Описание вариативных форм, способов, методов и средств
Реализации Программы
Программа реализует модель образовательного процесса (таблица №7), в которой представлены современные подходы к организации всех видов детской деятельности в соответствии с принятыми методами воспитания, обучения и развития дошкольников, средствами образования, адекватными возрасту детей формами организации образовательной деятельности.
Модель образовательного процесса
Таблица 7
Уровни проектирования | ||||
Физическое развитие | Физическое воспитание: - охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений; - формирование нравственно-физических навыков, потребности в физическом совершенстве; - воспитание культурно-гигиенических качеств; -формирование представлений о своем организме, здоровье, режиме, об активности и отдыхе - формирование навыков выполнения основных движений | Игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность | Двигательная | Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию; утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами (в т.ч. народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки и др. Наблюдение за способами движения разных объектов живой природы; гимнастики (дыхательная, артикуляционная, ритмическая, бодрящая); пешеходная прогулка, оформление и презентация тематической странички портфолио «Я расту», «Мои спортивные достижения» и т.д. |
Социально-коммуникативное развитие | Нравственное воспитание: - формирование механизма нравственного воспитания: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения; - воспитание нравственных качеств, востребованных в современном обществе | Самообслуживание и элементарный бытовой труд; Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); Игровая | Индивидуальные и подгрупповые поручения, дежурства, совместный (общий, коллективный) труд (в т.ч. в рамках практико-ориентированных проектов), реализация проектов, чтение художественной литературы, рассматривание и обсуждение иллюстраций, альбомов о профессиях, создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление предметов для игр и др. Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, разгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты, решение коммуникативно-речевых задач, решение коммуникативно-нравственных задач, просмотр и обсуждение му льтфильмов, выставки, презентации, благотворительные акции, специально организуемые ситуации, события и др. Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические (с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные, шансовые, компьютерные), подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные), игровой проект и др. | |
Трудовое воспитание: - помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью; - развитие личности ребенка в труде |
Познавательное развитие | Умственное воспитание: - сенсорное воспитание; - развитие мыслительной деятельности; - воспитание любознательности, познавательных интересов; - формирование элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста | Познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) | Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию; наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические, конструктивные игры, коллекционирование, моделирование, реализация проекта и др. | |
Речевое развитие | Коммуникативная | Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию; рассказы, беседы, пересказы, загадывание и разгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные (в т.ч. режиссерские) игры, речевые тренинги и др. Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и пр.), артикуляционная зарядка, традиции «общий сбор», презентация странички портфолио, персональная выставка, выставка, события, специально организуемые ситуации, решение коммуникативно-речевых задач. | ||
Художественно-эстетическое развитие | Эстетическое воспитание: - формирование эстетического отношения к окружающему; - формирование художественных умений в области разных искусств | Обсуждение, разучивание и инсценирование произведений, игры-драматизации, детские спектакли и др. | ||
Изобразительная | Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (изобразительной деятельности); мастерские детского творчества, выставки изобразительного искусства, вернисажи детского творчества, рассказы и беседы об искусстве, творческие проекты эстетического содержания, портфолио, творческая мастерская и др. | |||
Музыкальная | Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (музыкальной деятельности); слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале, организация детского оркестра и др. | |||
Восприятие художественной литературы и фольклора | Чтение - слушание и обсуждение, разучивание, придумывание сказок, рассказов, загадок, пересказы, просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, выставка иллюстраций, портретов писателей, изготовление книжек-малышек, литературная викторина, игровой проект, презентация, мини-исследования, творческая мастерская и др. | |||
Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал | Конструирование, творческая мастерская, проектная деятельность и др. |
Описание модели
Модель построена с учетом следующих компонентов образовательной системы(таблица № 8), которые в реальном педагогическом процессе находятся во взаимосвязи:
1) образовательные области,
2) основные воспитательные задачи,
3) сквозные механизмы развития детей,
4) приоритетные виды детской деятельности,
5) формы организации детских видов деятельности.
1. В основу проектирования реализации Программы положеныобразовательные области, в соответствии с ними подобраны остальные структурные компоненты педагогического процесса.
2. В ходе реализации содержания каждой образовательной области решаются основные воспитательные задачи.
3. Конкретное содержание образовательных областей реализуется в различных видах деятельности детей, среди которых выделены три (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность) как сквозные механизмы развития ребенка, которые становятся ведущими видами деятельности на разных возрастных этапах развития ребенка и продолжают оставаться значимыми для него на протяжении всего дошкольного детства.
Таблица 8. Сквозные механизмы развития дошкольников
Возрастной период | Сквозные механизмы развития ребенка |
ранний возраст (1 год - 3 года) | - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; - экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); - общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого |
дошкольный возраст (3 года - 8 лет) | - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; - коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками); - познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) |
4. Для реализации задач различных образовательных областей определены приоритетные виды детской деятельности, в процессе организации которых поставленные задачи будут решаться максимально эффективно.
Таблица 9. Приоритетные виды детской деятельности (активности)
Возрастной период | Виды детской деятельности | Образовательные области |
ранний возраст (2 года - 3 года) | - самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); - восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; - двигательная активность | СКР ХЭР, РР ФР |
дошкольный возраст (3 года - 8 лет) | - восприятие художественной литературы и фольклора; - самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы; - изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация); - музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); - двигательная (овладение основными движениями) форма активности | РР СКР ПР ХЭР ХЭР ФР |
5. Формы организации детских видов деятельности (в том числе в рамках организации непосредственно образовательной деятельности) подобраны с точки зрения адекватности для решения задач той или иной образовательной области. Формы, активно используемые при реализации данной Программы наряду с другими традиционными формами:
Выставки
Задачи:
-развитие и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
-формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками;
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Презентации
Это активная форма работы, позволяющая детям в различных видах деятельности выразить общие интересы группы.
Задачи:
- создать условия для накопления ребёнком первичного опыта общения;
- содействовать разнообразному общению;
- оказать помощь в осознании себя как члена детского коллектива;
- освоение ребёнком разных социальных ролей.
Виды презентаций:
-презентации группы (среды, отдельных функционалов);
-презентация выставочных материалов, которые знакомят с жизнью группы;
-презентация групповых достижений, раскрывающих результаты работы группы детей в каком-либо виде деятельности.
Игровой проект
Задачи:
- обеспечение эмоционально насыщенного общения в продуктивной деятельности;
-обогащение социального опыта ребёнка, помощь в осознании и принятии норм и правил поведения;
- освоение разнообразных социальных ролей в коллективной жизни сверстников;
-формирование умения сотрудничать, отстаивать свои муждения, воспитание достоинства;
-обеспечение прав выбора роли, игрушки, материала, возможность самостоятельного принятия решения;
-планирование совместной деятельности, согласованность в действиях и мнениях;
- формирование чувства ответственности за общее дело.
Событие
Это форма, с помощью которой создаются условия для развития у ребёнка эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование чувства принадлежности к своей семье, малой Родине и Отечеству, представления о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках.
Благотворительные акции
Способствуют присвоению детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Задачи:
-освоение моральных понятий: справедливость – несправедливость, честность – лживость и др.;
-готовность к совершению нравственных поступков: позаботиться о больном друге, защитить малыша, помочь воспитателю, позаботиться о животных и растениях и др.;
- уважение к труду взрослых, бережное отношение к предметам и вещам;
-проявление социальной активности: быть полезным для своей семьи, ближайшего окружения, своей родины;
-формирование личностных качеств: ответственность, стыд, гордость, отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь, уверенность в себе, чувства собственного достоинства и др.