Регионах России и зарубежья в абс. пок.
Наименование региона | Количество смертей |
Норвегия | |
Швеция | |
Северо-Американские Соединенные Штаты | |
Франция | |
Санкт-Петербург | |
Европейская Россия | |
Москва | |
Пермская губерния | |
Кунгурский уезд Пермской губернии |
Неблагоприятная ситуация со смертностью понуждает Попечительство рекомендовать целый ряд неотложных мер своим учреждениям на местах:
· осуществить распространение среди населения необходимых сведений о детской гигиене, правильном уходе за детьми посредством распространения печатных изданий, организации курсов, бесед и консультаций;
· обратиться в правительственные, общественные, частные учреждения на местах с ходатайством о принятии мер по борьбе с детской смертностью;
· содействовать (по примеру Западной Европы) в открытии местных приютов для грудных детей под постоянным контролем и руководством врачей.
Начало ХХ века ознаменовалось еще одним событием,, сыгравшим значительную роль в становлении системы специального образования в уральском регионе.
В1900 году группа граждан обратилась в Пермскую городскую управу о выделении земли под строительство школы-хутора для глухонемых. Однако данная просьба в силу разных причин удовлетворена не была, но это не значит, что вопрос о необходимости обучения глухих детей остался без разрешения. В дальнейшем инициатива обучения глухонемых детей принадлежала частной учительнице Нине Георгиевне Красноперовой., работавшей в скромной обстановке, за доступную цену, а нередко и бесплатно.
В 1908 году в г. Перми организуется Пермское общество о попечении глухонемых, которое берет под свою опеку частную школу Н.Г.Красноперовой. Получив субсидию в 1000 рублей от Пермского губернского земства, Общество снимает, скромное, приличное помещение и открывает в 1909 году вновь образованную школу – интернат на 10 детей. Устроители жалуются на нехватку средств и отсутствие второго учителя, в силу чего приходится отказывать многим желающим получить образование. Лишь в 1910 году удалось нанять вторую учительницу и открыть еще один дополнительный класс. Попечители школы отмечают сложность в подборе необходимой кандидатуры на должность педагога, вследствие чего пришлось командировать одну из местных учительниц в г. Санкт-Петербург для курсовой подготовки.
Комитет общества о попечении глухонемых отмечает несомненные успехи в обучении детей и рассматривает дальнейшие перспективы развития дела призрения и обучения глухих в Пермской губернии. В распоряжение Общества поступает участок земли 10 десятин в Осинском уезде, предоставленный князем Голициным для постройки хутора-школы и дом под школу для глухих в Нытве. Общество ведет статистику количества лиц с нарушениями слуха в Пермской губернии, которых по их данным на то время числилось более 4000 человек. Однако отсутствие средств, необходимого числа специалистов не дает возможности расширения сети отделений для обучения всех нуждающихся глухонемых.
Ценные для нашего исследования данные о первом прецеденте обучения детей с умственной отсталостью на Урале мы узнаем из трудов Х.С.Замского (1995), который, отмечая важность для Российской олигофренопедагогики Первого всероссийского съезда по вопросам народного образования (13 декабря 1913 – 3 января 1914), отмечает, в частности, о сообщении, сделанном делегатом из Пермской губернии, П. Оболенской-Засухиной. Данная учительница выступала с докладом об опыте открытия вспомогательной школы, поднимая вопрос о создании таких учреждений в сельской местности. Здесь мы можем высказать только предположение, приведенное Н.Л. Лестовой в своем диссертационном исследовании (2007). Ею были обнаружены архивные сведения о нескольких Оболенских, занимавшихся педагогической практикой на территории Пермской губернии в то время. Можно предположить, что речь идет о П.П. Оболенской, окончившей курс в Санкт-Петербургской земской учительской школе и работавшей учительницей в Чердынском уезде с 1889 года. Возможно, отсутствие данных о ее деятельности по обучению умственно отсталых детей объясняется работой именно в уезде, а не в губернском городе. Возможно, сыграло свою роль и то обстоятельство, на которое указывает Ф.М. Новик: «олигофренопедагогические» учреждения в России находились в стороне от общей школьной системы образования».
В архивных источниках мы находим также упоминание о том, что в этот период времени на территории Урала функционируют специальные классы для неуспевающих и труднообучаемых детей при земских училищах. Так, инспектор земских училищ Екатеринбургского уезда П.И. Малоземов просит, в своем письме от 26 августа 1915 года на имя земского начальства, разрешения на открытие класса и выделения средств для «труднообучаемых» детей при одном из училищ, ссылаясь на то, что подобные классы в других уездах Пермской губернии оказались полезными в деле обучения и приспособления таких детей к жизни.
Подводя итог дореволюционному периоду развития специального образования на Урале, необходимо отметить, что в эти годы была заложена основа для его дальнейшего развития. Появились первые учреждения для обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, слуха и интеллекта. Разумеется они не могли решить всех проблем Уральского региона с положением аномальных детей в обществе и оказанием им педагогической помощи, адекватной их потребностям, тем не менее первые учреждения системы специального образования подавали пример и указывали путь для расширения ее сети в регионе.
2.4. Состояние системы специального образования на Урале в первые годы
Советской власти
Первые годы советской власти, последующая гражданская война и послевоенная разруха нанесли серьезный урон системе оказания помощи аномальным детям. То немногое, что было создано в дореволюционный период, пришло в упадок.
Оживление деятельности по восстановлению системы народного образования на Урале происходит в 20-е годы ХХ века в связи с организацией Пермского Губсоцвоса (отдел при Губернском Народном комиссариате просвещения), занимающегося вопросами общественного воспитания. Первые упоминания об общих особенностях организации дела образования и воспитания дефективных детей (здесь и далее используется терминология того времени) относятся к началу 20-х гг. Планы работы подотдела правовой защиты Губсоцвоса в 1920 году отражают наиболее болезненные для того времени вопросы общественного воспитания, которым государство намерено охватить всех детей с дефективностью: подбор педагогов для работы, борьба с беспризорностью, руководство деятельностью по опеке в уездных и волостных отделах образования, надзор за опекунами. В качестве основных направлений работы в ближайшее время планировалось, в частности, следующее:
· организация мастерских при домах для дефективных детей;
· разработка плана более углубленной работы с умственно отсталыми детьми;
· выделение морально дефективных детей в особый детский дом;
· сортировка детей по детским домам в соответствии с их способностями;
· изучение здоровья детей в детских домах;
· чтение докладов для педагогов по вопросам дефективности.
Послевоенная разруха, экономический упадок и голод стали причиной того, что первая попытка статистического обзора, дающая представление о системе народного образования на Урале была предпринята лишь в 1922-1923 гг. Статистический обзор был представлен Б.Н.Бер-Гуревичем по поручению Пермского губернского отдела народного образования. В 1923 году образование Пермской губернии представлено следующей сетью образовательных учреждений:
· 998 школ первой ступени (67646 учащихся);
· 22 школы второй ступени (4270 учащихся);
· 16 школ-коммун, совмещающих детские дома со школами первой ступени (1893 воспитанника);
· 57 детских домов для детей школьного возраста (3180 воспитанников);
· 27 детских домов для детей дошкольного возраста (1389 воспитанников);
· 14 детских садов (данные о количестве мест в них отсутствуют).
В эти же годы создается система воспитательных учреждений для борьбы с детской дефективностью и беспризорностью. Она включала в себя 3 типа учреждений:
· комиссии по делам несовершеннолетних (по одной комиссии на каждый уезд);
· приемники – распределители (по одному на каждый уезд);
· детские дома для воспитания физически и морально дефективных детей (по одному учреждению для глухих, слепых и умственно отсталых детей и одно учреждение для морально дефективных детей).
Несмотря на удручающий характер всей системы оказания помощи дефективным детям и развала дореволюционной сети специальных учреждений, местные органы власти умудряются создавать нежизнеспособные органы управления процессами устройства жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подробные данные об оказании помощи детям в системе специального образования Пермской губернии приводим в таблице 4.
Таблица 4