, 2001. С.

Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учебник. М.:Владос, 1999. С.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Роспедагентство, 1995. – 637с.

Дополнительная:

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для пед. вузов: В 2 кн. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения. Учебное пособие. – Иваново, 2001. С.

Семинар

Тема 23. Самообразование и самостоятельная работа

Общее понятие о самообразовании личности. Образование и самообразование. Психологическая установка и волевые усилия в самообразовании. Систематическая работа над собой – условие общего и профессионального развития личности. Самообразование и самореализация личности. Руководство самостоятельной работой учащегося.

Литература:

Основная:

Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, - 4-е изд. - М.:Школа-Пресс, 2004. - 512с.

Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Роспедагентство, 1995. – 637с.

Дополнительная:

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для пед. вузов: В 2 кн. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Основная

Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие М.:Академия, 1999 С.

Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, - 4-е изд. - М.:Школа-Пресс, 2004. - 512с.

Дополнительная:

Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. Учебное пособие. Изд. 2-е, М.: Академия, 1999. С.

Успенский В.Б. Чернявская А. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие. Росто-на-Дону,2002. С.

Семинар

Примерные вопросы к сдаче экзамена по педагогике

История педагогики

1. Педагогическая мысль в античный период. Спартанская и Афинская школы.

2. Идеи о воспитании античных философов Древней Греции и Древнего Рима.

3. «Познай себя» как принцип античного самовоспитания.

4. Система обучения в средние века. Схоластика: содержание и особенности.

5. Становление и развитие университетского образования в Западной Европе.

6. Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки.

7. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Ф. Рабле.

8. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Дж. Локк

9. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Ж.-Ж. Руссо.

10. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: Г.Песталоцци

11. Педагогическое наследие выдающихся педагогов-гуманистов: А.Дистервег.

12. Педагогические взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса

13. Особенности и содержание вальдорфской педагогики.

14. Антропософия Р. Штейнера и её воспитательное значение.

15. Развитие педагогической мысли в Древней Руси: источники, традиции воспитания.

16. Литературно-педагогические памятники России. Древнерусская учебная литература.

17. Особенности и содержание педагогической мысли в России X-XVII вв.

18. Русская педагогика XVIII века: реформы Петра I и их историческое значение.

19. Педагогическое наследие М.В. Ломоносова: синтез европейской и русской науки.

20. Светское и духовное воспитание в России в XIX веке: выдающиеся педагоги, их концепции и идеи.

21. Педагогические теории В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова ( по выбору ).

22. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского .

23. Концепция свободного воспитания личности в педагогических воззрениях Л.Н. Толстого.

24. Реорганизация системы образования в послереволюционный период (после 1917 г.)

25. Педагогическая деятельность Н.К.Крупской.

26. Педагогические идеи А.С. Макаренко и их современная оценка.

27. Выдающиеся педагоги ХХ века, их основные идеи взгляды. ( С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.Б. Залкинд.

28. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского .

29. Педагогическая деятельность педагогов – новаторов: М.Щетинин, И.Волков и др.

30. Педагогика на рубеже ХХ-ХХ1 веков.

31. Современные реформы в системе образования: цель, задачи, содержание. (Болонское соглашение)

Теория педагогики

1. Предмет, задачи и основные категории педагогики.

2. Личность как предмет воспитания.

3. Цели воспитания в современной педагогике, особенности, содержание.

4. Характеристика закономерностей воспитания.

5. Характеристика принципов воспитания.

6. Современные педагогические концепции теории воспитания, методики и технологии.

7. Отечественные и зарубежные теории воспитания: сравнительный анализ.

8. Особенности и содержание нравственного воспитания личности.

9. Основные закономерности и принципы воспитания.

10. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современных условиях

11. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание».

12. Семейное воспитание: принципы и содержание.

13. Формы и методы организации учебно-воспитательногоьпроцесса.

14. Активные и проблемные методы обучения.

15. Традиционные и новые технологии обучения, их применение.

16. Педагогические проблемы самообразования и руководства самостоятельной работой учащихся.

17. Учёт возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.

18. Теоретические и практические основы педагогического мастерства.

19. Проблема авторитета и авторитарности в педагогике.

20. Образование как система, процесс, результат, ценность.

21. Современные образовательные реформы. Болонское соглашение

22. Гос. стандарт: направленность, цели, задачи, содержание.

23. Коллектив и личность: особенности взаимодействия, методы изучения.

24. Становление мировоззрения личности в процессе ее обучения.

25. Методологические основы современных педагогических исследований.

26. Критерии актуальности и новизны педагогического исследования.

27. Теоретические и эмпирические методы педагогического исследования.

28. Единство логического и исторического в педагогическом исследовании.

29. Методы психодиагностики и их применение в педагогической науке.

30. Соотношение теории истории, методики в педагогическом исследовании.

Раздел 1 . Психология

Цель курса –дать систему фундаментальных научных знаний в области общей психологии, необходимых для дальнейшего изучения дисциплин обще профессиональной и предметной подготовки;заложить основы научного психологического мировоззрения, отличающегося от религиозных и эзотерических учений о психике; сформировать у студентов адекватное представление о современной зарубежной и отечественной психологической науке и практике; способствовать формированию профессионально значимых качеств личности будущих педагогов-психологов – профессиональной направленности и профессиональной культуры.

Содержание курса: место психологии в современном научном познании мира, её предмет, методы исследования, отрасли, классификация психических явлений. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании. Основные направления научной психологии в Западной Европе и США. История, современное состояние и перспективы развития отечественной психологии. Понятие «личность» в психологии. Индивидуально-психологические свойства личности – темперамент, характер, способности. Сознание и её состояния – бодрствующее сознание, неосознаваемые психические явления, изменённые состояния. Самосознание и её компоненты – Я-образ, самооценка, уровень притязаний. Психические процессы – познавательные, волевые, эмоциональные, их характеристика. Формы активности – деятельность общение, поведение.

Организационно-методическое построение курса. Курс состоит из лекций, семинаров, практических занятий, курсовой работы. На лекциях используется разнообразный иллюстративный материал – видеофильмы, схемы, рисунки, портреты. На семинарских занятиях обсуждается содержание рекомендованных к изучению первоисточников, заслушиваются доклады, подготовленные студентами. На практических занятиях с использованием психологических тестов выявляются индивидуально-психологические особенности самих студентов. В курсовой работе студенты составляют подробный психологический портрет личности, основываясь на полученных теоретических знаниях и используя различные психологические методы диагностики.

Семестр (сентябрь – январь)

Неделя 1: Лекция «Психология как наука». Место психологии в современном научном познании мира. Научные и ненаучные психологические знания. Наука как особый способ познания. Понятие о предмете и методах науки. Отличие научного подхода к изучению психических явлений от обыденных представлений, религиозных и оккультных учений о душе. Характеристика психологии как гуманитарной науки, её взаимосвязь с другими науками. Специфичность предмета психологии, сложность его определения.

Неделя 2. Лекция «Понятие об общей психологии». Отрасли современной психологии. Фундаментальная и прикладная психология. Основные направления практической психологии. Сферы практического применения психологического знания. Общая психология как научная основа системы психологических дисциплин. Классификация психических явлений, изучаемых общей психологией. Понятие о психических процессах, состояниях, свойствах и видах активности. Общая психология как учебная дисциплина, её значение и задачи в профессиональной подготовке педагогов-психологов.

Семинар.«Система психологических наук и предмет общей психологии». Литература: Основная -Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо. 2002,стр. 7 –19; Маклаков А.Г.Общая психология: Учебник для вузов – Спб.: Питер, 2003. стр. 12 – 37; Психология: Словарь / под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат. 1990.Дополнительная - Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях, Питер, 2006, стр. 9 – 25; Хрестоматия по общей психологии. – М.: 1982.

Неделя 3. Лекция «Методы психологического исследования». Методология научного познания. Парадигмы, ценности и нормы науки. Метод и методика научного исследования. Принципы построения психологического исследования: объективность, детерминизм, изучение психических явлений в развитии, в целостности. Этапы психологического исследования. Основные методы психологического исследования: субъективные и объективные, описательные и экспериментальные. Наблюдение и самонаблюдение. Беседа и ее разновидности. Анкетирование. Психологический эксперимент и его виды. Изучение продуктов деятельности.

Неделя 4. Лекция «Методы психодиагностики». Задачи, решаемые психодиагностикой. Понятие о психологических тестах. История их создания. Стандартизированные тесты, их виды и назначение. Проективные тесты, их виды, сферы применения.

Семинар «Методы психологического исследования» Литература: Основная – Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии.- 2-е изд. – М.: Владос. 1998стр.15- 22; Дополнительная - Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. М.: 1996. т.1, стр.110 – 128 ;М.В; Гамезо, И.А. Домашенко Атлас по психологии, М., Просвещение, 1986, стр. 24 – 47; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер., 2005; Хрестоматия по общей психологии. – М.: 1982

Неделя 5. Лекция «История возникновения психологических знаний». Религиозно-мифологические представления о душе в древности. Философский период. Материалистические и идеалистические учения о душе в трудах античных философов (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель). Отношение к рациональному объяснению проявлений души в средние века. Развитие психологических идей в эпоху Возрождения. Картезианская философия и учение о сознании Р.Декарта.

Неделя 6 и 7. Лекция «Основные направления психологической науки в Западной Европе и США». Становление психологии как самостоятельной науки и возникновение основных психологических направлений. Понимание психологии как науки, изучающей сознание. Кризис психологии сознания, его причины. Оформление новых подходов к определению предмета психологии в школах фрейдизма, бихевиоризма, гештальт-психологии. Современные направления зарубежной психологии: психоанализ, теория социального научения, когнитивный, гуманистический, трансперсональный подходы к изучению психических явлений.

Семинар. Основные направления психологии в Западной Европе и США. Литература: Основная – Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии.- 2-е изд. – М.: Владос. 1998 стр 524 - 540 А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский Психология, М., Академия, стр. 23 – 130; Дополнительная - Хрестоматия по истории психологии. – М.: 1980.

Неделя 8 и 9. Лекция «История отечественной психологии».Этапы развития психологии в России – дореволюционный, советский, современный. Состояние психологической науки в России в предреволюционный период. Религиозно-идеалистический и естественно-научный подходы к изучению психических явлений в трудах дореволюционных психологов. Значение трудов И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, И.П.Павлова для развития психологической мысли в России. Советский период развития отечественной психологии. Марксизм как методологическая основа советской психологии, его основные принципы. Научное и практическое значение трудов отечественных психологов советского периода: Л.С.Выготского, Д.Н.Узнадзе, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Б.Г.Ананьева и др. Отечественная психология на современном этапе. Задачи отечественной психологии в постсоветский период.

Семинар «История отечественной психологии». Литература: Основная - Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии.- 2-е изд. – М.: Владос. 1998 стр 541 – 543; А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский Психология, М., Академия, стр. 130 - 205; Дополнительная - Хрестоматия по истории психологии. – М.: 1980.

Неделя 10. Лекция «Мозг и психика». Проблема соотношения психики и деятельности мозга. Вклад отечественных физиологов И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Ухтомского, Н.А.Бернштейна, П.К.Анохина и др. в исследование физиологических основ психики. Нервная система человека - результат биологической эволюции. Нейрон – структурно-функциональная единица нервной системы, его строение и свойства. Общая схема строения нервной системы человека. Основные отделы нервной системы. Головной мозг, его строение и функции. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга.

Неделя 11. Лекция «Рефлекторная деятельность мозга». Р.Декарт - основоположник учения о рефлексе. И.М.Сеченов о рефлексах головного мозга и рефлекторной дуге. Виды рефлексов. Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности. Временная связь как физиологическая основа условного рефлекса, закономерности ее образования. Сигнальные системы и специальные типы высшей нервной деятельности человека. Системность в работе коры больших полушарий головного мозга. Теория функциональных систем П.К.Анохина. Обратная афферентация и акцептор результата действия как звенья рефлекторного кольца. Функциональные блоки мозга, их связь с психическими процессами, роль в управлении поведением.

Семинар«Высшая нервная деятельность как физиологическая основа психики».Литература: Основная - М.В; Гамезо, И.А. Домашенко Атлас по психологии, М., Просвещение, 1986, стр.18 – 23; Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии.- 2-е изд. – М.: Владос. 1998, стр. 24 – 63; Дополнительная - Данилова H.H., Крылова А.Л.Физиология высшей нервной деятельности - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 478 с.; Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно-научные основы общей психологии. – М.: Наука. 1987

12 неделя. Лекция «Эволюция психики человека». Материалистическое и идеалистическое понимание проблемы происхождения жизни и психики. Эволюционная теория Ч.Дарвина о происхождении видов – основа научного объяснения филогенеза. Человек как часть живой природы. Этапы биологической эволюции человека. Естественнонаучные основы ее изучения: данные палеонтологии, антропологии, этнологии, этнической и кросскультурной психологии. Изменение среды обитания и переход к прямохождению. Формирование физического облика человека. Возникновение сознания – высшей формы психического отражения и регуляции поведения. Человек как продукт истории человечества. Общественное производство – способ жизни человека. Особенности трудовой деятельности. Биологическая и социальная природа психики человека. Проявление в общественном поведении человека биологического и социального начал, необходимость их учета при объяснении поступков и поведения людей.

13 Неделя. Лекция «Сознание как высшая стадия развития психики». Общественно-историческая природа сознания. Свойства сознания: активность, предметная направленность, способность к опережающему отражению, к рефлексии, мотивационно-ценностный характер. Взаимосвязь сознания и культуры. Основные положения культурно-исторической теории происхождения высших психических функций Л.С.Выготского. Процессы интериоризации и экстериоризации - мех

Наши рекомендации