Сентябрь — месяц организационно-педагогических дел
№№ п/п | Мероприятия | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Составляется отчетность на начало года | |||||
Производится расстановка кадров, их тарификация | |||||
Составляется и корректируется сетка занятий | |||||
Составляется расписание работы специалистов | |||||
Организуется работа групп по интересам | |||||
Осуществляется анализ и проверка проведения летне-оздоровительного периода | |||||
Организуется работа наставников и молодых специалистов | |||||
Проводятся срезы занятий детей, обследования специалистами – логопедом, психологом | |||||
Формируется общий распорядок работы ДОУ | |||||
Проводится медицинское обследование детей, антропометрические замеры, обсуждение результатов | |||||
Организуется работа по закреплению Правил ДД | |||||
Проводится День знаний | |||||
Проверяется качество оформления документации | |||||
Проводятся родительские собрания | |||||
Составляется смета на IV квартал | |||||
Утверждаются планы самообразования педагогов | |||||
Проводится проверка готовности групп и участков к учебному году | |||||
Составляется режим работы физкультурного, музыкального залов, бассейна, кабинетов | |||||
Подбираются методики, схемы, графики для эффективной диагностики знаний, умений, навыков | |||||
Индивидуальные беседы со специалистами по результатам диагностики и планам работы на предстоящий учебный год | |||||
Проводится инструктаж по темам: “Охрана жизни и здоровья детей”, “Функциональные обязанности”, “ТБ и противопожарная безопасность” | |||||
Проводится производственное собрание по теме “Правила внутреннего трудового распорядка” | |||||
Проводится проверка правильности подбора мебели и маркировка | |||||
Заключаются договора с родителями | |||||
Издание приказа о назначении ответственных за соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности | |||||
Издание приказа о назначении материально-ответственных лиц |
Вопросы по теме
1. Перечислите планы ДОУ, которые являются перспективными, объясните.
2. Из каких частей состоит годовой план ДОУ?
3. Какую предварительную работу необходимо провести, прежде чем приступать к написанию годового плана работы ДОУ?
4. Что такое технологическая карта управления ДОУ?
Лекция № 5
Организационные основы эффективной методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении
План
1. Методическая деятельность и ее значение в системе дошкольного образования.
2. Типы методической работы: исследовательский, экспериментальный, коррекционный.
3. Содержание методической работы в ДОУ.
4. Формы организации методической работы с педагогическим коллективом.
5. Содержание деятельности старшего воспитателя.
Литература
1. Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя ДОУ. М.: АСТ, 2002.
2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: Творческий центр «Сфера», 2003.
3. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.: Просвещение, 1990.
4. Сенина А.И. Методический кабинет.
1. Что такое методическая деятельность, ее значение в системе дошкольного образования
Методическую деятельность обычно определяют как деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта. В книге «Управление современной школой» под редакцией М.М. Поташника (М., 1992) дается определение:
«Под методической работой в школе мы понимаем целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете — на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных учащихся, классов».
Данное определение в полной мере относится и к дошкольному образованию.
В педагогической практике сложилась целая система методических служб разных уровней. Например: городская, окружная (районная) методические службы и методическая служба учреждения образования (школа, детский сад). В дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель или заместитель заведующего по воспитательной работе.
Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.
Опыт показывает, что большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь — со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей ДОУ, со стороны профессионального методического сообщества. В настоящее время эта потребность многократно усилилась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.
Методическая работа в дошкольном учреждении — комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.
В августе 1994 года Министерство образования выпускает письмо «О формах организации и направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ» № 90-М. В письме выделяются основные направления в деятельности методических служб, реализуемые в таких областях, как информационная, диагностическо-прогностическая, инновационная и экспериментальная, области содержания образования, повышения квалификации, аттестации.
Таким образом, методическая служба является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды и т.д.). Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса — содействовать его обновлению.