Развивающая предметно-пространственная среда первой младшей группы №1

Первую младшую группу посещают дети от 2 до 3 лет, которые впервые начали посещать дошкольное учреждение, поэтому важно, чтобы организация среды групповых помещений была привлекательна для воспитанников, вызывала интерес к игровой деятельности, общению с педагогом и сверстниками

Центры РППС:

  1. Центр сенсорного развития и познавательно-исследовательской деятельности
    (образовательная область «Познавательное развитие»)
  2. Центр конструирования
    (Образовательная область «Познавательное развитие»)
  3. Центр игровой деятельности
    (Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)
  4. Центр речевого развития и
    Центр книги
    (Образовательная область «Речевое развитие»)
  5. Центр театрализованной деятельности
    (Образовательная область «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие»)
  6. Центр музыкального развития
    (образовательная область «художественно-эстетическое развитие»)
  7. Центр изобразительной деятельности (образовательная область «художественно-эстетическое развитие»)
  8. Центр Физического развития
    (Образовательная область «Физическое развитие»)

3.2.4.1. Перечень дидактических игр и пособий, посредством которых реализуется образовательная деятельность в Центре сенсорного развития и познавательно-исследовательской деятельности:

Для организации обогащения сенсорного опыта детей предусматривается использование нескольких разных аналогов пособий, игр. Это активизирует детский интерес к ним, «поддерживает» познавательную активность. В данном возрасте ценен опыт тактильно-кинестетического обследования предметов. Поэтому применяемые материалы, пособия стимулируют разнообразные обследовательские действия, являясь безопасными. В наборах геометрических фигур, полосок и предметов для сравнения по размеру предусмотрено более сложное содержание («на вырост»), которое будет осваиваться несколько позже. Именно в деятельности с данными элементами у детей активно развивается и дифференцируется восприятие. При этом многообразие элементов «провоцирует» «экспериментирование» с ними.

Используемые дидактические игры построены преимущественно по принципу вкладышей. Материалы достаточно крупные (учитывая уровень развития моторики детей), прочные; «ярко» представляют различия по размеру, цвету, форме.

Оборудование и материалы для экспериментирования:

  1. Стол – поддон для воды и песка
  2. Набор для экспериментирования с водой: емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания – черпачки-сачки.
  3. Набор игрушек: рыбки, кораблики,
  4. Набор для экспериментирования с песком: формочки разной формы и размера, совочки, лопатки, мельница
  5. Живые объекты: комнатные растения, с четко выраженными основными частями (лист, стебель, цветок), ярко и обильно цветущие

Дидактические игры:

1. Разложи шарики по цвету ведёрка

2. Сделаем бусы кукле Кате («овощи-фрукты», «шарики-кубики» и др.)

3. «Подари ёжику (ёлочке) иголки» (прищепки)

4. Игры с пробками (выкладывание пробок по заготовленным карточкам; накручивание пробок (листочки по цвету, пуговки снеговику, светофор)

5. «Без колёс не поедет паровоз» (цвет)

6. «Помоги ёжикам разделить яблочки» (пробки по цветам)

7. «Бабочка, найди свой цветок» (цвет)

8. «Разложи флажки по цвету»

9. «Разложи овощи по банкам» (цвет, знание овощей)

10. «Разложи листочки по цвету»

11. «Разложи фигуры по форме и цвету»

12. «Посади матрёшек в машину» (цвет, величина)

13. «Разложи овощи и фрукты»

14. «Собери грибы по цвету и величине»

15. «Подари Мишке зонтик» (цвет, величина)

16.«Собери цветочки в вазу» (цвет, величина)

17.«Найди свою полянку»

18.«Подбери пёрышко»

19.«Собери цветок из лепестков»

20. «Спрячь киску»

21. «Кто где живёт?»

22. «Собери неваляшку»

23.«Угости зайчика морковкой» (плоскостной)

24.«Угости зайчика морковкой» (на липучках – величина, количество)

25.«Собери снеговика»

26.«Кого Таня увидела на прогулке?»

27. « Сложи целое»

28.«Что летает, плавает, ездит?»

29.«Кто что ест?»

30.«Чей хвостик короче, чьи ушки длиннее?»

31.«Кто где живёт?»

32.«Кого мы встретили в лесу?»

33.«Что в корзинке?»

34.«Угадай, что на картинке?»

35. «Птичий двор» - живая картинка

36. «Почини кормушку»

ЛОТО:

1.ЛОТО для малышей

2.«Домашние животные и птицы»

3. «Лесные животные»

4. «Овощи»

5. «Овощи-фрукты»

6.ЛОТО разное

7. ЛОТО (квадратное поле из 4-х картинок – транспорт, посуда, овощи, животные)

8. «Птицы зимой» - голубь, ворона, воробей, синица, снегирь

Пособия – настольные игры:

1.«Кто что делает?»

2. «Ты чей, малыш?»

3. «Мой дом»

4. «Чей домик?»

5. «Уютный домик»

6. «Большой-маленький»

7. « Собираем урожай»

8. «Домашний уголок»

9. «Парочки» (6 картинок)

10. «Картинки-половинки»

11. «Уютный домик»

12. «Собери целое» из 2-3 частей : «Домашние животные», «Любимые игрушки», «Лесные животные», «Забавные машинки», «Дары лета»

13. Блоки Дьенеша

14. Палочки Кюизинера

Рамки Монтессори:

1. «Цыплята», «Утята», «Матрёшки» - величина

2. «Животные» - зайка, мышка, кошка, птичка … (5 элементов)

«Животные» - собачка, мышка…(5 элементов)

3. «Фрукты», «Овощи»

4. «Кто где живёт?»

5. «Ванная комната»

6. «Одежда»

7. Геометрические фигуры

Выпиловки:

1. «Квадрат-круг», «Гриб», «Домик», «Грузовик»

2. «Геометрические фигуры»

3. «Транспорт» (5 элементов – автомобиль, самолёт, паровоз, кораблик, вертолёт)

4. «Автомобили» (Пожарная машина, гоночная, скорая помощь, автобус и т.д.)

5. «Ферма» (домик-люди, сарай-корова, яблоня-яблоки, овечка-шерсть, курочка-яйца)

6. «Домашние животные на ферме»

7. «Игрушки»

8. «Детёныши»

9. Круги большие-маленькие

10. Треугольники большие-маленькие

Выпиловки-пазлы:

1. «Щенок»

2. «Курица с цыплятами»

3. «Курочка Ряба»

Пазлы (4 части) деревянные

1. «Автомобили»

2. « Времена года»

3. «Кошка»

4. «Животные леса»

5. «Транспорт»

6. «Мишка» (одежда, обувь)

Мягкие пазлы:

1. «Геометрические фигуры»

2. «Игрушки»

3. «Узнай цвет»

4. «Животные» - слон, лев, носорог, лось - из двух частей (с гладкой и шершавой поверхностью на оборотной стороне)

Магниты:

1. «Дорожное движение» ( перекрёсток)

2. «Игрушки»

3. «Водоём», «Кот на рыбалке», «Морские рыбы и животные»

Шнуровки и пристёжки:

1. «Фрукты-овощи», «Животные» - (нанизывание деревянных элементов на шнурок)

2. Бусы (шарики-кубики)

3. «Черепашки» (деревянные прямоугольники с отверстиями и гвоздиками, можно продевать шнурок, или обматывать вокруг гвоздиков)

4. Картонные, деревянные (сапожок, пуговица, зайчата) и войлочные основания (ёжик, машинка) с отверстиями

5. Подушка-полянка основных цветов с пуговицами, цветочки с прорезями

6. «Ёжик и овощи» (настенное пособие)-липучки

7. «Корзина с фруктами» - липучки

8. «Сказка Теремок» - липучки

9. «Сказка Репка» - липучки

Разное:

1.Бочонки

2. Стаканчики-вкладыши

3. Пирамидки

4.Грибочки (цвет, величина)

5. Мозаика (крупная, мелкая, втыкалочки-грибочки)

6. Столбики (геометрические фигуры, цвет)

7. Горочка с шариками основных цветов

8. Стучалочки: коробочка с шариками основных цветов и молоточком, столбики

9. Занимательные коробочки

10. Волшебные экраны

11. Матрёшки: Трёх-местные и пятиместные; «Курочка-ряба», «Светофор»

12. Кубики: «Овощи»; Кубики Никитина «Сложи узор»

3.2.4.2. Перечень наборов конструкторов, пособий и материалов, посредством которых реализуется образовательная деятельность в Центре конструирования:

1. Набор крупного (напольного) строителя

2. Наборы кубиков и кирпичиков основных цветов

3. Наборы конструкторов пяти видов

4. Набор Лего

5. Блоки Дьенеша

Игрушки для обыгрывания построек:

1. Машинки (грузовики, легковые), паровозики,

2. Горочки

3. Животные, резиновые игрушки

4. Деревья

Выпиловки:

1. «Квадрат-круг», «Гриб», «Домик», «Грузовик»

2. «Геометрические фигуры»

3. Круги большие-маленькие

4. Треугольники большие-маленькие

Выпиловки-пазлы:

1. «Щенок»

2. «Курица с цыплятами»

3. «Курочка Ряба»

Пазлы (4 части) деревянные

1. «Автомобили»

2. « Времена года»

3. «Кошка»

4. «Животные леса»

5. «Транспорт»

6. «Мишка» (одежда, обувь)

Мягкие паззлы:

1. «Геометрические фигуры»

2. «Игрушки»

3. «Узнай цвет»

4. «Животные» - слон, лев, носорог, лось - из двух частей (с гладкой и шершавой поверхностью на оборотной стороне)

Дидактические игры:

1. «Собери неваляшку»

2. «Собери снеговика»

Разное:

1. Мозаика (крупная, мелкая, втыкалочки-грибочки)

2. Кубики: «Овощи»; Кубики Никитина «Сложи узор»

3.2.4.3. Перечень оборудования, игровых материалов, атрибутов и игрушек в Центре игровой деятельности:

В распоряжении воспитанников находятся разнообразные игрушки, каждая из которых выполняет определенную функцию. Так, развитию движений ребёнка способствуют игры с тележкой, обручем, мячом, а для развития мелких движений пальцев рук имеются пирамидки, разборные игрушки, мозаика, лото. Чтение вслух книжек, рассматривание картинок, изображений животных, птиц полезны для совершенствования детской речи. Куклы, машины, строительный материал различной величины и формы вносят разнообразие и интерес в игры ребенка, будят творческое начало, воображение, стремление к самостоятельности.

Образные игрушки-прообразы персонажей сообразны размеру детской руки, соответствуют особенностям развития моторики ребенка. Поэтому, оптимальный размер куклы 30-35 см. Есть куклы, которые могут "подыгрывать" ребенку, быть подвластны ему. Это куклы, имитирующие ребенка-грудничка (пупсы) и куклы-"ровесницы" ребенка. Располагаются образные игрушки в совокупности с другими игровыми предметами, создающими игровую ситуацию, побуждающую детей к сюжетно-отобразительным действиям (например, кукла сидит за столом, перед ней — тарелка и ложка и т.д.). В распоряжении малышей имеются наборы предметно-тематических игрушек, которые помогают им отобразить доступные трудовые действия и бытовые ситуации: наборы крупногабаритной, соразмерной росту ребенка, комнатной и кухонной мебели, бытовых приборов; наборы различных видов посуды; предметы домашнего обихода; наборы «Маленький доктор», «Магазин».

Оборудование

1. Ширма - домик (теремок)

2. Ящик с предметами-заместителями среднего размера

Наши рекомендации