Работа с литературными источниками
5.1. Успешное выполнение курсовой работы предполагает обстоятельное и творческое изучение литературных источников, в том числе нормативных документов, по теме курсовой работы.
5.2. При подборе литературных источников следует обращаться к алфавитным и предметным каталогам библиотек, специальным библиографическим справочникам, тематическим сборникам литературы, указателям журнальных статей, подборкам газет, использовать ссылки на опубликованные работы, имеющиеся в монографиях, брошюрах, статьях. Желательно обращаться к изданиям последних лет, так как в них наиболее полно освещена теория и практика исследуемой темы.
5.3. Список литературы должен быть согласован с руководителем курсовой работы.
5.4. Работу над литературными источниками следует начинать с изучения правовых актов и нормативных документов, учебников, учебных пособий, монографий, справочников. Затем изучаются статьи в журналах и газетах, материалы статистических сборников и бюллетеней.
5.5. Изучение литературных источников сопровождается выписками и конспектированием. Конспектировать следует, в основном, те источники, которые по содержанию курсовой работы могут быть широко использованы, в остальных случаях достаточно ограничиться выписками. При этом целесообразно фиксировать, из какого источника взят материал и в какой части курсовой работы его следует использовать. Дословные тексты оформляются как цитаты (в кавычках) с указанием фамилии автора, его инициалов, полного названия книги или статьи, издательства, места и года издания, номера журнала, страницы и т.д. Это в последующем облегчит обработку материала и составление библиографического списка.
5.6. Конспектируемый материал и выписки рекомендуется группировать по разделам и подразделам работы и систематизировать по существу излагаемой информации. Это необходимо для того, чтобы в процессе последующей работы над темой исследования было легко анализировать и сопоставлять различные точки зрения авторов по дискуссионным вопросам и формировать своё отношение к ним.
РАБОТА С ПРАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
6.1. Важным этапом самостоятельной работы является сбор, обработка, систематизация и анализ практического материала из опыта работы базовых учреждений образования (планы работы, конспекты занятий и уроков, сценарии внеклассных мероприятий, развлечений и др.).
6.2. Прежде чем начать сбор практического материала, необходимо совместно с руководителем работы заранее продумать и определить, какой практический материал надо подвергать изучению, за какой период и в каком объёме его необходимо собирать.
6.3. Собранный практический материал оценивается с точки зрения его достоверности, надёжности и точности, систематизируется и оформляется в зависимости от поставленных целей и задач курсовой работы.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ WEB-РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
7.1. При сборе информации не следует забывать о возможностях сети Интернет. И если главным источником фундаментальной теоретической и аналитической информации служат библиотечные фонды, то в работе с фактической, новостной и статистической информацией большую помощь может оказать компьютер. В отличие от печатной информации данные, опубликованные в Интернете, постоянно обновляются, что позволяет оперативно получать информацию по интересующей тематике.
7.2. Необходимо учитывать, что ни одна из баз данных Интернета не является всеобъемлющей, и качество предоставляемой информации нуждается в критической оценке. Исключение составляют официальные сайты государственных структур, правовые базы, содержащие законодательные и нормативные акты.
7.3. Поиск информации в Интернете предлагается проводить с учётом следующих рекомендаций:
ü желательно избегать прямолинейного поиска по одному слову, лучше задавать поисковой системе группу ключевых слов или фразу;
ü для поиска по группе слов или по ключевой фразе рекомендуется использовать не любую поисковую систему, а ту, которая наиболее знакома, так как в разных системах используются разные правила для записи группы слов (правила нужно знать);
ü при поиске по одному слову целесообразно применять как можно больше разных поисковых систем.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
8.1. По содержанию курсовая работа может носить реферативный или практический характер.
8.2.По структуре курсовая работа реферативного характера состоит из:
ü введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, объект и предмет исследования, формулируется цель работы, обосновывается выбор темы;
ü теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике;
ü заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
ü списка используемой литературы;
ü приложения.
8.3. По структуре курсовая работа практического характера состоит из:
ü введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, обосновывается выбор темы, формулируются цели и задачи работы;
ü основной части, которая обычно состоит из двух разделов: теоретического и практического, который может быть представлен графиками, таблицами, схемами и т.п.;
ü заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы, предложения по решению соответствующей проблемы;
ü списка используемой литературы;
ü приложения.
8.4. Титульный лист является первой страницей курсовой работы и не нумеруется. Он включает в себя название государственного образовательного учреждения, название предметно-цикловой комиссии по дисциплинам которой выполняется курсовая работа; шифр и название ПМ и МДК, название темы работы (прописными буквами), вида работы (курсовая работа); ФИО студента, выполнившего работу; ФИО и должность научного руководителя; оценка. Внизу по центру листа указывается город и год выполнения курсовой работы (Приложение 2).
8.5. Структура работы отражается в её оглавлении (содержании) (Приложение 4).
8.6. Во введении курсовой работы (объем – 2-3 страницы) раскрывается актуальность темы, проблема исследования, цель и задачи работы; объект, предмет исследования, гипотеза; методы исследования, описывается структура работы.
8.7. В основной части работы даётся обоснование проблемы исследования, включающее историю вопроса; излагается и анализируется опыт решения данной проблемы, представленный в литературе; описывается опыт практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения). Основная часть может включать характеристику системы разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий и т.п..
Основная часть курсовой работы не делится на главы, параграфов должно быть немного – 3-4. Это определяется незначительным общим объёмом работы.
Каждый параграф заканчивается выводом, который является лаконичным ответом на название параграфа.
Ссылки на используемую литературу приводятся в квадратных скобках – проставляется номер в соответствии со списком литературы, например: [7]. Ссылки на несколько источников из списка проставляются в квадратных скобках через запятую: [7, 13, 15]. В случае цитирования указываются не только номер источника из списка литературы, но и страницы, на которых изложен используемый материал. Номер источника и номер страницы разделяются знаком «точка с запятой», например: [7; 39].
8.8. В заключении (объёмом 1-3 страницы) делаются общие выводы по изученному вопросу без дословного повторения в соответствии с поставленными задачами исследования, не повторяя дословно выводов по параграфам; даются рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы.
8.9. Список литературы должен содержать не менее 15 источников и оформляться в полном соответствии с библиографическими требованиями.
8.10. В приложениях помещаются исследовательские материалы, таблицы, графики, конспекты уроков занятий, анкеты и т.п. В общую нумерацию страниц приложения не входят. В содержании названия приложений не указываются.
8.11. По объёму курсовая работа должна быть не менее 20 и не более 30 страниц печатного текста, без приложений (1 экземпляр текста в бумажном исполнении, вложенный в папку, и 1 экземпляр в электронном виде – диск, флеш-карта)
8.12. Работа должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе с соблюдением следующих требований:
- Текст работы располагается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с полями: левое - 30 мм, верхнее - 20 мм, правое -15 мм, нижнее - 20 мм.
- Размер шрифта – 14.
- Интервал – полуторный.
- Нумерация страниц – сквозная.
- Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 12 мм.
- Сноски печатаются через один интервал 10 шрифтом.
- Страницы курсовой работы нумеруется с введения (стр. 3; на титульном листе и оглавлении номер страницы не ставится). Номер страницы ставится в правом верхнем углу листа без точки. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами.
- Фамилии, названия организаций должны приводиться на языке оригинала.
- Вставки на полях и между строк не допускаются.
- При включении цитат обязательна ссылка на источник.
- Сокращения в тексте не допускаются.
- Заголовки располагают в середине строки без точки в конце и печатают прописными буквами без подчёркивания. Каждый структурный элемент следует начинать с новой страницы.
- Главы нумеруются. Главы могут делиться на параграфы, которые в свою очередь могут делиться на пункты и подпункты (и более мелкие разделы). Номер параграфа состоит из номеров главы и параграфа в главе, разделённых точкой. В конце номера точка не ставится. Аналогичным образом нумеруются и пункты в параграфе (например: 2.4.2 Анализ результатов). Допускается наличие в главе всего одного параграфа, а в параграфе - одного пункта. Параграфы обязательно озаглавливаются, нумеруются и выделяются полужирным шрифтом и интервалами (т.е. пустой строкой до и после названия параграфа). Названия параграфов должны полностью соответствовать их формулировке в содержании работы. Заголовки параграфов, пунктов и подпунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчёркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно одной пустой строке. Расстояние между заголовками главы и параграфа - 2 интервала (8 мм).
8.13. Оформление рисунка
На все рисунки в тексте должны быть даны ссылки. Рисунки располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки нумеруются арабскими цифрами, нумерация сквозная. Подпись должна выглядеть так: Рисунок 1 - Модель выпускника
Точка в конце названия не ставится.
8.14.Оформление таблиц
Таблицы должны быть простыми и удобными.
В графах таблиц необходимо повторять одинаковые цифры, символы, формулы и обозначения, не заменяя их кавычками или иными знаками.
Пропуски в графах (за отсутствием данных) следует заполнять знаком «тире» или словами «нет данных».
На все таблицы в тексте должны быть ссылки. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Все таблицы нумеруются (нумерация сквозная, либо в пределах раздела – в последнем случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера внутри раздела, разделённых точкой (например: Таблица 1.2). Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения (например: Таблица 7.2).
Слово «Таблица» пишется полностью. Наличие у таблицы собственного названия не обязательно. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с её номером через тире (например: Таблица 3 – Виды уроков). Точка в конце названия не ставится.
При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью, при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например: Продолжение таблицы 1).
Таблицу с большим количеством столбцов допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и столбцы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае – боковик. При делении таблицы на части допускается её головку или боковик заменять соответственно номером столбцов и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами столбцы и (или) строки первой части таблицы.
Заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят. Разделять заголовки и подзаголовки боковых столбцов диагональными линиями не допускается.
Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение.
Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Но головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.
8.15. Оформление примечаний
Примечания размещают сразу после текста, рисунка или в таблице, к которым они относятся. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и идёт текст примечания. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без точки.
Примечание – _______________
или:
Примечания 1_______________
Примечания можно оформить в виде сноски. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому даётся пояснение. Знак сноски выполняют надстрочно арабскими цифрами со скобкой. Допускается вместо цифр выполнять сноски звёздочками «*». Применять более трёх звёздочек на странице не допускается. Сноску располагают в конце страницы с абзацного отступа, отделяя от текста короткой горизонтальной линией слева.
8.16. Оформление перечислений
Для детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа со строчной буквы, знаки препинания после записи не ставятся.
1)__
2)__
3)__
Оформление приложения
Приложения оформляют как продолжение работы на следующих страницах или в виде отдельной части, размещая их в порядке появления ссылок в тексте.
8.18. Если приложения оформляют на следующих страницах работы, каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Приложение должно иметь заголовок, напечатанный вверху строчными буквами с первой большой симметрично относительно текста. В правом верхнем углу над заголовком строчными печатается слово «Приложение». Приложения обозначаются последовательно арабскими цифрами.
8.19. Если приложения оформляют на страницах самой работы, то эти страницы нумеруются как страницы работы.
8.20. Если приложения оформляют отдельной частью, то страницы не нумеруются, а приложения располагают в порядке ссылки на них.
8.21. При оформлении приложений отдельной частью на титульном листе под названием работы печатают прописными буквами слово «Приложение».