Основные направления деятельности методической службы
К основным направлениям деятельности методической службы относятся:
1. Аналитическая деятельность:
· мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников образовательного учреждения;
· создание базы данных о педагогических работниках образовательного учреждения (с методической точки зрения);
· изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений ее совершенствования;
· выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
· сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательного учреждения;
· изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта и др.
2. Информационная деятельность:
· формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
· ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
· ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности округа, города, России, зарубежных стран;
· информирование педагогических работников образовательных учреждений о новых направлениях в развитии общего и дополнительного образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
· создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности и др.
3. Организационно-методическая деятельность:
· изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам и педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
· прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников образовательного учреждения, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
· организация работы методических объединений педагогических работников образовательного учреждения;
· организация взаимодействия с методическими объединениями других образовательных учреждений;
· участие в разработке содержания компонента образовательных стандартов образовательного учреждения, элективных курсов для предпрофильной подготовки;
· участие в разработке программы развития образовательного учреждения;
· организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательном учреждении;
· методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;
· помощь в комплектовании фондов учебников, учебно-методической литературы;
· подготовка и проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства среди педагогических работников образовательного учреждения;
· организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся;
· взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования и др.
4. Консультационная деятельность:
· организация консультационной работы для педагогических работников образовательного учреждения по вопросам методики преподавания и воспитания;
· популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований.
Формы работы методической службы образовательного учреждения
Общая структура форм методической работы образовательного учреждения.
1. Формы методической работы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических и руководящих работников учреждения образования:
· курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);
· авторские лекции и семинары;
· обучающие семинары;
· теоретические и практико-ориентированные семинары (в том числе, в рамках деятельности структурных подразделений методической службы);
· школьная методическая подготовка педагогов (повышение квалификации учителей по актуальным вопросам современного образования, проблемам организации учебно-воспитательного процесса школы в форме серии занятий);
· участие в работе сетевых сообществ Интернета;
· научно-методические конференции;
· круглые столы;
· мастер-классы;
· постоянно действующие семинары;
· деловые игры;
· единые методические дни по учебным дисциплинам;
· методическое издание (буклеты, газеты, журналы и др.);
· самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме;
· наставничество;
· консультирование по научно-методическим вопросам;
· индивидуальная методическая помощь;
· стажировка;
· работа над личной методической темой;
· выполнение авторских разработок (образовательных, целевых комплексных программ и др.);
· иннновационная работа;
· экспертиза результатов педагогической деятельности;
· диагностика затруднений;
· творческие отчеты, семинары-практикумы, фестивали творческой мысли и др;
2. Формы методической работы, направленные на получение, обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности:
· инновационная работа;
· разработка авторских программ, учебно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию регионального и школьного компонента;
· разработка методических рекомендаций по реализации содержания учебной программы;
· работа в творческих группах;
· научно-практические конференции;
· практические семинары по направлениям деятельности образовательного учреждения;
· фестивали (например, педагогических технологий);
· открытые уроки;
· мастер-классы;
· творческие отчёты;
· конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;
· презентации авторских разработок (авторских, адаптированных программ, элективных курсов);
· публикации авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов уроков, сценариев мероприятий и др.;
· печатные издания школы, в том числе на электронных носителях и др.
3. Формы информационно-методической работы:
· изучение информационных запросов педагогических кадров;
· формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научно-методической литературы;
· обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями;
· создание банков программ, авторских разработок;
· создание картотеки, например, программ элективных курсов, электронных ресурсов;
· разработка памяток и рекомендаций по проведению анализов педагогической и управленческой деятельности по различным направлениям; организации научно-методической и инновационной работы;
· размещение информации о деятельности методической службы на школьном сайте;
· освещение деятельности педагогов в СМИ и др.
По широте одновременного охвата методической работой ее формы можно разделить на коллективные и индивидуальные.
К коллективным формам работы можно отнести:
· семинары;
· практикумы;
· научно-практические конференции;
· школьные методические объединения (МО);
· кафедры;
· школы передового опыта;
· временные творческие учителей;
· школьные методические кабинеты.
К индивидуальным формам работы относятся:
· индивидуальные консультации;
· наставничество;
· стажировка;
· работа над личной методической (творческой) темой;
· индивидуальное самообразование.
Безусловно, это лишь приблизительные перечни форм методической работы и в реальной практике они должны активно пересекаться и дополнять друг друга.
Методические объединения
Под методическим объединением понимается объединение учителей, работа которого нацелена на преломление общепедагогических положений, применительно к педагогической практике конкретного образовательного учреждения.
Есть разные принципы и способы формирования методического объединения, из которых наиболее частыми являются предметный и проблемный. При формировании методического объединения учитываются конкретные условия: количество учителей данного предмета, возможность продуктивной работы в рамках методического объединения учителей разных предметов. На практике выяснено, что в каждое методическое объединение должно входить не менее трех учителей. Для категории учителей, численность которых ограничена (учителя ИЗО, музыки, технологии, ОБЖ), оправдано создание межпредметных методических объединений.
Заседания методического объединения, как правило, проводятся раз в четверть, в период школьных каникул. А при возникновении проблемных ситуаций — чаще. Однако более одного раза в месяц собираться методическому объединению не рационально, так как за небольшой промежуток времени не успевает накопиться достаточное количество информации для обсуждения.
Возглавляет методическое объединение наиболее опытный, теоретически подготовленный учитель. Это особенно важно, так как одной из основных функций методической работы является сохранение стабильности образовательного процесса в данном образовательном учреждении.
В обязанности руководителя входит планирование работы методического объединения, подготовка и проведение заседаний, организация и подготовка открытых уроков и внеурочных занятий учащихся, подведение итогов работы и выработка на их основе рекомендаций.
Руководитель методического объединения имеет право посещать и анализировать уроки учителей (с их согласия), внеклассные мероприятия, проводить контрольно-диагностические мероприятия по изучению уровня обученности учащихся и уровня профессиональной компетентности педагогов.
Желательно, чтобы при планировании работы методического объединения на год отбирались наиболее существенные вопросы педагогической практики, рассмотрение которых поможет учителям реально повысить результаты обучения и воспитания. Неплохо составлять долгосрочное планирование работы методического объединения, опираясь на программу развития образовательного учреждения.
Важным видом деятельности методических объединений являются открытые уроки, организация взаимопосещения уроков и воспитательных мероприятий с последующим их анализом. Здесь необходимо отметить, что для полноценного анализа открытого урока он должен пройти три стадии. Сначала это сообщение учителя до урока о целях и задачах будущего урока, о применяемой технологии, ее особенностях, о специфике учащихся. Затем сам урок, на котором приглашенные коллеги могут стать зрителями или активно участвовать в процессе урока, работать вместе с учениками. И только потом может состояться полноценный анализ на основании тех целей и задач, которые ставил перед собой и учениками учитель.
Для работы методического объединения классных руководителей характерно применение методики коллективного изучения личности школьников и особенностей классных коллективов (например, в форме «педагогического консилиума»). На методических объединениях заслушиваются творческие отчеты учителей, информации о ходе самообразовательной работы.
Педагогические семинары
Семинары сегодня являются самой востребованной формой методической работы в образовательных учреждениях. Однако часто семинары по названию по сути таковыми не являются.
Изначально семинар — это форма интерактивного обучения, которая хорошо дополняет лекцию. Обмен мнениями в течение всего семинара, открытый разговор между его участниками, то есть именно интерактивность — отличительная особенность этой формы. Если же выступающие, намеченные заранее, один за другим выходят перед пассивными слушателями с докладами, то такая форма не может быть признана семинаром. Сегодня форма общения, при которой докладчики сменяют друг друга, чаще называют конференцией.
С другой стороны, нужно четко отделять семинар от еще одной распространенной формы методической работы — круглого стола. Здесь интерактивное общение проходит особенно интенсивно. Сообщения на круглом столе должны быть очень короткими (до 5 минут), а их обсуждение, наоборот, явно превышать время выступления. На семинаре же выступления более продолжительны (15-20 минут) и примерно равны по времени с их обсуждением.
Таким образом, семинар является промежуточной формой между конференцией и круглым столом.
Семинары требуют высокой квалификации организаторов методической работы и часто прямых связей с учеными, представителями НИИ, педагогических институтов. При проведении семинаров особенно необходимо обеспечить обстановку творчества, неформального общения. В ряде случаев после творческого сообщения удается организовать учительскую дискуссию, диспут. В некоторых образовательных учреждениях именно в рамках семинаров проводят так называемые «мозговые атаки», в ходе которых учителя, концентрируя мышление на решение сложных педагогических проблем, коллективно создают более совершенную методику учебно-воспитательной работы. В ходе работы семинара возможно и коллективное решение специальных учебно-педагогических задач, проведение деловых педагогических игр и применение других наиболее активных методов повышения квалификации учителей. Практика показывает, что работа такого семинара в течение ряда лет заметно повышает общую и педагогическую культуру учительского коллектива.