Основные направления деятельности Психологической службы

К основным направлениям деятельности Психологической службы относятся:

3.1. Психологическая диагностика:

- изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса, отслеживание развития профессионально-значимых качеств и социальной зрелости студентов;

- проведение психолого-педагогической диагностики готовности первокурсников к обучению;

- выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов;

- выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов;

- психологическое обеспечение аттестации педагогических кадров.

3.2. Психологическая профилактика (поддержка):

- оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов;

- предупреждение возможных девиаций поведения;

- оказание психологической помощи и поддержки преподавателям, мастерам производственного обучения и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

- содействие творческому развитию одаренных студентов;

- оказание психологической поддержки студентам с ограниченными возможностями здоровья.

3.3. Психологическая коррекция:

- оказание психологической помощи и поддержки студентам, преподавателям, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;

- индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении студентов, в том числе, связанных с мотивационной сферой личности;

- содействие социально-психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- осуществление коррекции асоциального поведения студентов.

3.4. Психологическое консультирование:

- психологическое консультирование всех участников образовательного процесса:

- консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;

- консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

3.5. Психологическое просвещение:

- повышение психологической компетентности педагогов, студентов и их родителей;

- ознакомление преподавателей с основными возрастными закономерностями личностного развития студента;

- популяризация психологических знаний среди субъектов образовательного процесса.

3.6. Организационно-методическая деятельность:

- подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и разработки индивидуальных развивающих и психокоррекционных программ с учетом особенностей личности студентов;

- участие в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и др. видов работы, оценке их эффективности;

- обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление;

- подготовка материалов к выступлениям на педсоветах и производственных совещаниях.

Детские дома и интернаты

Дети, оторванные от семьи и от родителей, переживают двойную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей.

Родительская депривация приводит к нарушениям в развитии и поведении детей, а в результате расставания с семьей разрушаются не только глубокие эмоциональные и социальные связи, но и сама способность эти связи устанавливать. В дальнейшем именно психологические проблемы являются фактором, затрудняющим или делающим невозможной адаптацию ребенка в патронатной семье. Поэтому важна не только индивидуальная работа с ребенком до помещения его в семью, но и психологическое сопровождение семьи на протяжении всего срока, пока ребенок там находится.

Таким образом, работа детской психологической службы проекта включает в себя два основных направления:

· оценка и компенсация последствий травматического опыта, пережитого ребенком;

· психологическая помощь ребенку и его патронатной семье

Кроме непосредственной работы с ребенком и патронатной семьей, в задачу детских психологов входит:

· образовательная работа с патронатными воспитателями (потенциальными и действующими),

· контакты с кровными родственниками детей,

· взаимодействие со всеми службами внутри проекта (социальной, медицинской, юридической) и с организациями вне его(образование и соц. защита);

· а так же научно-методическая деятельность.

Таким образом, говоря о типичных проблемах детей-- социальных сирот, можно констатировать:

· социальную дезадаптацию;

· психологические проблемы (эмоциональные и интеллектуальные);

физические нарушения (отставание от паспортного возраста, психосоматические симптомы).

Коррекционные школы

Основными задачами учреждения являются: оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ; осуществление индивидуально ориентированной педагогической. психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям- оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

Задачи:

1. определение наиболее адекватных путей и средств развивающего и коррекционного воздействия на ребенка.

2. прогнозирование развития ребенка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития.

3. реализация собственно психологической развивающее-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.

ЗПР, нарушения сенсорные, нарушения опорно-двигательные, психические заболевния. – дети с ограниченными возможностями адаптации.

Попадают в такие школы обязательно через ПМПК. Для каждого формулируется индивидуальный образовательный маршрут.

Важна экспертная функция - заключения и психологические диагнозы каждого ребенка служат основанием либо для продолжения обучения в коррекционном учреждении, либо для перевода в массовое учебное заведение.

Учреждения дополнительного образования

- создание социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащихся, обеспечение охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса;

- содействие в приобретении ЗУНов, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

оказание помощи в определении своих возможностей, интересов, склонностей;

Задачи:

1. содействие личностному и интеллектуальному развитию;

2. формирование способности к самоопределению и саморазвитию;

3. гармонизация социально-психологического климата;

4. психологическое обеспечение образовательных программ;

5. участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, программ, проектов, пособий;

6. обеспечение деятельности педагогических работников научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

12. Эксперимент в образовании. Проблемы и перспективы. Понятия инновационного процесса в образовании. Особенности психологического обеспечения.

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Каждое учреждение образования, работающее в инновационном режиме, имеет свои особенности, что естественным образом определяет специфику задач, форм и методов деятельности психолога.

Представляется естественным, что для практического психолога, в первую очередь, необходимо понимание специфики учреждения образования, в котором он работает, знание цели, задач ифункций образовательной среды, четкое представление о том, на какое содержание ориентирована данная образовательная система.

В то же время, в значительной части школ еще идет поиск своей специфики, процесс становления традиций, микроклимата, вырабатываются собственные учебные планы и уставы — идет развитие инновационных процессов.

Таким образом, практический психолог работает не в устоявшейся системе, а в атмосфере экспериментальных начинаний, что, собственно, ипорождает множество проблем, так как становление системы деятельности психолога в инновационной ситуации само по себе является сложным процессом, суть которого можно определить как адаптацию, в первую очередь самого психолога, а также детей, педагогов и родителей к деятельности в условиях новой образовательной системы.

Важными факторами в адаптации психолога в инновационной ситуации являются следующие: анализ ситуации, определение специфики иприоритетов деятельности в изменившихся условиях.

Наши рекомендации