Количество учебных заведений в Пермской губернии и учащихся в них

В 1887 году (в абс. пок.)

Вид учебного заведения Количество Учащихся в них
Гимназии
Прогимназии
Реальные училища
Технические училища
Духовная семинария
Духовные училища
Женское епархиальное училище
Уральское горное училище
Гороблагодатское окружное горное училище
Уездные училища
Училища, работающие по Положению от 31. 05. 1872 г.(четырехклассные, трехклассные, двухклассные)
Частные училища (двухклассные и четырехклассные)
Ирбитское ремесленное училище
Кунгурская Елисаветинская женская рукодельная школа
Одноклассные, бывшие горного ведомства
Училища при монастырях и общинах
Церковно-приходские школы
Правительственные, земские городские и частные народные училища
Земские школы грамотности
Фабричные и заводские училища
Приюты и сиротские дома
Воскресные школы
Пансионы и школы частных лиц
Домашние крестьянские школы грамотности (школки)
Школы для инородцев
Всего

Как свидетельствуют приведенные в таблице 2 данные, к концу ХIХ века система народного образования на Урале приобретает развернутый и дифференцированный вид, однако на этот период времени она еще не предусматривает наличия учреждений для обучения детей с ОВЗ.

Вместе с тем, архивные источники и литературные данные позволяют говорить о том, что некоторая часть детей с трудностями в обучении находила место в имеющейся системе образовательных учреждений. Так, в списках Малого народного училища г.Перми за 1785 год указывается, что в данном заведении обучались дети с различными уровнями способностей. К примеру, Матвей Бякишев (7 лет) «пишет литеры, из грамматики о частях речи (параграф 30), из катехизиса вопрос 6», а Лука Балашов (также 7 лет, в том же году принят в школу) обучился «выговору из трех литер, состоящих из слогов, но косноязычен, неспособен изучать чтение». Из 578 учеников уездных училищ, подвергавшихся испытаниям в 1873 году, 52 ученика показали недостаточные знания (9%) по причине неспособности к обучению.

В отчете о работе начальных училищ Пермского уезда за 1891 год говорится, что, например, в Кусье-Александровском мужском училище «при удовлетворительном составе учащих» «встречаются очень часто такие дети, с которыми учитель не может достигнуть удовлетворительных успехов при всех усилиях и опытности. …Случается, что таких учеников набирается в одном отделении человек до 20 и более и результат обучения при этих условиях обыкновенно бывает плохой».

Как отмечает известный ученый Н.Н.Малофеев: «Учреждение земств способствовало развитию русской народной школы, однако оно не смогло обеспечить реализации идей всеобщего обучения и местные инициативы, связанные с попытками учить аномальных детей, остались единичными» [2001, с.9].

Призрение нуждающихся (в том числе лиц с дефектами в умственном и физическом развитии) в середине ХIХ века на Урале связано не только с деятельностью «Приказа общественного призрения», но и развитием частной благотворительной инициативы. Архивные материалы и литературные источники позволяют проследить характер отношения уважаемых и богатых людей Урала к проблеме общественного призрения. Владельцы уральских заводов (Строгановы, Демидовы, Абемелек-Лазаревы, Голицины, Шуваловы, Всеволжские, Яковлевы, Поклевские-Козел) владели огромными территориями с их богатыми природными и людскими ресурсами и считали своей обязанностью осуществлять социально направленную благотворительную деятельность.

Наиболее активно в этом направлении работала семья Абемелек-Лазаревых. Так, в 1848 году по представлению управляющего вотчинами Лазаревых они отдают одно из собственных зданий для нужд попечения. Управляющий ходатайствовал об устройстве в Чермозском заводе и соляных промыслах «в приличных местах богадельных домов для беспомощных людей и сирот», особенно для тех, которые «или силами совершенно слабые, или имеют неизлечимые и отвратительные болезни, поелику таких и на квартиры нигде не принимают, но водворить оных по неимению ни при одном главном селении помещений некуда».

В этом же году в имениях Лазаревых учреждены сиротские попечительства. Система призрения сирот была представлена частными сиротскими учреждениями при каждой сельской земской конторе, заводской промысловой конторе и Главном сиротском попечительстве при Чермозском главном правлении заводами. Попечителями назначались, как правило, приказчик и два жителя из благонравных и состоятельных крестьян или служителей и мастеровых. Им предписывалось знать «обстоятельства каждого сироты». В обязанности попечительств входило извлечение и обобщение сведений по сиротам, в том числе об их «нравственных, умственных и телесных особенностях», поиск родственников, опекунов (призревателей), наблюдение за качеством призрения. Призреватель обязан был обучать «сколько возможно грамоте и письму», приучать к труду и ремеслам, «довольствовать пищей на равных со своими семьянами» (ГАПО, Н, л. 7). На январь 1851 года всего по селам и заводам Лазаревых призревается 1522 человека, из которых непосредственно в приютах и богадельнях (в Чермозских и Полазненских госпиталях, в богадельне с. Дмитриевского) находится 55 человек. В их числе: 7 - слабоумных, лишенных рассудка; 3 – слепых; 2 – по физическим уродствам.

Интересна также и такая форма призрения, как зачисление мальчиков-сирот в воспитанники И.Х.Лазарева, которые соответствующим образом призреваются и обучаются. Из 20 воспитанников выделим два примера: Руфь Якин (12 лет), который «туп, но круглый сирота» и Федор Лодейщиков (10 лет) – «сын малоумной матери». Оба помещены в Чермозскую школу для заводских.

Перечисленные примеры убедительно указывают на то, что благотворительная деятельность распространялась на всех нуждающихся, независимо от их полноценности или неполноценности. Более того, дети не имеющие родителей и дети с наличием различных отклонений и нарушений подлежали призрению в первую очередь.

Отмена крепостного права и последующие государственные реформы способствовали развитию общественной инициативы. В 60-е годы ХIХ века на Урале организуются общественные благотворительные организации, которые ставили своей задачей оказание помощи нуждающемуся населению, оказавшемуся в трудной ситуации в связи с непродуманностью проведения ряда реформ. 12 июля 1862 года в г. Перми организуется Дамское попечительство о бедных, которое возглавила жена пермского губернатора Анна Федоровна Струве. По инициативе данного попечительства и на собранные ими средства в 1865 году в г. Перми открывается приют для нищих, больных, сирот и обремененных, который в 1870 году впервые в российской практике разработал собственный Устав, утвержденный Министром внутренних дел А.Е.Тимашевым. В соответствии с Уставом приют получил новое название «Убежище для бедных детей».

Устав определяет целью «Убежища» – «доставление бедным детям обоего пола, без различия сословий, но преимущественно сиротам, приюта и средств воспитания, которое приучило бы их к труду и приготовило к честной и полезной жизни». Призреваемые обучались школьным предметам, входящим в курс приходских училищ. В свободное время обучались также церковному пению, рукоделиям и ремеслам. В 1889 году при Убежище открываются ремесленные классы для обучения детей футлярно-переплетному, токарно-столярному, слесарно-кузнечному ремеслам. «Для подания помощи находящимся в Убежище больным детям приглашаются врачи, которые посещают Убежище ежедневно».

В данный период времени подобные учреждения открываются и в других уездах Пермской губернии: Убежище для бедных детей в г. Екатеринбурге (1863); детский приют при Верхотурском Николаевском монастыре для воспитания и образования малолетних сирот духовного звания (1867); Александровский детский приют для неимущих детей в г. Турьинские рудники (1868); девичий приют при женской общине в г. Кунгуре (1870); Губкинский приют в г. Кунгуре для призрения бедных детей под покровительством Ее Императорского Высочества, Государыни Марии Федоровны (1875); приют для больных детей-сирот в поселке Юго-Осокинского завода (1886).

Большим событием для всей Пермской губернии и прилегающих территорий явилось открытие в 1890 году первого на Урале училища для слепых детей в г. Перми. Длительное время здесь обучались слепые дети из многих уездов Уральского региона.

Возникновение данного учреждения для аномальных детей связано с деятельностью Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых, состоявшего под августейшем покровительством ее императорского Величества императрицы Марии Федоровны. Письмо уполномоченного Попечительства Пермскому городскому голове П.Е.Сигову от 15 марта 1889 года гласит: «Для призрения находящихся в Пермской губернии неимущих слепых, число которых по собранным в 1886 году данным доходит до 398 (а всех слепых – 6153) человек и для обучения их доступным слепому занятиям, могущим дать им возможность для самостоятельного заработка и тем поддержать свое существование, предлагается построить в Пермской губернии первоначально на небольшое количество убежище для слепых, по собрании необходимых для этого материальных средств.

Строительство дома под убежище началось 25 июля 1889 года, когда городской думой было выделено место под застройку. Каменный двухэтажный дом был полностью построен и отделан на средства купца первой гильдии М.Ф.Рожнова. Торжественное открытие Училища при убежище и приюта для престарелых слепых состоялось 30 августа 1890 года. Вот что пишет по этому поводу Г.П.Недлер, директор Петербургского училища для слепых, поместивший свой отзыв в журнале «Слепец», № 9 за 1890 год: «Дом – прекрасное двухэтажное каменное здание, специально приспособленное для призрения слепых; училище вполне устроено и снабжено всем необходимым, так, что тотчас после открытия его можно было приступить к воспитанию и обучению находящихся слепых детей, которых ко дню открытия училища находилось 7 мальчиков, а в приюте – один 65-летний слепой старец».

Таким образом открытие первого на Урале специального учреждения ознаменовало собой начало нового этапа в развития системной помощи лицам с ограниченными возможностями в этом регионе России, создаются предпосылки для организации педагогической помощи детям с ОВЗ в системе образования.

Характерной особенностью завершившегося этапа является широкое распространение частной благотворительной инициативы, направленной на заботу о сиротах, больных, убогих, нищих. Большая роль в организации системы призрения на Урале принадлежит Пермскому Приказу общественного призрения, а также благотворительной деятельности крупных уральских заводовладельцев, купечества и интеллегенции.

2.2.Развитие специального образования в Уральском регионе в

Конце ХIХ – начале ХХ вв.

Как уже говорилось выше начало новому этапу развития помощи детям с ограниченными возможностями положило открытие училища для слепых детей. По сути – это первый «камень» в строительстве системы специального образования в Уральском регионе, ее первый рубеж и неотъемлемый элемент.

Конец ХIХ века на Урале ознаменовался развитием новых капиталистических отношений. Получили импульс в развитии все отрасли хозяйства, оживилась экономическая и культурная жизнь общества, появляется новый слой уральского хозяйственника и предпринимателя – купечество. В уральском крае возникают предприятия химической промышленности, лесопереработки, машиностроения, организовались довольно крупные коммерческие, торговые, строительные и другие компании. И.А.Слудковская отмечает, что Пермская губерния была в то время одной из крупных губерний России (после Архангельской и Вологодской) и занимала основную часть Урала площадью 291760 кв. версты. Население губернии с !860 по 1897 гг. возросло на 42,3% и составило, согласно данным первой всеобщей переписи населения Российской Империи за 1898 год, 2994302 человека.

Продолжается процесс развития народного образования в Пермской губернии. В его развитии на Урале ведущую роль продолжают играть земства, способствующие решению вопроса о достижении всеобщего доступного начального образования. Они в числе первых выступали с ходатайствами о выделении финансовых средств на всеобщее обучение. При этом их деятельность в этом направлении была совершенно добровольной. В то время как целый ряд губернских земств России не помышлял о всеобщем обучении, пермские земские деятели приступили вплотную к его осуществлению. Несмотря на трудные условия (обширность территории, удаленность от центра) земские управы и сельские общины по мере возможности открывали новые школы. Кроме того, они взяли на себя работу по составлению планов по учету детского населения, которая позволяла выявить действительное положение дел в образовании на местах.

В новых условиях получило дальнейшее развитие специальное образование на Урале. Открытое в 1890 году Пермское училище для слепых детей продолжает расширяться, совершенствуется содержательная работа с учащимися.

Наиболее достоверные и полные сведения о структуре данного учреждения, особенностях организации учебно-воспитательного процесса можно почерпнуть из отчетов Пермского отделения Попечительства Имеператрицы Марии Александровны о слепых за 1902 год.

Прием детей осуществлялся в возрасте от 7 до 11 лет, способного к образованию и обучению, наличия неизлечимой слепоты на оба глаза и отсутствия других телесных недугов и существенных физических недостатков. Слепые дети, принадлежащие к бедным семействам, получали бесплатное содержание. Училище функционировало на проценты с оборота уставных капиталов, платы за содержание и обучение, частных пожертвований, членских взносов Попечительства, доходов от продажи изделий, изготовленных в мастерских училища, церковно-кружечных сборов в главных соборах г. Перми. Общий итог денежных поступлений на нужды Училища составил в 1902 году 10347 рублей, что по тем временам было значительной суммой. Списочный состав на начало года – 43 ученика (28 мальчиков и 15 девочек) из Соликамского, Верхотурского, Красноуфимского, Оханского, Кунгурского, Шадринского, Камышловского, Екатеринбургского, Осинского уездов Пермской губернии, а также из Вологодской и Тобольской губерний. По характеру дефектов картина была следующей: 8 – слепорожденных (19%), 1 – ослепший от механического повреждения глаз (2%), 34 человека (79%) ослепли в возрасте от 2 до 9 лет вследствие заболеваний (оспа, скарлатина и др.). Все ученики являлись представителями крестьянского сословия. Из общего списка 6 учеников были стипендиатами уездных земств, 1 – стипендиат губернского земства.

Структура данного учебного заведения существенно отличалась от других образовательных учреждений того времени. В основе организации лежали учебные планы обычного двухклассного училища с двумя отделениями школы. Кроме того, имелось подготовительное отделение и ремесленные классы. Педагогический коллектив состоял из попечителя, инспектора, законоучителя, учителей - предметников, пения, игры на рояле, скрипке, педагогов по ремеслам. Обязанности врача безвозмездно исполнял попечитель Училища, доктор медицины П.Н.Серебренников, участник русско-турецкой войны 1877 года, работавший ранее на Нижнесалдинском заводе в качестве врача.

В подготовительном отделении большое внимание уделялось сенсомоторному развитию учащихся по программам Фребеля и самостоятельно разработанным в Училище программам, которые включали в себя разнообразный спектр деятельности, направленной на развитие ориентировки и сенсорных очущений (вышивание, плетение, лепка, рукоделие, работа с кубиками и горохом, сгибание бумаги, выборка семян и т.д.).

Регулярное обучение знаниям начиналось после одного – двух лет занятий в подготовительном отделении и освоения учениками Брайля. Недельная нагрузка в разных классах составляла от 37 до 39 часов учебных занятий. Первое отделение давало возможность освоить программы начальной школы, второе отделение предполагало изучение естествоведения, географии, истории, геометрии. Специальные дисциплины представлены уроками чтения и письма по Брайлю, чтения и письма унциалов, лепки. Учащиеся ремесленных классов большую часть времени обучались в мастерских (29 часов в неделю) и только 10 часов отводилось учебным предметам. При училище были оборудованы следующие мастерские: корзинная, сапожная, ткацкая. Обязательными занятиями для всех воспитанников были уроки гимнастики и вокалирования.

Попечителями Училища отслеживалась дальнейшая судьба выпускников, о чем свидетельствуют списки окончивших учебное заведение за все годы его существования с указанием места жительства, образа жизни и занятий. Выпускники зарабатывали на жизнь ремеслами, освоенными за годы обучения, работали псаломщиками, таперами.

Приведенные данные говорят о том, что первое на Урале специальное образовательное учреждение (Училище для слепых детей) было современной по тем временам школой, имеющей прекрасную материальную базу, образованный состав педагогов, что позволяло решать главную задачу – приспосабливать слепых к самостоятельной жизни.

Конец ХIХ – начало ХХ столетия на Урале характеризуется активностью благотворительных организаций, количество которых к началу ХХ века в Пермской губернии составляло более трех десятков. Наиболее продуктивной была деятельность Пермского попечительства Ведомства учреждений императрицы Марии и Пермского дамского попечительства о бедных, которые содержали наиболее обустроенные и эффективные в воспитательно-образовательном плане детские учреждения (Пермский детский приют, открытый в 1850 году; Екатеринбургское Убежище для брошенных детей, существующее с 1853 года; Пермское Убежище для бедных детей, эффективно работающее с1862 года). О качестве дела призрения в приютах Пермской губернии свидетельствует содержание письма Канцелярии по управлению детскими приютами от 26 января 1902 года в котором говорится, что по итогам осмотра губернских приютов «особенно успешно развиваются детские приюты в Перми и вообще в Пермской губернии». Данное письмо сопровождается благодарностью от императрицы Марии Федоровны за усердную и плодотворную заботу о местных приютах Ведомства учреждений императрицы Марии.

В начале ХХ века общественные деятели связывают детскую неполноценность с различными заболеваниями, которые сказываются на физическом состоянии (глухота, слепота, нарушения движения) и поддерживают высокую смертность в регионе. Ниже (табл. 3) приводим данные о детской смертности на Урале, фигурирующие в докладе директора Канцелярии по управлению детскими приютами на международном конгрессе по вопросам охраны детей и борьбы с детской смертностью в Брюсселе в 1907 году.

Представленные в таблице данные со всей убедительностью демонстрируют несопоставимо высокий уровень детской смертности во всех регионах России по сравнению с другими развитыми странами. В Пермской губернии по отдельным уездам смертность превышает половину от всех родившихся, что существенно выше общероссийских показателей того периода времени.

Таблица 3

Наши рекомендации