Сентябрь — месяц организационно-педагогических дел

№№ п/п Мероприятия I неделя II неделя III неделя IV неделя
Составляется отчетность на начало года        
Производится расстановка кадров, их тарификация        
Составляется и корректируется сетка занятий        
Составляется расписание работы специалистов        
Организуется работа групп по интересам        
Осуществляется анализ и проверка проведения летне-оздоровительного периода        
Организуется работа наставников и молодых специалистов        
Проводятся срезы занятий детей, обследования специалистами – логопедом, психологом        
Формируется общий распорядок работы ДОУ        
Проводится медицинское обследование детей, антропометрические замеры, обсуждение результатов        
Организуется работа по закреплению Правил ДД        
Проводится День знаний        
Проверяется качество оформления документации        
Проводятся родительские собрания        
Составляется смета на IV квартал        
Утверждаются планы самообразования педагогов        
Проводится проверка готовности групп и участков к учебному году        
Составляется режим работы физкультурного, музыкального залов, бассейна, кабинетов        
Подбираются методики, схемы, графики для эффективной диагностики знаний, умений, навыков        
Индивидуальные беседы со специалистами по результатам диагностики и планам работы на предстоящий учебный год        
Проводится инструктаж по темам: “Охрана жизни и здоровья детей”, “Функциональные обязанности”, “ТБ и противопожарная безопасность”        
Проводится производственное собрание по теме “Правила внутреннего трудового распорядка”        
Проводится проверка правильности подбора мебели и маркировка        
Заключаются договора с родителями        
Издание приказа о назначении ответственных за соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности        
Издание приказа о назначении материально-ответственных лиц        

Вопросы по теме

1. Перечислите планы ДОУ, которые являются перспективными, объясните.

2. Из каких частей состоит годовой план ДОУ?

3. Какую предварительную работу необходимо провести, прежде чем приступать к написанию годового плана работы ДОУ?

4. Что такое технологическая карта управления ДОУ?

Лекция № 5
Организационные основы эффективной методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении

План

1. Методическая деятельность и ее значение в системе дошкольного образования.

2. Типы методической работы: исследовательский, экспериментальный, коррекционный.

3. Содержание методической работы в ДОУ.

4. Формы организации методической работы с педагогическим коллективом.

5. Содержание деятельности старшего воспитателя.

Литература

1. Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя ДОУ. М.: АСТ, 2002.

2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: Творческий центр «Сфера», 2003.

3. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.: Просвещение, 1990.

4. Сенина А.И. Методический кабинет.

1. Что такое методическая деятельность, ее значение в системе дошкольного образования

Методическую деятельность обычно определяют как деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта. В книге «Управление современной школой» под редакцией М.М. Поташника (М., 1992) дается определение:

«Под методической работой в школе мы понимаем целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете — на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных учащихся, классов».

Данное определение в полной мере относится и к дошкольному образованию.

В педагогической практике сложилась целая система методических служб разных уровней. Например: городская, окружная (районная) методические службы и методическая служба учреждения образования (школа, детский сад). В дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель или заместитель заведующего по воспитательной работе.

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.

Опыт показывает, что большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь — со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей ДОУ, со стороны профессионального методического сообщества. В настоящее время эта потребность многократно усилилась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

Методическая работа в дошкольном учреждении — комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.

В августе 1994 года Министерство образования выпускает письмо «О формах организации и направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ» № 90-М. В письме выделяются основные направления в деятельности методических служб, реализуемые в таких областях, как информационная, диагностическо-прогностическая, инновационная и экспериментальная, области содержания образования, повышения квалификации, аттестации.

Таким образом, методическая служба является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды и т.д.). Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса — содействовать его обновлению.

Наши рекомендации