Основные направления деятельности психологической службы.

3.1.Психологическая диагностика:

— изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса, отслеживание развития профессионально значимых качеств и социальной зрелости студентов;

— проведение психолого-педагогической диагностики готовности первокурсников к обучению;

— выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальнойдезадаптации студентов;

— выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов;

— психологическое обеспечение аттестации педагогических кадров.

3.2. Психологическая профилактика (поддержка):

— оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов;

— предупреждение возможных девиаций поведения;

— оказание психологической помощи и поддержки преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

— содействие творческому развитию одаренных студентов;

— оказание психологической поддержки студентам с ограниченными возможностями здоровья.

3.3. Психологическая коррекция:

— оказание психологической помощи и поддержки студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;

— индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении студентов, в том числе связанных с мотивационной сферой личности;

— содействие социально-психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— осуществление коррекции асоциального поведения студентов.

3.4. Психологическое консультирование:

— психологическое консультирование всех участников образовательного процесса;

— консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;

— консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

3.5.Психологическое просвещение:

— повышение психологической компетентности педагогов, студентов и их родителей;

— ознакомление преподавателей с основными возрастными закономерностями личностного развития студента;

— популяризация психологических знаний среди субъектов образовательного процесса.

3.6. Организационно-методическая деятельность:

— подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и разработки индивидуальных развивающих и психокоррекционных программ с учетом особенностей личности студентов;

— участие в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работы, оценке их эффективности;

— обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление;

— подготовка материалов к выступлениям на педсоветах и производственных совещаниях.

19. Основные направления планирования психологической работы в организации.

Наиболее востребованная услуга психолога - это отбор и подбор работников на вакантные места (или при ротации кадров) с учетом их психологической пригодности к выполнению планируемой работы.
Другая задача, тесно связанная с первой - это формирование команды: подбор работников, которые психологически максимально подходят друг к другу и одновременно соответствуют задаче, решаемой подразделением. Задача подбора и формирования команд решается как путем индивидуальной работы, так и с использованием специальных групповых занятий.
Еще один раздел работы психолога на фирме - помощь работникам (в том числе и руководителям) в формировании профессионально значимых для них качеств. Именно здесь обычно может пригодиться опыт психологического консультирования.
Задача, актуальная в наше время в любом временном и постоянном коллективе - это обучение работников приемам психологической саморегуляции, которая является профилактикой стрессовых состояний.
И, наконец, для многих организаций в последнее время становится актуальной изучение нравственного потенциала работников. Руководители могут ожидать от психолога объективной оценки этого потенциала и прогноза возможных действий работника, способных нанести организации существенный ущерб.

Содержание консультационной работы с тревожными клиентами.

Тревожность может мотивировать сопротивление самому процессу консультирования. По существу происходит сопротивление осознанию внутренних конфликтов, а тем самым и усилению тревожности. Сопротивляясь, клиент старается контролировать свою открытость, высказывать только "цензурированные" мысли и чувства, быть как можно более безличностным, подавлять свои чувства по отношению к консультанту. Замечания консультанта должны, напротив, обращать внимание клиента на то, каким образом он избегает сознательном уровне индивид у себя отвергает.

Очень важно позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность, потому что беспокойный клиент мало что слышит, до него не доходят увещевания консультанта. Невысказанная тревожность безгранична. Когда она "одевается" в словесную оболочку, то фиксируется в пределах слов и становится объектом, который может "увидеть" как клиент, так и консультант. Происходит значительное уменьшение дезорганизующей силы тревожности. Следовательно, с тревожным клиентом необходимо обсуждать его состояние, так как это скрытое в бессознательное чувство, поэтому бесполезно давить на клиента, чтобы он скорее назвал причины своей тревожности. Консультант должен проявить понимание и терпимость. Не надо также поддаваться искушению рассуждать о стрессах и напряжении, свойственных нашему времени. Это обычно не затрагивает страданий конкретного клиента. Человеку, раздираемому внутренним, невербализируемым конфликтом, не следует отказывать в помощи из-за якобы экзистенциальной природы его тревожности. Экзистенциальная тревога существует, однако большинство клиентов обращается не из-за нее.

Наши рекомендации