Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда– часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.) материалами, оборудованием и инвентарём, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

РППС группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации, учитывающей возрастную и гендерную специфику для реализации общеобразовательной программы.

3.2.1. Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды:

• Конституция Российской Федерации от 23.12.1993 года, с изменениями от 30.12.2008

• Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 185 от 02 июля 2013г.

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении ФГОС ДО» № 1155 от 17 октября 2013г.

• Комментарии к ФГОС ДО Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-249 от 28 февраля 2014г.

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

• Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/1912 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»

3.2.2. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает и гарантирует в соответствии с ФГОС ДО:

• Охрану и укреплениефизического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, уверенность в собственных возможностях и способностях

• Максимальную реализацию образовательного потенциала пространстваОрганизации, Группы и прилегающей территории, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.

• Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выборадетьми материалов, видов активности

• Открытость дошкольного образования и возможность взаимодействия родителей воспитанников в образовательном процессе, воспитании, охране и укрепления их здоровья.

• Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребёнка

• Созданы равные условиядля детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям, имеющих различные возможности здоровья.

• На протяжении процесса взросления ребёнка все компоненты (мебель, игрушки, оборудование, материалы) РПП среды также меняются, обновляются и пополняются.

3.2.3. Основные принципы организации РППС ДОУ:

Для выполнения задачи развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов РППС является:

• Содержательно-насыщенной – включает средства обучения, материалы, инвентарь, игровое, спортивное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей.

• Трансформируемой – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей.

• Полифункциональной – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (детской мебели, мягких модулей, ширм) в разных видах детской активности

• Безопасной – все элементы РППС соответствуют требованиям безопасности

• Доступной – обеспечивается свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности

Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие), игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной, изобразительной, самообслуживание и элементарный бытовой труд)

Наши рекомендации