Организация развивающей предметно – пространственной среды.

Пространство группы организовано в виде хорошо разгра­ниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием об

Центр развития Образовательная область Предметное насыщение
Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
  Уголок для сюжетно- ролевых игр Социально - коммуникативная Куклы разных размеров, Наборы кукольной посуды: кукольная мебель, кукольные коляски, Предметы – заместители для сюжетно – ролевых игр. Атрибуты для ряженья(шляпы, сумки, косынки, фартуки). Атрибуты для сюжетно – ролевых игр («Дочки – матери», «Мини-Маркет», «Столовая», «Ателье Мод»,«Доктор Айболит», « Парикмахерская».)    
Уголок ряженья (для театрализованных игр) Социально-коммуникативное Для театрализованной деятельности: кукольный театр с деревянными, пластмассовыми куклами, маски сказочных героев, книжки – раскладушки, магнитофон, компакт диски со сказками. Костюмы, маски, парики, наборы для грима, различные атрибуты для театрализованной деятельности. Различные виды театров: настольный, фланелеграф, театр варежек, пальчиковый театр и др.    
  Книжный уголок       Речевое развитие. Для чтения и рассматривания: книжки с русскими народными сказками, книжки - малышки ( потешки, прибаутки, пестушки, чистоговорки, скороговорки, и т. п.), книжки раскладушки   Дидактические игры по речевому развитию (по звукопроизношению, лексике, граммстрою; развитию связной речи). Подбор дидактических игр, иллюстраций о животном и растительном мире, о человеке, о предметном мире. Иллюстрации к скороговоркам, поговоркам, пословицам, загадкам, стихотворениям. Подбор книг, игр, иллюстраций о видовых и родовых понятиях, об общественных праздниках. Наличие разнообразных пособий на выработку правильной воздушной струи. Различные виды театров: настольный, фланелеграф, театр варежек, пальчиковый   театр и др. Игры типа «Чудесный мешочек», тактильные дощечки, пособия для развития слухового внимания (наполнены разными крупами, орехами и т.д.) Картотека пальчиковых игр. Театр на прищепках. Игры для развития мелкой и крупной моторики. Игры для развития дыхания, артикуляционного аппарата. Массажные мячики, щетки. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений (плоскостные фигурки животных с различными поверхностями – меховой, бархатной и т.д., «Тактильные кубики», «тактильные коврики» и т.д.). «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками или пластиковыми фигурками животных. Дидактические игры «Сложи картинку» (из 4 кубиков), пазлы (на 10 – 15 элементов), шнуровки и вкладыши с изображением различных животных и их детенышей, предметов и игрушек разного цвета и размера   Зеркало Игры на поддувание Игры по развитию речи Картотека пальчиковых игр Картотека речевых пятиминуток Сухой бассейн Нетрадиционное оборудование (игры с прищепками, «Лы- жи». Книжки-малышки «Чистоговорки» , «Скороговорки» Папки по расширению словарного запаса детей Шнуровки Мозайки разных размеров Массжные мячики Логокуб     Бегемотик «Жужа» Полка для книг. Детские книги по программе и любимые книги детей. Книжки-малышки с произведениями фольклора малых форм.    
  Уголок для настольно - печатных игр Познавательное развитие Наборы картинок для группировки, по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детёнышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель. Наборы парных картинок одной и той же тематики (предметных) для сравнения. Наборы парных картинок «Лото» (из 2-3   частей), той же тематики Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделёнными на 2-4 части. Разрезные картинки, разделённые на 2 части по прямой. Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации) Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребёнку, - сказочной, социобытовой) крупного формата. - Игры-путешествия по глобусу, карте родного края; - акции миролюбия и охраны всего живого на земле через гуманные действия, театрализацию, рисунок, аппликацию     («Дружат дети всей земли», «Со­храним все живое на родной земле Урал», «Пусть летят наши птицы мира» и т.п.); - рассказы взрослого, чтение книг, просмотр видеофильмов, видео презентаций, прослушивание аудиозаписей, беседы, наблюдения; - экспериментирование; - сказы П.П. Бажова;
  уголок природы (наблюдений за природой)   Познавательное развитие Сухой аквариум, комнатные растения, муляжи овощей и фруктов, календарь погоды, наглядный иллюстративный материал (картинки с изображениями домашних животных), материал для проведения элементарных опытов (песок, формочки для песка и изготовления цветных льдинок), материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведёрки). Настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания. Природный материал. Календарь наблюдений за растениями, животными. Литература природоведческого содержания (по изучаемой и изученной теме). Книги и иллюстрации осезонных   изменений природы, иллюстрации с животными (дикие и домашние, их детеныши). Сказки, потешки, стихи о животных, природе (С. Маршак, А. Барто и т.д.). Подборка литературы по сезонам, праздникам, о труде взрослых и детей. Фотоальбомы с фотографиями природы в разное время года, с семейными фотографиями детей группы в разное время года. Кассеты с записью «голосов природы» (шум ветра, шум моря, шум дождя, пение птиц, голоса животных и т.д.)  
    спортивный уголок Физическое развитие Для игр на ловкость: (шар и воротца (набор), жёлоб для прокатывания шаров и тележек, мячи (разного размера. Для ходьбы, бега, тренировки равновесия: (валик мягкий укороченный, горка детская, коврики дорожки массажные со следочками (для профилактики плоскостопия), шнур длинный . Для ползания и лазания: (лесенка-стремянка двухпролётная, лабиринт игровой, ящики для влезания (складирующиеся один в другой). дорожки. Кольцеброс. Гимнастические палки. Ленты разных цветов на кольцах. Кегли. Флажки разных цветов. Мишени на ковролиновой основе с набором мячиков на «липучке» (дартс). Подвижные игры народов Урала. «Гори, гори ясно!» Спортивный инвентарь: Для общеразвивающих упражнений: (мяч массажный, мяч резиновый, обруч плоский, палка гимнастическая короткая, колечко с лентой, кольцо резиновое (малое, большое) Кубики маленькие и средние. Короткие скакалки. Мячи всех размеров. Вожжи. Обручи (3 – 4 шт.). Вертушки. Атрибуты для подвижных игр     (шапочки, маски). Ленты, флажки (основных цветов).Массажные коврики и ребристые
  Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей: конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. Художественно – эстетическое развитие.   Ударные музыкальные инструменты: (погремушки, бубны, шумелки). Атрибут – игрушки: (исполнение на музыкальных занятиях в играх, плясках, песнях) Музыкальные игрушки: (неваляшки, музыкальные молоточки, шарманки, шумелки, стучалки) Магнитафон, компакт – диски.   Материалы для конструирования; Строительный материал: (крупногабаритный напольный конструктор, игрушки (домашние и дикие животные, матрёшки, машины и т. п.), сомаштабные строительному материалу. Конструкторы: (пластмассовые конструкторы, содержащие геометрические фигуры (кубики, призмы, пластины, кирпичики разных цветов), разнообразные модульные конструкции. Конструктор «Лего» Конструктор «Сотовый» Небольшие игрушки для обыгрывания построек Мелкие транспортные игрушки   Для рисования: (набор цветных карандашей (6 цветов), набор фломастеров (6 цветов), гуашь (6 цветов), круглые кисти (беличьи, колонковые, № 10-14), ёмкости для промывания кистей, салфетки из ткани, подставка под кисти, бумага для рисования.   Для лепки: (пластилин, доски 20*20, салфетки из ткани 30*30.   Разные виды бумаги, разных цветов и размеров и разная по фактуре, альбомы, листы ватмана, акварель, гуашь, восковые мелки, карандаши – цветные, простые, краски акварельные, фломастеры, пластилин, глина, кисти, стеки, дощечки для лепки,   трафареты, картон белый и цветной, раскраски
Музыкальный уголок Художественно – эстетическое развитие. Музыкальные инструменты, шляпки для различных танцев, костюмы артистов. Детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистки, барабаны.     Папка «Музыкальные инструменты»
Уголок игрушек для мальчиков   Познавательное развитие. Машинки разных размеров Строительные инструменты  
Уголок патриотического воспитания Познавательное развитие Президент РФ, Премьер- министр, Герб РФ, Флаг РФ, Глобус, карта, Фотографии исторических памятников Тавды. Альбом о Тавде и Тавдинского района. Папки с изображением достопримечательностей России. Книги с рисунками и фотографиями об истории и состояния своего района, города, страны. Иллюстрации и макеты военной техники, игрушки оружие, папки: с портретами героев ВОВ, Иллюстрации с изображением родов войск и макетов военной техники. Фуражки лётчика, пограничника, ракетчика, бескозырка моряка.  
Логопедический уголок Речевое развитие Пособия для развития мелкой моторики: шнуровки, пальчиковые игры, мозаика, сухие бассейны с сыпучими материалами, мнемотаблицы для составления предложений, рассказов. Предметные, сюжетные картинки, логокуб. Пособия     дыхательной, артикуляционной гимнастики. Книжки-малышки по звуковой культуре речи, зеркало, ведущая игрушка.  
Исследовательский центр Познавательное развитие   Материал для проведения элементарных опытов: микроскоп, лупа, ёмкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, магниты, мерные ложечки и сосуды, миски, бутылочки, сито, воронк. Бросовый материал(механические часы, ящики, деревянные бруски, гайки, болты, шурупы, отвёртки, губки, дощечки, деревянные молотки и тд.).Пипетки, нитки, марля, сетка. Макеты «Животные нашего леса», «Лес», «Птицы», «Водоем» для ознакомления детей с природной зоной Урала.  




Список используемой литературы

1. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: Контрольно-диагностическая функция.-М.: ТЦ Сфера, 2005.-64с.

2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2006-96с.

3. Вершинина Н.Б., Суханова Т.И Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду.-Волгоград: Учитель,2010.-111с.

4. Волкова В.А., Соколова Н.Б. Воспитательная система в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2007-128с.

5. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-144с.

6. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. – 2010.-176с.

7. Казакова И.Н. Годовое планирование в ДОУ . Трудности, ошибки, пути преодоления.- М.: ТЦ Сфера, 2006.-64с.

8. Лукина Л.И. Безопасность дошкольного образовательного учреждения- М.: ТЦ Сфера, 2007.- 144с.

9. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128с.

10. Скоролупова О.А Планирование как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «Издательство Скрипторий

2003», 2010.-104с.

11. Скоролупова О.А Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.-88с.

Наши рекомендации